Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 07.03.2023 N 16-1422/2023 данное решение оставлено без изменения.
Название документа
Решение Калининградского областного суда от 25.10.2022 по делу N 12-450/2022 (УИД 39RS0001-01-2022-004731-09)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.


Решение Калининградского областного суда от 25.10.2022 по делу N 12-450/2022 (УИД 39RS0001-01-2022-004731-09)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 25 октября 2022 г. по делу N 12-450/2022
N 7А-285/2022
УИД 39RS0001-01-2022-004731-09
Судья: Чеснокова Е.В.
Судья Калининградского областного суда Тимощенко Р.И.
при секретаре Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу К.В. на решение судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 7 сентября 2022 года, которым изменено постановление государственного инспектора городского округа "Город Калининград" - старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу "Город Калининград" УНДиПР ГУ МЧС России по Калининградской области К.К. N 139/4-5-7 от 8 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении председателя правления СНТ "Водник-3" К.В.
установил:
Постановлением государственного инспектора городского округа "Город Калининград" по пожарному надзору - старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу "Город Калининград" УНДиПР ГУ МЧС России по Калининградской области К.К. N 457/4-5-7 от 8 июля 2022 года председатель правления СНТ "Водник-3" К.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Решением судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 7 сентября 2022 года постановление от 8 июля 2022 года изменено в части назначенного наказания, размер назначенного штрафа снижен до 15 000 руб. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе К.В. просит отменить решение судьи и постановление должностного лица как незаконные и необоснованные. Указывает на неправомерное привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку на момент составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела особый противопожарный режим на территории Калининградской области был отменен. Считает, что имеются основания для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение.
Заслушав объяснения К.В. и ее защитника по ордеру Л., поддержавших доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима влекут наложение административного штрафа на должностных лиц от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а также Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479.
Требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Нормативное регулирование в области пожарной безопасности предполагает неукоснительное соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" особый противопожарный режим - это дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Особый противопожарный режим устанавливается решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях (ст. 30 Федерального закона "О пожарной безопасности").
Приказом Министерства строительства и ЖКХ Калининградской области от 25.03.2022 N 16/05 на территории Калининградской области на период с 28 марта 2022 года по 31 мая 2022 года был установлен особый противопожарный режим.
Как следует из материалов дела, 16 мая 2022 года помощником прокурора Ленинградского района г. Калининграда с привлечением в качестве специалиста старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу "Город Калининград" была проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в СНТ "Водник-3", расположенного по адресу: <...> по результатам которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности:
- при наличии на территории СНТ естественных (искусственных) водоисточников к ним не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды (п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, п. 8.16 СП 4.13130.2013 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (утверждены Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288);
- тупиковые проезды (Первый проезд, Второй проезд, Третий проезд, Четвертый проезд) не обеспечены разворотными площадками размерами не менее 15х15 м (ст. 90 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 8.13 СП 4.13130.2013 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям; п. 5.7 СП 53.13330.2019 "Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (планировка и застройка территорий садоводческих (дачных объединений граждан, здания и сооружения, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.10.2019 N 618/пр.);
- у въездов на территорию СНТ "Водник-3" отсутствуют схемы обозначения выездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения (п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации).
Председателем правления СНТ "Водник-3" с 25.08.2021 является К.В.
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности послужили основанием для составления должностным лицом в отношении председателя правления СНТ "Водник-3" К.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, и привлечением к административной ответственности, установленной данной нормой.
Судья районного суда, руководствуясь ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", не согласился с выводами должностного лица о несоблюдении председателем правления требований п. 8.13 СП 4.13130.2013 и п. 5.7 СП 53.13330.2019, указав, что эти положения не могут быть применены в отношении СНТ "Водник-3", поскольку застройка территории товарищества осуществлялась до введения указанных сводов правил в действие, в связи с чем исключил данные нарушения.
Исключая из объема вмененных нарушений нарушение требований пожарной безопасности, указанное в п. 75 Правил противопожарного режима в РФ, судья районного суда пришел к выводу о том, что обязанность, предусмотренная указанным нормативным актом, по устройству подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды возлагается на органы местного самоуправления.
Факт нарушения председателем правления СНТ "Водник-3" К.В. п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации в период действия особого противопожарного режима, выразившегося в отсутствие у въездов на территорию СНТ "Водник-3" схем обозначения выездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения, и ее вина подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе информацией о результатах проведенной прокуратурой Ленинградского района г. Калининграда проверки на предмет соблюдения требований пожарной безопасности от 23.05.2022; протоколом об административном правонарушении N 157/4-5-7 от 06.07.2022; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении СНТ "Водник-3", которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в деянии председателя правления К.В. состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Доказательств принятия председателем правления СНТ "Водник-3" К.В. необходимых и достаточных мер, направленных на соблюдение требований пожарной безопасности, не имеется, следовательно, выводы о виновном совершении противоправного деяния являются обоснованными.
Указание К.В. на то, что у въездов на территорию СНТ имелись схемы обозначения выездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения, не может быть принято во внимание, поскольку факт отсутствия таких схем установлен при проведении проверки. Представленные К.В. чертежи земельных участков товарищества, а также схема расположения земельных участков из межевого плана вопреки утверждению последней не являются схемами обозначения выездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения.
Довод жалобы о неправомерном привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ ввиду отмены особого противопожарного режима на момент административного расследования и вынесения обжалуемых актов является несостоятельным, поскольку нарушение требований пожарной безопасности выявлено в период действия указанного режима.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что допущены существенные нарушения норм КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является правовым основанием к отмене принятых по делу решений.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности.
Административное наказание в виде штрафа назначено должностным лицом в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции вменяемой статьи.
По результатам рассмотрения жалобы судья районного суда, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П, размер административного штрафа снизил до 15 000 рублей. Окончательно назначенное К.В. наказание является обоснованным, справедливым и отвечающим цели административного наказания.
Доводы жалобы о наличии оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ подлежат отклонению ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 названного Кодекса.
Вместе с тем, учитывая конкретные обстоятельства совершения правонарушения в области пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, характер выявленных нарушений, что непосредственно связано с угрозой безопасности жизни и здоровья граждан, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по настоящему делу не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление государственного инспектора городского округа "Город Калининград" - старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу "Город Калининград" УНДиПР ГУ МЧС России по Калининградской области К.К. N 139/4-5-7 от 8 июля 2022 года, измененное решением судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 7 сентября 2022 года, решение судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 7 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя правления СНТ "Водник-3" К.В. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.