Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.02.2016 по делу N А60-50499/2015
Требование: О признании незаконными действий государственного органа по отказу в предоставлении лесного участка в целях разработки полезных ископаемых и заготовки древесины.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.02.2016 по делу N А60-50499/2015
Требование: О признании незаконными действий государственного органа по отказу в предоставлении лесного участка в целях разработки полезных ископаемых и заготовки древесины.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 февраля 2016 г. по делу N А60-50499/2015
Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 24 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Н. Киреева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А. Окороковой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Юшалинский ГОК" (ИНН 6659179600, ОГРН 1086659015629) к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области (ИНН 6670324273, ОГРН 1106670035834) о признании незаконными действий государственного органа по отказу в предоставлении лесного участка в целях разработки полезных ископаемых и заготовки древесины.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Общество с ограниченной ответственностью "Юшалинская теплоэнергетическая компания", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Свердловской области.
При участии в судебном заседании
от заявителя: Карабаналов С.С., представитель по доверенности от 16.10.2015 г., Рыбин М.Ю. - директор, выписка из ЕГРЮЛ;
от заинтересованного лица: Феоктистов К.В., представитель по доверенности N 24-07-12/22 от 03.02.2015 г.
от ООО "Юшалинская теплоэнергетическая компания": Перегудин Н.И., представитель по доверенности от 02.02.2016 г., Чекашев В.В., представитель по доверенности от 02.02.2016 г.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а не часть 3. | |
В соответствии с
ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
Представителям лиц, участвующих в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. По ходатайству ООО "Юшалинская теплоэнергетическая компания" к материалам дела приобщен письменный отзыв. Других заявлений и ходатайств не поступило.
Общество с ограниченной ответственностью "Юшалинский ГОК" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области с требованием к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области о признании незаконными действий государственного органа по отказу в предоставлении лесного участка в целях разработки полезных ископаемых и заготовки древесины.
Заинтересованное лицо считает заявленные требования незаконными и необоснованными, в письменном отзыве просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Третье лицо - ООО "Юшалинская теплоэнергетическая компания" в своем письменном отзыве считает требования не подлежащими удовлетворению.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
В связи с поэтапной разработкой месторождения полезных ископаемых ООО "Юшалинский ГОК" обратилось в Департамент лесного хозяйства Свердловской области с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка площадью 19,6036 га, являющегося частью горного отвода.
Между ООО "Юшалинский ГОК" и Департаментом лесного хозяйства Свердловской области заключен договор аренды лесного участка N 12/13-3 от 05.03.2013 года, в соответствии с условиями которого в пользование ООО "Юшалинский ГОК" передан лесной участок площадью 19,6036 га, расположенный по адресу Свердловская область, Тугулымский р-н, в границах Тугулымского лесничества, кварталы 224 (части выделов 1, 2), 203 (часть выдела 12), 204 (части выделов 5, 6, 12 - 15, 23) Юшалинского участка Юшалинского участкового лесничества. Лесной участок предоставлен для целей разработки полезных ископаемых (добычи строительных песков Юшалинского месторождения) и заготовки древесины.
В связи с необходимостью перехода к следующему этапу разработки месторождения полезных ископаемых Общество обратилось в Департамент лесного хозяйства Свердловской области с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка площадью 13,35 га, являющегося следующей частью горного отвода, с указанием тех же целей использования участка: разработки полезных ископаемых (добычи строительных песков Юшалинского месторождения) и заготовки древесины.
Департаментом лесного хозяйства Свердловской области письмом от 02.10.2015 года N 24-08-15-7682/15 в предоставлении лесного участка площадью 13,35 га в аренду для целей разработки полезных ископаемых (добычи строительных песков Юшалинского месторождения) и заготовки древесины, отказано.
Не согласившись с отказом в предоставлении лесного участка, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей сторон, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
На основании
ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу
статей 200 и
201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными действия заинтересованного лица необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых действия нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, Департаментом письмом N 24-08-15-7682/15 отказано в предоставлении истребуемого Обществом лесного участка на основании
подпункта "а" пункта 23 Приказа Рослесхоза от 26.07.2011 N 319 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка", в связи с наличием в отношении лесного участка, на который претендует заявитель, прав третьего лица - ООО "Юшалинская теплоэнергетическая компания". При этом обществу предложено направить заявление о предоставлении лесного участка в аренду в целях использования лесов только для одного вида использования - выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, с правом рубки лесных насаждений, с последующей передачей древесины для реализации в порядке, установленном
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 г. N 604 "О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации".
Оспаривая решение Департамента об отказе в предоставлении лесного участка, заявитель полагает, что доводы заинтересованного лица о наложении испрашиваемого лесного участка на часть лесного участка, переданного в аренду иному лицу, а также о взаимоисключаемости видов использования лесов, необоснованные.
Судом указанные доводы отклоняются, исходя из следующего.
Согласно
части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных
статьей 25 настоящего Кодекса.
В соответствии с
пунктами 1 и
11 части 1,
частью 2 статьи 25 Лесного кодекса РФ заготовка древесины, разработка месторождений полезных ископаемых являются видами использования лесов; леса могут использоваться для одной или нескольких указанных целей, если иное не установлено этим
Кодексом, другими федеральными законами.
В силу
статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Лесной
кодекс РФ не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности.
Между тем, системное толкование указанных норм законодательства показывает, что ограничение, как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно.
Как следует из материалов дела, часть испрашиваемого к предоставлению лесного участка находится в долгосрочном пользовании ООО "Юшалинская теплоэнергетическая компания" по договору аренды лесного участка от 02.10.2008 г. N 223, заключенного в целях заготовки древесины.
