Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.07.2007 по делу N А60-12899/2007-С6
Требование: О привлечении к административной ответственности.


Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.07.2007 по делу N А60-12899/2007-С6
Требование: О привлечении к административной ответственности.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
31 июля 2007 г. Дело N А60-12899/2007-С6
объявлена резолютивная часть
полный текст изготовлен
31 июля 2007 г.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухиной при ведении протокола судебного заседания судьей Н.Н. Присухиной рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга к ОАО "Екатеринбургская компания по нефтепродуктам" (ОАО "Екатеринбургнефтепродукт") о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании: от заявителя - Ежова И.Г., старший помощник прокурора, доверенность от 09.06.2007, от ОАО "Екатеринбургнефтепродукт" - Шунайлова О.А., представитель, по доверенности от 02.04.2007.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Екатеринбургская компания по нефтепродуктам" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности по эксплуатации взрывоопасного производственного объекта (АЗС) без специального разрешения (лицензии).
В судебном заседании прокурор поддержал свои требования, указывая на то, что организация не имеет лицензию на эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта - автозаправочной станции - по адресу: г. Екатеринбург, ул. Онуфриева, 23, и что эти действия образуют состав административного правонарушения.
Заинтересованное лицо заявленные требования не признало, ссылаясь на наличие у организации лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, а также на отсутствие обязанность получения лицензии в отношении каждого из таких объектов.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
на основании постановления о проведении проверки (ревизии) финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности N 408 от 09.08.2007 УВД Ленинского района г. Екатеринбурга проведена проверка автозаправочной станции (АЗС) открытого акционерного общества "Екатеринбургская компания по нефтепродуктам", расположенной по адресу: г. Екатеринбург, ул. Онуфриева, 23, о чем составлен акт от 09.05.2007.
В ходе проверки установлено, что с февраля 2004 года акционерное общество "Екатеринбургская компания по нефтепродуктам" на данном объекте осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с розничной продажей населению горюче-смазочных материалов, при этом организацией получена лицензия на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов N 63-ЭВ-000282(КС) от 17.10.2003.
По результатам данной проверки прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга своим постановлением от 29.06.2007 возбудил производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление открытым акционерным обществом "Екатеринбургская компания по нефтепродуктам" предпринимательской деятельности по адресу: г. Екатеринбурга, ул. Онуфриева, 23, без соответствующего разрешения (лицензии) на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов и в соответствии со ст. 202 АПК РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Исследовав материалы дела и заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Статьей 25.11 КоАП РФ прокурору представлено право возбуждать производство по делу об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурор выносит постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
Административная ответственность по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Виды деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), установлены Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствии с которым лицензированию подлежит, в том числе, эксплуатация взрывоопасных производственных объектов.
До 17.01.2007 порядок лицензирования этого вида деятельности регулировался Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 382 от 04.06.2002, в соответствии с п. 2 которого отнесение объектов к категории взрывоопасных производственных объектов осуществляется в соответствии с критериями, установленными законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ N 116-ФЗ от 21.07.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Закону.
Названное Приложение определяет, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Пунктом 1.4 Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Гостехнадзора России N 61-А от 18.10.2002, отнесение объектов к категории опасных производственных объектов производится организацией, эксплуатирующей эти объекты, по результатам их идентификации в соответствии с перечнем типовых видов опасных производственных объектов, разрабатываемым Гостехнадзором России.
Приказом Гостехнадзора России N 138 от 19.06.2003 утверждены "Методические рекомендации по осуществлению идентификации опасных производственных объектов" (РД03-616-03). Перечень типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре приведен в Приложении N 1 к указанным Рекомендациям, где указано, что к видам опасных производственных объектов отнесены, в том числе, площадки сливо-наливочного терминала, площадка нефтебазы (склада, парка, комплекса) по хранению и перевалке нефтепродуктов, склад ГСМ.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденными Приказом Минэнерго от 01.08.2001 N 229, автозаправочные станции, пункты предназначены для приема, хранения, выдачи (отпуска) и учета нефтепродуктов.
Горючая среда согласно ГОСТу 12.1.004-91 "Пожарная безопасность. Общие требования" - это среда, способная самостоятельно гореть после удаления источника зажигания.
