Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.02.2013 по делу N А60-1426/2013
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.02.2013 по делу N А60-1426/2013
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: В удовлетворении требования отказано.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 февраля 2013 г. по делу N А60-1426/2013
Резолютивная часть решения принята 27 февраля 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 28 февраля 2013 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.В. Колосовой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи П.Е. Ерофеевой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Муниципального казенного учреждения культуры "Половинновский сельский культурно-спортивный комплекс" (ИНН 6621016251)
к ОНД Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил по пожарному надзору
об оспаривании привлечения к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
Заявитель и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда, представители в судебное заседание не явились. В соответствии со ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие заявителя и заинтересованного лица.
Отводов суду не заявлено.
Муниципальное казенное учреждение культуры "Половинновский сельский культурно-спортивный комплекс" обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным постановления ОНД Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил по пожарному надзору N 166 от 09.01.2013 о привлечении к административной ответственности по ч. 1, ч. 3 и ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заинтересованное лицо отзыв с возражениями по заявленным требованиям не представило.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
27.12.2012 в здании Муниципального казенного учреждения культуры "Половинский сельский культурно-спортивный комплекс", расположенного по адресу: 624154, Свердловская область, пос. Половинный, ул. Центральная, 3, установлены факты нарушения Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", строительные нормы и правила "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятые и введенные в действие 01.01.1998, нормы и правила "Общественные здания и сооружения", утв. Постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16.05.1989 N 78 (СНиП 2.08.02-89*), а именно:
1. Не произведены замеры сопротивления изоляции электрических сетей и электрооборудования в соответствии с нормами испытания электрооборудования - п. 1.5 Правил пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации введенных в действие приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.11.1994 N 736 (далее - ВППБ 13-01-94)
2. Не производится проведение проверки работоспособности системы внутреннего противопожарного водопровода. Не представлены соответствующие акты проверок - п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" - п. 1.5, п. 9.9 ВППБ 13-01-94
3. Дренчерная установка пожаротушения сцены в зрительном зале содержится в неисправном состоянии - п. 61 ППР; п. 9.12 ВППБ 13-01-94
4. В кладовой спортинвентаря электрический выключатели (рубильники) установлен внутри складе помещения и на сцене - п. 349 ППР; п. 1.5, п. 4.23 ВППБ 13-01-94
5. Лестничная клетка не отделена от примыкающего коридора противопожарными перегородками - дверями - п. 1.5 ВППБ 13-01-94, п. 6.34 Строительные нормы и правила "Пожарная безопасность зданий и сооружений" принят и введен в действие 01.01.1998 г. постановлением Минстроя России от 13.02.1997 г. N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*), п. 1.102 Строительные нормы и правила "Общественные здания и сооружения" утвержден постановлением Государственного строительного комитета СССР 16.05.1989 N 78 (далее - СНиП 2.08.02-89*)
6. Наружные эвакуационные лестницы выполнены не с уклоном 1:1, с высотой ограждения менее метра, с расстоянием между вертикальными элементами ограждений более 0,1 метра - п. 1.5 ВППБ 13-01-94, п. 6.30* СНиП 21-01-97*, п. 1.100 СНиП 2.08.02-89*
7. Не обеспечено электроснабжение здания дома культуры не менее чем от двух независимых друг от друга источников питания - п. 4.3 ВППБ 13-01-94
8. Помещения дома культуры не оборудованы аварийным освещением с аккумуляторными батареями рассчитанными на работу аварийного освещения не менее 1 часа - п. 4.4, п. 4.5 ВППБ 13-01-94
9. Здание дома культуры не оборудовано молниезащитным устройством - п. 4.30 ВППБ 13-01-94
10. Не обеспечены наличие на дверях помещений складского назначения категорий по пожарной опасности, а также классов зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" - п. 20 ППР
11. Инструкция о мерах пожарной безопасности выполнена не в соответствует требованиям, установленным разделом XVIII правил противопожарного режима - п. 2 ППР
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Строительных нормах и правилах СНиП 21-01-97*, принятых Постановлением Минстроя Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7, пункт 2.25* отсутствует, имеется в виду пункт 6.25*.
12. Полы в общих коридорах на 1-м 2-м этажах, а также площадка лестничной клетки 2-го этажа у библиотеки отделаны горючими материалами - п. 33 ППР; п. 2.25* СНиП 21-01-97
13. Двери лестничной клетки не имеют самозакрывающихся устройств и уплотнений в притворах, п. 33 ППР п. 6.18 СНиП 21-01-97*
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, пункт "ЗЗ" отсутствует, имеется в виду пункт 33.
