Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.03.2009 по делу N А60-4291/2009-С8
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: Требование удовлетворено.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.03.2009 по делу N А60-4291/2009-С8
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: Требование удовлетворено.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 марта 2009 г. по делу N А60-4291/2009-С8
Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2009 года
Полный текст решения изготовлен 24 марта 2009 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Г. Лихачевой, при ведении протокола судебного заседания судьей Г.Г. Лихачевой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭксПроф" (далее - ООО "ЭксПроф", заявитель)
к Отделу государственного пожарного надзора г. Березовского Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган)
о признании незаконными постановления административного органа о привлечении к административной ответственности от 28.01.2009 N 12 и представления от 28.01.2009 N 12,
при участии в судебном заседании
от заявителя - А.В. Викулов. представитель, доверенность от 17.03.2009, паспорт;
от заинтересованного лица - А.В. Тимирбаев, дознаватель, доверенность от 25.02.2009 N 01, удостоверение.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
От заявителя поступило ходатайство об отказе от требования о признании незаконным представления от 28.01.2009 N 12, вынесенного заинтересованным лицом.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 12.02.2009 производство по данному требованию выделено в отдельное производство в рамках дела N А60-4469/2009-С8, которое было оставлено без движения и возвращено определением суда от 12.03.2009, в связи, с чем ходатайство заявителя удовлетворению не подлежит.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.
ООО "ЭксПроф" просит признать незаконным и отменить постановление заинтересованного лица от 28.01.2009 N 12 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 10000 руб.
Заинтересованное лицо представило материалы административного производства. Требования не признало.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд
установил:
заинтересованным лицом, на основании распоряжения от 23.01.2009 N 10, 26.01.2009 проведена проверка деятельности ООО "ЭксПроф" по вопросам соблюдения требований действующего законодательства в области обеспечения выполнения требований пожарной безопасности на арендуемых обществом территории, зданиях и сооружениях, расположенных по адресу: Свердловская область, г. Березовский, пер. Заводской, д. 14а.
В ходе проверки административным органом сделан вывод о том, что ООО "ЭксПроф" (в лице его обособленного подразделения) не соблюдаются требования действующего законодательства в области обеспечения пожарной безопасности, а именно: в помещении склада устроено встроенное помещение, выполненное из горючих и трудногорючих материалов, отсутствуют таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, для здания склада не определена и не обозначена на дверях категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ, не выполнен замер сопротивления изоляции токоведущих частей жил электрической сети силового и осветительного оборудования здания, используются поврежденные электророзетки, электротехнические изделия установлены на горючем основании без подкладки из негорючего материала, не разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности, нет специальных программ обучения соблюдения правил пожарно-технической безопасности, работники допускаются к выполнению работ без прохождения противопожарного инструктажа, не ведется журнал учета инструктажей по пожарной безопасности, не назначены лица, ответственные за выполнение соответствующих правил пожарной безопасности, руководитель организации не прошел обучение пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства в соответствующих образовательных учреждениях, здание не обеспечено необходимым количеством первичных средств пожаротушения.
Установленные факты квалифицированы административным органом как нарушение заявителем требований пожарной безопасности, а именно
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проверки инспекцией составлены акт проверки от 27.01.2009 N 10, представление по устранению выявленных нарушений от 28.01.2009 N 12, протокол об административном правонарушении от 28.01.2009 N 12 и вынесено постановление от 28.01.2009 N 12 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 10000 руб.
ООО "ЭксПроф", считая выводы административного органа частично несостоятельными, а вынесенное постановление от 28.01.2009 N 12, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в суд с требованием о признании данного постановления незаконным.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению на основании следующего.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в
Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии со
статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий.
Часть 1 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях, устанавливает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Факт нарушения заявителем Правил пожарной безопасности (
пунктов 3,
6,
7,
8,
13,
15,
16,
33,
36,
37,
57,
60) подтверждается материалами дела об административном правонарушении и не оспаривается представителем общества.
В отношении не соблюдения
пунктов 3 и
40 Правил пожарной безопасности (в помещении склада устроено встроенное помещение, выполненное из горючих и трудногорючих материалов и не выполнен замер сопротивления изоляции токоведущих частей жил электрической сети силового и осветительного оборудования здания) заявитель возражает, поскольку полагает, что административным органом не установлена вина юридического лица в совершении данных правонарушений.
Статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном
Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В данном случае, учитывая обстоятельства дела, суд полагает, что административным органом не установлены подтверждающие вину ООО "ЭксПроф" обстоятельства, которые свидетельствовали бы о невыполнении им требований действующего законодательства, а также, что у него имелась возможность по соблюдению установленных правил и норм в отношении
пунктов 3 и
40 Правил пожарной безопасности, поскольку административным органом не установлено кто и когда встроил помещение из горючих и трудногорючих материалов и кто несет ответственность за проведение замеров сопротивления изоляции токоведущих частей жил электрической сети силового и осветительного оборудования здания.
Таким образом, суд полагает, что административным органом правомерно сделан вывод о наличии в действиях ООО "ЭксПроф" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении
пунктов 3,
6,
7,
8,
13,
15,
16,
33,
36,
37,
57,
60 Правил пожарной безопасности.
Заявитель не оспаривает наличие состава административного правонарушения, однако считает, что заинтересованным лицом нарушен порядок проведения проверки, а именно: протокол и постановление об административном правонарушении составлены в один день и без участия законного представителя ООО "ЭксПроф", чем нарушены права привлекаемого к административной ответственности лица на защиту и представление дополнительных документов и возражений.
В соответствии с
частью первой статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол.
По правилам
части второй статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего
Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В
статье 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Данные требования позволяют обеспечить соблюдение гарантий защиты прав привлекаемого к ответственности лица.
В данном случае заинтересованным лицом протокол и постановление об административном правонарушении составлены в один день - 28.01.2008, что повлекло нарушение права привлекаемого к административной ответственности лица на защиту и представление дополнительных документов и возражений.
Кроме того, судом установлено, что протокол об административном правонарушении от 28.01.2009 N 12 и постановление от 28.01.2009 N 12 вручено представителю по доверенности от 19.09.2008 N 12/2008 А.В. Викулову.
Однако, в данной доверенности не указаны специальные полномочия А.В. Викулова на представление интересов ООО "ЭксПроф" по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, оспариваемое постановление о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено административным органом без участия законного представителя юридического лица, без доказательств о его надлежащем извещении, что также является нарушением права общества на защиту.
Согласно
пунктов 9,
10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с
частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене; а также нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (
часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
По мнению суда, составление протокола и постановления об административном правонарушении в один день, а также привлечение общества к административной ответственности без участия юридического лица либо его законного представителя и без доказательств о его надлежащем уведомлении - являются грубыми нарушениями процессуального порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании установлено, что административным органом в адрес юридического лица (г. Тюмень, ул. Мельникайте, 112) не направлялись ни протокол об административном правонарушении, ни постановление, юридическое лицо не извещалось о месте и времени рассмотрения данного протокола.
Учитывая, что заинтересованным лицом допущены существенные нарушения установленных законом процессуальных норм при производстве по административному делу, суд считает, что они являются основаниями для отмены обжалуемого постановления, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь
ст. 167 -
170,
211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить постановление Отдела государственного пожарного надзора г. Березовского Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области от 28.01.2009 N 12 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ЭксПроф" к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 10000 руб.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
ЛИХАЧЕВА Г.Г.