Пункт 2.1.1 ГОСТа 12.1.044-89 "Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения" подразделяет вещества и материал по горючести на негорючие (несгораемые), трудногорючие (трудносгораемые) и горючие (сгораемые).
К горючим (сгораемым) относятся вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Нефтепродукты способны возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, в связи с чем относятся к горючим (сгораемым) веществам.
Функционирование автозаправочных станций невозможно без осуществления определенных технологических операций по приему, хранению и выдаче (отпуску) значительных объемов нефтепродуктов, являющихся легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, и хранение нефтепродуктов в процессе эксплуатации автозаправочной станции является необходимым техническим условием и средством их реализации, что является квалифицирующим признаком для отнесения автозаправочных станций к пожароопасным и взрывоопасным производственным объектам.
С учетом того, что эксплуатация автозаправочных станций связана с возможностью возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей, значительному материальному ущербу, такая деятельность подлежит обязательному лицензированию.
Согласно пункту 3 ранее действующего Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов лицензирование деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов осуществляется Федеральным горным и промышленным надзором России.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" до утверждения Правительством Российской Федерации перечня подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти в ведении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору находятся государственные учреждения и иные организации, ранее находившиеся в ведении Федерального горного и промышленного надзора России.
В настоящее время Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору подчинены управления округов, управления и инспекции Госгортехнадзора России и межрегиональные территориальные округа Госатомнадзора России (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 1024-р "О переподчинении территориальных органов федеральных органов исполнительной власти").
Во исполнение данных положений Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору наделена полномочиями по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов (пункт 5.3.2.9 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401).
Из материалов дела следует, что Федеральным горным и промышленным надзором России (Госгортехнадзор России), т.е. уполномоченным государственным органом, открытому акционерному обществу "Екатеринбургская компания по нефтепродуктам" выдана лицензия N 63-ЭВ-000282(КС) от 17.10.2003 на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов сроком действия с 17.10.2003 по 17.10.2008, в которой отсутствует перечень объектов, на которых осуществляется лицензируемый вид деятельности.
Вместе с тем требования, касающиеся необходимости перечисления в выдаваемых лицензиях объектов, на которых осуществляется лицензируемый вид деятельности, были установлены Федеральным законом от 02.07.2005 N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", т.е. после получения обществом соответствующей лицензии.
Статьей 11 Федерального закона РФ N 128-ФЗ от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрены случаи переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии: реорганизация юридического лица в форме преобразования, изменение его наименования или места его нахождения либо изменение имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности и в иных предусмотренных федеральным законом случаях.
Обязанности по переоформлению лицензий в связи с изменением порядка лицензирования Федеральным законом не предусмотрено.
Напротив, пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" установлено, что лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в п. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", выданные до вступления в силу Федерального закона от 02.07.2005 N 80-ФЗ, действительны до истечения указанного в них срока либо бессрочны (в случае бессрочного действия лицензии).
В настоящее время порядок лицензирования эксплуатации взрывоопасных производственных объектов регулируется Положением о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2007 N 18, которое также не предусматривает обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов, переоформлять ранее выданные лицензии на данный вид деятельности.
Таким образом, учитывая, что на момент получения указанной лицензии законодательство не требовало перечислять адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, а обязанность хозяйствующих субъектов переоформлять имеющиеся лицензии с учетом новых требований либо получать новые лицензии на каждый из объектов, на которых осуществляется лицензируемый вид деятельности, не предусмотрена, в действиях ОАО "Екатеринбургская компания по нефтепродуктам" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем требования прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга удовлетворению не подлежат.
Кроме того, при вынесении прокурором Ленинского района г. Екатеринбурга Решетниковым П.Г. постановления о возбуждении производства об административном правонарушении от 29 июня 2007 года нарушен процессуальный порядок, поскольку постановление подписано лицом, не рассматривающим дело об административном правонарушении, фамилия и должностное положение лица, его подписавшего, не указаны.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга о привлечении открытого акционерного общества "Екатеринбургская компания по нефтепродуктам" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности по эксплуатации взрывоопасного производственного объекта (АЗС) без специального разрешения (лицензии) отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
ПРИСУХИНА Н.Н.