Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Астраханского областного суда от 02.11.2012 по делу N 7-336/2012
Решение суда о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, отменить, так как ответчик является должностным лицом и лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в магазине.


Решение Астраханского областного суда от 02.11.2012 по делу N 7-336/2012
Решение суда о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, отменить, так как ответчик является должностным лицом и лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в магазине.

АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 2 ноября 2012 г. по делу N 7-336/2012
Судья Чернышова Ю.А.
Судья Астраханского областного суда Усенко О.А., при секретаре судебного заседания В.О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного государственного инспектора по пожарному надзору по Лиманскому району Астраханской области О-Г.В. на решение Лиманского районного суда Астраханской области от 24 сентября 2012 года, состоявшееся по жалобе на постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору по Лиманскому району Астраханской области О-Г.В.С. N от 21 августа 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - <данные изъяты> магазина "Магнит", расположенного по адресу: <адрес> Г.А.А.,
установил:
постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору по Лиманскому району Астраханской области О-Г.В.С. N от 21 августа 2012 года <данные изъяты> магазина "Магнит", расположенного по адресу: <адрес> Г.А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Г.А.А. обратилась с жалобой, в которой просила его отменить.
Решением Лиманского районного суда Астраханской области от 24 сентября 2012 года постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору по Лиманскому району Астраханской области О-Г.В.С. N от 21 августа 2012 года отменено, производство по делу прекращено по основаниям отсутствия в действиях должностного лица Г.А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, ставит вопрос о восстановлении срока обжалования и об отмене решения судьи, поскольку вывод судьи об отсутствии в действиях Г.А.А. состава указанного правонарушения не соответствует фактическим обстоятельствам дела, жалоба рассмотрена неполно и необъективно.
Выслушав представителя ОГПН по Лиманскому району Астраханской области Л.И.А., поддержавшего доводы жалобы, защитника Г.А.А. - М.А.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение судьи по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий суд. В соответствии с положениями части 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подача жалобы, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска этого срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из материалов дела следует, что копия решения Лиманского районного суда Астраханской области от 24 сентября 2012 года направлена в ОГПН по Лиманскому району Астраханской области 26 сентября 2012 года и получена последним 2 октября 2012 года. 10 октября 2012 года должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении подана жалоба в адрес Астраханского областного суда, что подтверждается штампом регистрации входящей документации.
При таких обстоятельствах жалоба подана в течение установленного законом десятидневного срока с момента получения копии решения.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Г.А.А. к административной ответственности послужило то обстоятельство, что она, являясь <данные изъяты> магазина "Магнит", расположенного по адресу: <адрес> допустила нарушение требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390.
Проверяя законность и обоснованность привлечения Г.А.А. к административной ответственности, судья пришел к выводу, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку она не является должностным лицом и лицом ответственным за обеспечение пожарной безопасности в магазине.
Однако данные выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно статье 20 ФЗ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции. Лица, указанные в части 1 статьи 38 Федерального закона, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (ч. 3).
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" и вступившие в силу с 15 мая 2012 года, содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения, в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом под должностным лицом в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Из материалов дела следует, что Г.А.А. является <данные изъяты> магазина "Магнит" ЗАО "Тандер", расположенного по адресу: <адрес> В ходе проверки здания магазина проведенной прокуратурой Лиманского района Астраханской области совместно с ОГПН по Лиманскому району Астраханской области установлены нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации, с которыми Г.А.А. согласилась, что подтверждается ее объяснениями. В ходе данной проверки Г.А.А. была представлена должностная инструкция <данные изъяты> магазина "Магнит", в которой содержится обязанность <данные изъяты> соблюдать правила противопожарной безопасности.
Должностная инструкция <данные изъяты>, утвержденная директором АФ ЗАО "Тандер", с которой Г.А.А. ознакомлена 01.01.2012, также содержит указание на соблюдение <данные изъяты> выполнение правил техники безопасности и соблюдение правил эксплуатации электротехнического оборудования.
Таким образом, Г.А.А., будучи <данные изъяты>, является должностным лицом и лицом ответственным за обеспечение пожарной безопасности в магазине.
Прекращая производство по административному делу по основаниям отсутствия в действиях <данные изъяты> магазина "Магнит" Г.А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом не были выполнены предусмотренные статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требования о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет отмену постановления судьи.
В соответствии с положением части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Из материалов дела следует, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении должностного лица дела об административном правонарушении, предусмотренные частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имели место 30 июля 2012 года.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, в настоящее время не истек.
В соответствии со статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится в том числе решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
При таких обстоятельствах вынесенное по делу решение подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение, в ходе которого следует дать надлежащую оценку законности и обоснованности постановления о назначении <данные изъяты> магазина "Магнит", расположенного по адресу: <адрес> Г.А.А. административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 30.9, пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение Лиманского районного суда Астраханской области от 24 сентября 2012 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - <данные изъяты> магазина "Магнит", расположенного по адресу: <адрес> Г.А.А. - отменить, дело возвратить в Лиманский районный суд Астраханской области на новое рассмотрение.