Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Верховного суда Республики Карелия от 06.09.2018 N 21-213/2018
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах).
Решение: Требование удовлетворено, производство по делу прекращено.
Решение Верховного суда Республики Карелия от 06.09.2018 N 21-213/2018
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах).
Решение: Требование удовлетворено, производство по делу прекращено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
от 6 сентября 2018 г. N 21-213/2018
Судья Тугорева А.В.
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛЗК" на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 03 апреля 2018 г. и решение судьи Сегежского городского суда Республики Карелия от 13 июня 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЛЗК",
установил:
на основании постановления уполномоченного должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 03 апреля 2018 г., оставленного без изменения решением судьи Сегежского городского суда РК от 13 июня 2018 г., ООО "ЛЗК" было привлечено к административной ответственности, предусмотренной
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 55 000 рублей.
В поданной в вышестоящий суд жалобе защитник ООО "ЛЗК" Тельтевская Ю.А. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, ссылаясь в своих доводах на своевременную очистку привлекаемым к ответственности лицом лесосеки от порубочных остатков, допущение выявленного нарушения третьими лицами, составление акта осмотра лесосеки, протокола об административном правонарушении и рассмотрение дела в отсутствие представителя юридического лица, нарушение предусмотренного
ст. 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении и наличие оснований для признания вменяемого противоправного деяния малозначительным.
Заслушав объяснения защитника Трушникова А.С., поддержавшего доводы жалобы, представителя административного органа Т., считавшего привлечение юридического лица к административной ответственности законным и обоснованным, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Из материалов настоящего дела следует, что 20 июня 2016 г. между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия и ООО "ЛЗК" был заключен договор N купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, в Сегежском муниципальном районе, в том числе в Сегежском участковом лесничестве, Сегежском лесничестве (по лесоустройству) в квартале 11 (...).
В силу п. 8 договора очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины в срок до 19 июня 2017 г.
Покупатель обязан соблюдать правила заготовки древесины, правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечить вывоз древесины в срок, установленный договором; осуществлять своевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков в соответствии с настоящим договором, правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах (подп. "в", "е", "ж" п. 15 договора).
Также установлено, что в ходе проведенного 12 июля 2017 г. осмотра мест рубок выявлены факты нарушения ООО "ЛЗК" в кварталах (...) правил заготовки древесины и правил пожарной безопасности в лесах, выразившиеся в необеспечении вывоза древесины в установленный договором срок (оставлена древесина в объеме (...)) и в неудовлетворительной очистке от порубочных остатков на площади 0 (...) в связи с чем 12 июля 2017 г. составлен один акт осмотра лесосеки.
В связи с установленными нарушениями должностным лицом ГКУ РК "Сегежское центральное лесничество" в отношении ООО "ЛЗК" 01 февраля 2018 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ (за нарушение подп. "з" п. 12 Правил заготовки древесины), и 20 февраля 2018 г. - протокол об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 8.32 (за нарушение пп. 17, 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах).
По результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях и других материалов дел заместителем начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителем главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия 21 марта и 03 апреля 2018 г. были вынесены два постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности, предусмотренной
ч. 1 ст. 8.25 и
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей и 55 000 рублей соответственно, которые решениями судей Сегежского городского суда РК от 04 июня и от 13 июня 2018 г. признаны законными.
Решением судьи Верховного Суда РК от 25 июля 2018 г. постановление должностного лица от 21 марта 2018 г. и решение судьи суда первой инстанции от 04 июня 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, оставлены без изменения.
Обстоятельства вменяемого противоправного деяния, предусмотренного
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и виновность лесопользователя в его совершении подтверждаются собранными доказательствами в их совокупности, и доводы подателя жалобы относительно допущения нарушения правил пожарной безопасности в лесах третьими лицами объективно ничем не подтверждены.
Между тем субъектами административной юрисдикции не были учтены имеющие значение для правильного разрешения дела следующие обстоятельства.
Согласно требованиям
ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 ст. 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины.
В силу
ч. ч. 1,
9 ст. 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в
ст. 23 данного Кодекса лесничествах, лесопарках устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из
п. 11 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474, в случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз осуществляются в течение срока, установленного договором.
Подпунктом "з" п. 12 приведенных Правил при заготовке древесины не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.
Частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В силу
пп. 16,
34,
35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. Просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Пунктом 17 Правил предусмотрены действия, осуществляемые при проведении очистки мест рубок (лесосек).
Приказом Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 27 марта 2017 г. N 548 установлена дата начала пожароопасного сезона на всей территории Республики Карелия - с 21 апреля 2017 г.
Согласно установленным обстоятельствам нарушение требований нормативных правовых актов были допущены лесопользователем в одно время на территории одного лесничества при заготовке древесины по договору купли-продажи от 20 июня 2016 г., то есть привлекаемым к ответственности лицом совершено одно бездействие, выразившееся в одновременном нарушении приведенных правил заготовки древесины и правил пожарной безопасности в лесах в условиях противопожарного режима, содержащее составы административных правонарушений, предусмотренных
ч. 1 ст. 8.25 и
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же должностному лицу.
В связи с изложенным должностному лицу при поступлении к нему протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных
ч. 1 ст. 8.25 и
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, следовало вынести одно постановление о признании ООО "ЛЗК" виновным в совершении двух административных правонарушений и назначить ему административное наказание в порядке, предусмотренном
ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, за все выявленные нарушения правил заготовки древесины и правил пожарной безопасности в лесах.
Между тем требования
ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ и
п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" должностным лицом учтены не были, и при пересмотре постановлений о привлечении лесопользователя к административной ответственности, предусмотренной
ч. 1 ст. 8.25 и
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, судьями данная ошибка не исправлена.
Рассмотрение в отдельном производстве фактов нарушений, допущенных лицом при совершении одного бездействия, искусственно создает множественность правонарушений, что не соответствует целям и задачам административного законодательства.
В соответствии со
ст. 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен быть повторно судимым или наказан в уголовном порядке в рамках юрисдикции одного и того же государства за преступление, за которое уже был оправдан или осужден в соответствии с законом и уголовно - процессуальными нормами этого государства.
Как следует из позиции Европейского Суда по правам человека, выраженной в постановлении по делу "З. против Российской Федерации" от 10.02.2009, данная
статья подлежит применению, в том числе, в производстве по делам об административных правонарушениях и должна толковаться как запрещающая преследование или предание суду за второе правонарушение, если они вытекают из идентичных фактов или фактов, которые в значительной степени являются теми же.
Поскольку в соответствии с установленными по настоящему делу обстоятельствами постановление должностного лица от 21 марта 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, 25 июля 2018 г. вступило в законную силу, в связи с чем возможность устранения допущенного нарушения утрачена, и согласно требованиям
ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение, считаю, что постановление должностного лица от 03 апреля 2018 г. и решение судьи от 13 июня 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, подлежат отмене, производство по делу - прекращению на основании
п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, что будет соответствовать принципу справедливости.
Руководствуясь требованиями
ст. ст. 30.7 -
30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 03 апреля 2018 г. и решение судьи Сегежского городского суда Республики Карелия от 13 июня 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЛЗК" отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании
пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Н.А.КОЛБАСОВА