Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Верховного суда Республики Карелия от 28.10.2021 N 21-431/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.

Решение Верховного суда Республики Карелия от 28.10.2021 N 21-431/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.


Содержание


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
от 28 октября 2021 г. N 21-431/2021
Судья: Рыжкова Е.В.
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А.,
рассмотрев жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" на постановление заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия, начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 13 июля 2021 г. и решение судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 23 августа 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 13 июля 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Медвежьегорского районного суда РК от 23 августа 2021 г., ПАО "ФСК ЕЭС" признано виновным в совершении противоправного деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
В поданной в вышестоящий суд жалобе защитник ПАО "ФСК ЕЭС" фио1 просит отменить решение судьи и прекратить производство по делу в связи с нарушением норм материального и процессуального права, мотивируя свои доводы отсутствием умысла на совершение вменяемого деяния, выполнением работ по расширению просеки линии электропередач подрядной организацией, что свидетельствует о наличии неустранимых сомнений в виновности привлекаемого лица, и использованием субъектами административной юрисдикции недопустимых доказательств.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Исходя из положений п. 13 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ, к видам использования лесов относятся строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Согласно ч. 3 ст. 16, ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 были утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами (п. 1).
Согласно п. 29 Правил пожарной безопасности в лесах срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
В п. 45 Правил пожарной безопасности в лесах определено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пп. 26 - 31 настоящих Правил.
При этом допускается складирование вырубленной древесины в границах просеки с соблюдением требований п. 29 настоящих Правил в случае, если выполнение требований п. 31 при складировании невозможно ввиду отсутствия близлежащих открытых пространств или ширины просеки.
В соответствии с положениями п. 1 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 14.04.2021 N 808 начало пожароопасного сезона на территории Медвежьегорского муниципального района Республики Карелия было определено с 24 апреля 2021 г.
Исследование материалов дела показало, что ПАО "ФСК ЕЭС" является собственником линии электропередач ВЛ 330 кВ Ондская ГЭС-Кондопога, проходящей также в районе Медвежьегорского участкового лесничества ГКУ РК "Медвежьегорское центральное лесничество", включая территорию 41 квартала (выделы 1, 7, 10, 11, 12 (эксплуатационные и защитные леса)).
При проведении 29 апреля 2021 г. уполномоченными должностными лицами Пиндушского и Медвежьегорского участковых лесничеств ГКУ РК "Медвежьегорское центральное лесничество" при участии представителей ПАО "ФСК ЕЭС" осмотра названного выше лесного участка было установлено, что древесина повалена вдоль стены леса, не разделена на сортименты, не уложена в штабеля, порубочные остатки уложены на волока.
В связи с допущенным нарушением собственником линейного объекта в процессе деятельности по расширению просеки линии электропередач требований пп. 29, 45 Правил пожарной безопасности в лесах, отраженным в акте осмотра от 29 апреля 2021 г. N 9/1, 28 мая 2021 г. в отношении ПАО "ФСК ЕЭС" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении и материалы дела переданы на рассмотрение по подведомственности в Министерство природных ресурсов и экологии РК, по результатам которого постановлением должностного лица данного ведомства от 13 июля 2021 г. юридическое лицо признано виновным в совершении инкриминируемого деяния, которое в порядке судебного пересмотра оставлено без изменения.
При принятии субъектами административной юрисдикции обжалуемых актов надлежащим образом установлены все необходимые обстоятельства, входящие в предмет доказывания по настоящему делу об административном правонарушении, применительно к заложенной в ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ диспозиции, сути выявленного нарушения, возложенным на ПАО "ФСК ЕЭС" обязанностям и сфере специального нормативного регулирования.
Постановление должностного лица и решение судьи приняты в рамках процедуры, предусмотренной нормами КоАП РФ, мотивированы и отвечают требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены, административное наказание назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Доводы жалобы, сводящиеся к отрицанию виновности в совершении вменяемого правонарушения по приведенным в ней мотивам, являются несостоятельными, так как выводы должностного лица и судьи о наличии квалифицирующих признаков состава выявленного противоправного деяния, создающего угрозу возникновения и распространения лесных пожаров в период пожароопасного сезона, основаны на собранных по делу доказательствах в их совокупности, которым дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
С учетом заложенных в главе 26 КоАП РФ норм все доказательства, которые вошли в основу обвинения привлекаемого к ответственности лица, являются допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными и обоснованно приняты в качестве таковых при вынесении обжалуемых актов.
Вопреки доводам жалобы существенных нарушений процессуальных требований при составлении и направлении привлекаемому лицу акта осмотра участка лесного фонда не установлено.
Ссылка заявителя на отсутствие умысла при совершении правонарушения безусловным основанием для отмены состоявшихся по делу актов служить не может, поскольку в рассматриваемом случае доказательств объективной невозможности соблюдения юридическим лицом требований правил пожарной безопасности в лесах в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, материалы дела не содержат.
Заключение 16 октября 2020 г. ПАО "ФСК ЕЭС" и ООО "Индустрия" договора подряда на выполнение работ по доведению ширины просеки ВЛ 330 кВ Ондская ГЭС-Кондопога до нормативных значений не исключало возможности привлекаемого лица в соответствии с условиями договора и положениями ст. 715 Гражданского кодекса РФ своевременно проверять ход и качество выполняемых подрядчиком работ, в том числе на предмет соблюдения правил пожарной безопасности в лесах применительно к видам производимых работ, не вмешиваясь в его деятельность. Выявленные нарушения, которые могли способствовать развитию пожара и возникновению негативных последствий, указывают на отсутствие надлежащего контроля со стороны заказчика за соблюдением подрядчиком требований пожарной безопасности в лесах на вверенном ему объекте.
При этом следует отметить, что из содержания норм законодательства, подлежащего применению к возникшим правоотношениям, во взаимосвязи с ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ не следует указания на специальные признаки субъекта выявленного правонарушения, и административно наказуемым лицом может быть признан любой пользователь лесного участка, допустивший нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных обстоятельств не свидетельствует о том, что при разрешении дела допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования.
При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи подлежат оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь требованиями ст. ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия, начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 13 июля 2021 г. и решение судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 23 августа 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" оставить без изменения, жалобу юридического лица - без удовлетворения.
Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ N 1413, <***>).
Судья
Н.А.КОЛБАСОВА