14. На эвакуационных путях со сцены в коридор, а также в кладовой библиотеки на путях эвакуации устроены перепады высот - п. 36; п. ЗЗ ППР; п. 6.28* СНиП 21-01-97*
15. В кладовой библиотеки высота горизонтального участка пути эвакуации в свету составляет менее м. на пути эвакуации над перекрытием проложен вентиляционный короб - п. 33 ППР; п. 6.27 СНиП 21-01-97
16. В спортзале, вестибюле выхода из библиотеки и спортзала двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из здания - п. 34 ППР; п. 6.17 СНиП 21-01-97
17. На лестничном марше эвакуационного пути из библиотеки в спортзал установлена металлическая решетка п. 36 ППР
18. В раздевалке спортзала встроено помещение из горючих материалов - п. 4.3 СНиП 21-01-97
19. не обеспечена обработка деревянных конструкций сценической коробки (колосники, подвесные гики и др.) горючих декораций, сценического и выставочного оформления и драпировки в зрительном зале, п. 108 ППР
20. В подвале под зрительным залом хранятся декорации бутафории, деревянный станок инвентарь и другое имущество п. 109 ППР; п. 2.17 СНиП 2.08.02-89*
21. Двери кладовых для хранения горючих материалов выполнены из дерева. Не противопожарными. Ст. 51 Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*
22. Сценическая коробка не имеет 2 пожарные лестницы 2-го типа, доведенные до кровли сцены и сообщающиеся с рабочими галереями и колосниками - ст. 51 Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ п. 1.103 СНиП 2.08.02-89*
23. С рабочих галерей колосникового настила выполнен 1 эвакуационный выход - ст. 51 Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ п. 1.123 СНиП 2.08.02-89*
24. Не проводится проверка на работоспособность (не реже 1 раза в 10 дней) клапана дымового люка п. 114 ППР
25. Здание комплекса оснащен углекислотными огнетушителями тип которых не соответствует требования приложения 1 ППР (не в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя) п. 465 ППР
26. Запорно-пусковые устройства огнетушителей не опломбированы одноразовой пластиковой номерной контрольной пломбой роторного типа с соответствующими согласно п. 477 ППР обозначениями, п. 475 ППР
27. Не обеспечивается своевременные осмотры и проверки огнетушителей с записью в специальном журнале установленной нормативными документами по пожарной безопасности Сводом правил 9.13130.2009 - п. 478 ППР; п. 4.3.5 п. 4.37 п. 4.5.1 СП 9.13130.2009.
Выявленные правонарушения зафиксированы в акте N 148 от 28.12.2012.
По результатам проверки вынесены протоколы об административном правонарушении N 166 и N 167 от 27.12.2012, а также вынесено постановление от 09.01.2013 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1, ч. 3 и ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель, не согласившись с постановлением N 166 от 09.01.2013, обратился в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
На основании ч. 3 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичными средствами пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Исследовав доводы заявителя и возражения заинтересованного лица, суд пришел к следующим выводам.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03).
Наряду с данными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 Правил).
Факт правонарушений, квалифицированных заинтересованным лицом по части 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела.
Доводы заявителя о том, что частично выявленные нарушения устранены в январе 2013 года, не свидетельствуют об отсутствии события правонарушений, а лишь об их добровольном устранении.
Ссылки на отсутствие ряда нарушений (на отсутствие в пролете дверей, на наличие инструкций по пожарной безопасности) материалами дела не подтверждается.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обязательных элементов состава административного правонарушения является виновность действия (бездействия) физического или юридического лица. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается наличие в действиях заинтересованного лица вины в нарушении требований законодательства о пожарной безопасности; доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, суду не представлено.
Доводы заявителя на процессуальные нарушения (что в акте указано неправильно наименование заявителя, в определении - другое лицо) судом не принимаются, поскольку указаны ИНН и ОГРН заявителя; описка в наименовании заявителя в любом случае вместе с ОГРН и ИНН позволяет идентифицировать привлекаемое к ответственности лицо). Процессуальных нарушений при привлечении к ответственности судом не установлено.
По смыслу заявления видно, что назначенный Муниципальному казенному учреждению культуры "Половинновский сельский культурно-спортивный комплекс" (ИНН 6621016251) штраф в размере 150000 рублей является для него большим, и учреждение в связи с этим просит признать постановление незаконным.
Однако размер штрафа, примененный в оспариваемом постановлении, является минимальным; он установлен законодателем и суд не может назначить штраф ниже низшего предела установленной санкции. Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ в данном случае, с учетом опасности и угроз нарушений пожарной безопасности, у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
Л.В.КОЛОСОВА