Наложение части истребуемого лесного участка на участок арендуемый ООО "Юшалинская теплоэнергетическая компания" подтверждается пояснениями Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, и материалами дела. Факт наложения спорных лесных участков в ходе судебного разбирательства подтвержден и заявителем не оспаривается.
Таким образом, использование истребуемого лесного участка заявителем в целях заготовки древесины не представляется возможным, так как используется для тех же целей иным лицом.
Возражая против доводов Департамента, относительно использования истребуемого участка ООО "Юшалинская теплоэнергетическая компания", Общество ссылается на то обстоятельство, что арендатор по договору аренды N 205 от 02.10.2008 года ОАО "Юшалинский ДОК" (правопредшественник ООО "Юшалинская теплоэнергетическая компания") письмом от 30.12.2009 года исх. N 1054 выразил свое согласие на исключение из состава арендуемых площадей участка ООО "Юшалинский ГОК" площадью 53 га, в том числе 19,4 га - существующий карьер, и участок в соответствии с горным отводом 33,6 га.
Добровольный отказ от части лесного участка, полученного в аренду посредством участия в процедуре торгов невозможен ввиду следующего.
В соответствии с
частью 2 статьи 74 Лесного кодекса РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
Также
частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного
частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Таким образом, в Лесном
кодексе РФ содержится общий запрет на изменение условий аукциона (которыми являются, в том числе, предмет аукциона и цена предмета аукциона) исключительно на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон договора аренды, за исключением случаев, прямо поименованных в самом
Кодексе.
В частности, вышеприведенные нормы не допускают возможности внесения изменений в договоры аренды лесных участков путем заключения дополнительных соглашений в случае отказа лесопользователя от части лесного участка и, как следствие, соответствующего уменьшения объема изъятия лесных ресурсов.
Подобный отказ является формой прямого волеизъявления арендатора и связан с изменением им целей (намерений) использования лесного участка, что исключает возможность применения положений
статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в части изменения условий договора аренды.
В ходе судебного разбирательства представитель ООО "Юшалинская теплоэнергетическая компания" также подтвердил наложение спорного участка на участок предоставленный обществу с целью заготовки древесины.
Довод заявителя, относительно необоснованности отказа Департамента в части предоставления лесного участка для целей выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождения полезных ископаемых (для добычи строительных песков Юшалинского месторождения), судом отклоняется исходя из следующего.
Процедура рассмотрения заявлений о предоставлении лесных участков в аренду без проведения аукциона предусмотрена
Приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 319 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка" (далее - Порядок) и Административным
регламентом Департамента лесного хозяйства Свердловской области по предоставлению государственной услуги по предоставлению лесных участков в аренду без проведения аукционов, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 23.05.2014 N 272-УГ (далее - Административный регламент).
Пунктом 18 Порядка установлено, что в случае заключения договора аренды лесного участка без проведения аукциона в соответствии с
частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заинтересованное в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в
пункте 5 настоящего Порядка (в рассматриваемом случае - Департамент).
Заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются арендодателем в течение 30 календарных дней с даты их получения. По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду (
пункт 23 Порядка).
Административным регламентов детализируются порядок, стадии, сроки и последовательность действий должностных лиц Департамента при предоставлении государственной услуги по предоставлению лесных участков в аренду без проведения аукционов.
В частности, пунктом 49 предусмотрено, что результатом административной процедуры по принятию решения о предоставлении лесного участка в аренду либо о мотивированном отказе в предоставлении лесного участка является принятие одного из следующих решений: 1) о предоставлении в аренду лесного участка, находящегося в государственной собственности; 2) об отказе в предоставлении в аренду лесного участка, находящегося в государственной собственности.
Предоставление лесных участков в аренду без проведения аукционов является, как указано выше, государственной услугой. При этом
пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусматривается заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг, подразумевающий самостоятельное формирование заявителем содержания запроса на предоставление государственной услуги, в том числе, определение качественных и количественных характеристик оказания данной услуги (в рассматриваемом случае - площади использования лесного участка, его местоположения, видов его использования).
Кроме того, данный принцип предоставления государственных услуг, наряду с принципом невмешательства органов государственной власти в деятельность хозяйствующих субъектов, подразумевает невозможность произвольного изменения содержания заявления на предоставление государственной услуги органом публичной власти, а также его обязанности рассматривать и, соответственно, принимать решение в целом по заявлению получателя государственной услуги, в тех объемах и пределах, которые определены самим заявителем.
Таким образом, с учетом того, что действующим порядком предоставления лесных участков в аренду без проведения аукционов не предусмотрено возможности принятия органом публичной власти решения о частичном удовлетворении заявления о предоставлении лесного участка в аренду, вынесенный Департаментом отказ, изложенный в письме от 02.10.2015 N 23-08-15-7682/15, является законным и обоснованным.
Ссылка заявителя о наличии положительных заключений Департамента и заключения договоров аренды на лесные участки, судом отклоняется.
Наличие предшествующих положительных заключений госорганов по спорным заявкам само по себе, только в силу факта более ранней выдачи, не может опровергать наличие последующих отрицательных заключений по аналогичным заявкам или служить безусловным основанием недействительности или незаконности этих более поздних заключений. В каждом конкретном случае подлежат выяснению мотивы и законные основания вынесения соответствующих решений.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Департаментом лесного хозяйства Свердловской области, законно и обоснованно отказано в предоставлении лесного участка в целях разработки полезных ископаемых и заготовки древесины.
В соответствии с
ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, суд считает, что поскольку заявителем в соответствии с требованиями
ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств несоответствия оспариваемого отказа каким-либо законодательным нормам и нарушения им прав и законных интересов предпринимателя, суд пришел к выводу, что оснований для признания его недействительным в порядке, предусмотренном
статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь
ст. 110,
167 -
170,
201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "ЮШАЛИНСКИЙ ГОК" требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
П.Н.КИРЕЕВ