Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 07.03.2023 N 16-1422/2023 данное решение оставлено без изменения.
Название документа
Решение Калининградского областного суда от 25.10.2022 по делу N 12-450/2022 (УИД 39RS0001-01-2022-004731-09)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.
Решение Калининградского областного суда от 25.10.2022 по делу N 12-450/2022 (УИД 39RS0001-01-2022-004731-09)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 25 октября 2022 г. по делу N 12-450/2022
N 7А-285/2022
УИД 39RS0001-01-2022-004731-09
Судья: Чеснокова Е.В.
Судья Калининградского областного суда Тимощенко Р.И.
при секретаре Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу К.В. на
решение судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 7 сентября 2022 года, которым изменено постановление государственного инспектора городского округа "Город Калининград" - старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу "Город Калининград" УНДиПР ГУ МЧС России по Калининградской области К.К. N 139/4-5-7 от 8 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении председателя правления СНТ "Водник-3" К.В.
установил:
Постановлением государственного инспектора городского округа "Город Калининград" по пожарному надзору - старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу "Город Калининград" УНДиПР ГУ МЧС России по Калининградской области К.К. N 457/4-5-7 от 8 июля 2022 года председатель правления СНТ "Водник-3" К.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Решением судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 7 сентября 2022 года постановление от 8 июля 2022 года изменено в части назначенного наказания, размер назначенного штрафа снижен до 15 000 руб. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе К.В. просит отменить решение судьи и постановление должностного лица как незаконные и необоснованные. Указывает на неправомерное привлечение к административной ответственности по
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку на момент составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела особый противопожарный режим на территории Калининградской области был отменен. Считает, что имеются основания для применения положений
ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение.
Заслушав объяснения К.В. и ее защитника по ордеру Л., поддержавших доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с
частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима влекут наложение административного штрафа на должностных лиц от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а также Федеральным
законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479.
Требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Нормативное регулирование в области пожарной безопасности предполагает неукоснительное соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
В соответствии с положениями
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" особый противопожарный режим - это дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Особый противопожарный режим устанавливается решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях (
ст. 30 Федерального закона "О пожарной безопасности").
Приказом Министерства строительства и ЖКХ Калининградской области от 25.03.2022 N 16/05 на территории Калининградской области на период с 28 марта 2022 года по 31 мая 2022 года был установлен особый противопожарный режим.
Как следует из материалов дела, 16 мая 2022 года помощником прокурора Ленинградского района г. Калининграда с привлечением в качестве специалиста старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу "Город Калининград" была проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в СНТ "Водник-3", расположенного по адресу: <...> по результатам которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности:
- при наличии на территории СНТ естественных (искусственных) водоисточников к ним не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды (
п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479,
п. 8.16 СП 4.13130.2013 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (утверждены
Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288);
- тупиковые проезды (Первый проезд, Второй проезд, Третий проезд, Четвертый проезд) не обеспечены разворотными площадками размерами не менее 15х15 м (
ст. 90 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 8.13 СП 4.13130.2013 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям;
п. 5.7 СП 53.13330.2019 "Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (планировка и застройка территорий садоводческих (дачных объединений граждан, здания и сооружения, утвержденного
приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.10.2019 N 618/пр.);
- у въездов на территорию СНТ "Водник-3" отсутствуют схемы обозначения выездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения (
п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации).
Председателем правления СНТ "Водник-3" с 25.08.2021 является К.В.
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности послужили основанием для составления должностным лицом в отношении председателя правления СНТ "Водник-3" К.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, и привлечением к административной ответственности, установленной данной нормой.
Судья районного суда, руководствуясь
ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", не согласился с выводами должностного лица о несоблюдении председателем правления требований
п. 8.13 СП 4.13130.2013 и
п. 5.7 СП 53.13330.2019, указав, что эти положения не могут быть применены в отношении СНТ "Водник-3", поскольку застройка территории товарищества осуществлялась до введения указанных
сводов правил в действие, в связи с чем исключил данные нарушения.
Исключая из объема вмененных нарушений нарушение требований пожарной безопасности, указанное в
п. 75 Правил противопожарного режима в РФ, судья районного суда пришел к выводу о том, что обязанность, предусмотренная указанным нормативным актом, по устройству подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды возлагается на органы местного самоуправления.
Факт нарушения председателем правления СНТ "Водник-3" К.В. п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации в период действия особого противопожарного режима, выразившегося в отсутствие у въездов на территорию СНТ "Водник-3" схем обозначения выездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения, и ее вина подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе информацией о результатах проведенной прокуратурой Ленинградского района г. Калининграда проверки на предмет соблюдения требований пожарной безопасности от 23.05.2022; протоколом об административном правонарушении N 157/4-5-7 от 06.07.2022; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении СНТ "Водник-3", которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам
статьи 26.11 КоАП РФ.
Вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в деянии председателя правления К.В. состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования
ст. 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные
статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии со
ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно
примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Доказательств принятия председателем правления СНТ "Водник-3" К.В. необходимых и достаточных мер, направленных на соблюдение требований пожарной безопасности, не имеется, следовательно, выводы о виновном совершении противоправного деяния являются обоснованными.
Указание К.В. на то, что у въездов на территорию СНТ имелись схемы обозначения выездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения, не может быть принято во внимание, поскольку факт отсутствия таких схем установлен при проведении проверки. Представленные К.В. чертежи земельных участков товарищества, а также схема расположения земельных участков из межевого плана вопреки утверждению последней не являются схемами обозначения выездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения.
Довод жалобы о неправомерном привлечении к ответственности по
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ ввиду отмены особого противопожарного режима на момент административного расследования и вынесения обжалуемых актов является несостоятельным, поскольку нарушение требований пожарной безопасности выявлено в период действия указанного режима.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что допущены существенные нарушения норм
КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является правовым основанием к отмене принятых по делу решений.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности.
Административное наказание в виде штрафа назначено должностным лицом в соответствии с требованиями
ст. ст. 3.1,
3.5 и
ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции вменяемой статьи.
По результатам рассмотрения жалобы судья районного суда, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в
Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П, размер административного штрафа снизил до 15 000 рублей. Окончательно назначенное К.В. наказание является обоснованным, справедливым и отвечающим цели административного наказания.
Доводы жалобы о наличии оснований для применения положений
ст. 4.1.1 КоАП РФ подлежат отклонению ввиду следующего.
В соответствии с
ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей
раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных
частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных
частью 2 настоящей статьи.
Согласно
ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений
ч. 2 ст. 3.4 и
ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в
ч. 2 ст. 3.4 названного Кодекса.
Вместе с тем, учитывая конкретные обстоятельства совершения правонарушения в области пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, характер выявленных нарушений, что непосредственно связано с угрозой безопасности жизни и здоровья граждан, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по настоящему делу не допущено.
решил:
постановление государственного инспектора городского округа "Город Калининград" - старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу "Город Калининград" УНДиПР ГУ МЧС России по Калининградской области К.К. N 139/4-5-7 от 8 июля 2022 года, измененное
решением судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 7 сентября 2022 года,
решение судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 7 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя правления СНТ "Водник-3" К.В. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.