Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.08.2016 по делу N А60-26021/2016
Требование: О признании недействительными пунктов предписания об обязании управляющей организации устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.08.2016 по делу N А60-26021/2016
Требование: О признании недействительными пунктов предписания об обязании управляющей организации устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 августа 2016 г. по делу N А60-26021/2016
Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2016 года
Полный текст решения изготовлен 23 августа 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Н. Водолазской при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Мальцевой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-26021/2016 по заявлению акционерного общества "Управляющая компания "Стандарт" (ИНН 6671141360, ОГРН 1036601023500)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (Отделение надзорной деятельности по Ленинскому району муниципального образования "город Екатеринбург") (ИНН 6672176609, ОГРН 1046604426890)
о признании недействительным п. 1, 2, 3, 4, 7 предписания N 1-70/1/1
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Копылова С.Н., доверенность N 3 от 15.10.2015,
от заинтересованного лица: в судебное заседание не явился, извещен.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено (
ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Акционерное общество "Управляющая компания "Стандарт" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (Отделение надзорной деятельности по Ленинскому району муниципального образования "город Екатеринбург") о признании недействительным п. 1, 2, 3, 4, 7 предписания N 1-70/1/1.
Заинтересованное лицо в удовлетворении требований просит отказать, оспариваемое предписание считает законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей заявителя, арбитражный суд
установил:
На основании плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год и распоряжения N 1-70 от 26.01.2016 Отделом надзорной деятельности по Ленинскому району муниципального образования "город Екатеринбург" ГУ МЧС по Свердловской области в отношении акционерного общества "Управляющая компания "Стандарт" проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности.
В ходе проверки на объекте защиты по адресу: г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 229 административным органом выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
- здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре, что нарушением
ч. 1 ст. 151 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 3.1,
п. 3.2,
п. 3.3,
п. 4.1,
табл. 1,
табл. 2 НПБ 104-03,
п. 3.1,
п. 3.2,
п. 3.3,
табл. 1,
табл. 2 СП 3.13130.2009;
- руководителем организации не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (установок систем противодымной защиты, внутреннего противопожарного водопровода), что является нарушением
п. 61 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390;
- пожарные краны в здании не оборудованы рукавами, стволами и полугайками, что является нарушением
п. 57 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390;
- на обводной линии не установлена задвижка, опломбированная в закрытом положении. Задвижка для пропуска противопожарного расхода воды должна быть с электроприводам, что является нарушением,
ч. 1 ст. 46 Федерального закона N 184-ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании",
ч. 1 ст. 151 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 11.7* СНиП 2.04.01-85*.
Составлен акт N 1-70 от 29.02.2016.
По результатам проверки акционерному обществу "Управляющая компания "Стандарт" 29.02.2016 выдано предписание N 1-70/1/1, которым обществу предписано в срок до 01.02.2017 устранить выявленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Не согласившись с вынесенным предписанием, акционерное общество "Управляющая компания "Стандарт" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, выслушав пояснения заявителя и заинтересованного лица, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В силу
ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (
п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со
ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В силу
подп. "е" п. 9 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Таким образом, предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности вынесено уполномоченным органом на проведение государственного пожарного надзора.
В соответствии со
ст. 1 Закона о пожарной безопасности пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу
ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Требования пожарной безопасности установлены
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 (далее - Правила).
Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (
п. 1 Правил).
В соответствии с
п. 57 Правил руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год).
Согласно
п. 61 Правил руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
В соответствии с
п. 11.7* Строительных норм и правил "СНиП 2.04.0185*. Внутренний водопровод и канализация зданий", утвержденных
Постановлением Госстроя СССР от 04.10.1985 N 189, обводную линию у счетчиков холодной воды следует предусматривать, если: имеется один ввод водопровода в здание; счетчик воды не рассчитан на пропуск противопожарного расхода воды. На обводной линии следует устанавливать задвижку, опломбированную в закрытом положении. Задвижка для пропуска противопожарного расхода воды должна быть с электроприводом. Обводную линию следует рассчитывать на максимальный (с учетом противопожарного) расход воды. Задвижка с электроприводом должна открываться автоматически от кнопок, установленных у пожарных кранов, или от устройств противопожарной автоматики. Открытие задвижки должно быть сблокировано с пуском пожарных насосов при недостаточном давлении в водопроводной сети.
Согласно
НПБ 104-03, настоящие
нормы устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях (далее - зданиях)
(п. 1.1);
В силу
п. 3.1 НПБ-104-03 оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией:
- подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей;
- трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;
- трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию;
- размещением эвакуационных знаков безопасности (далее - указателей) на путях эвакуации;
- включением эвакуационных знаков безопасности;
- связью пожарного поста - диспетчерской с зонами пожарного оповещения.
СОУЭ должна проектироваться с целью обеспечения безопасной эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре (
пункт 3.2 НПБ 104-03).
Согласно
п. 3.3 НПБ 104-03 СОУЭ должна включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением случаев, приведенных в
п. 3.4 и
3.6 настоящих норм.
В
пункте 4 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 (далее - НПБ 110-03) установлено, что в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:
- с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);
- венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
- категории В4 и Д по пожарной опасности;
- лестничных клеток.
В силу
статьи 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности
(часть 1). Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности
(часть 3).
В соответствии со
ст. 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела акционерное общество "Управляющая компания "Стандарт" осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Московская, 229.
Обращаясь в суд с заявлением о признании недействительным п. 1, 2, 3, 4, 7 предписания N 1-70/1/1, общество ссылается на отсутствие возможности исполнения предписания ввиду необходимости проведения работ, относящихся к капитальному ремонту, который в свою очередь отнесен к компетенции регионального оператора и должен производиться в рамках региональной программы.
Указанные доводы отклоняются судом.
Согласно
ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу
ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном
частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно
п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Пунктом 16 Правил N 491 предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора с управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Согласно
пункту 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В соответствии с
п. 42 указанных Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
С учетом положений
ст. 161,
162 Жилищного кодекса Российской Федерации,
Правил N 491 суд пришел к выводу о том, что акционерное общество "Управляющая компания "Стандарт" как управляющая организация многоквартирного жилого дома N 229 по ул. Московская в г. Екатеринбург, является лицом, ответственным за содержание общедомового имущества спорного многоквартирного дома, в том числе за противопожарное состояние проверенного объекта защиты.
Отклоняются доводы заявителя о том, что общество не имеет право проводить капитальный ремонт системы противопожарной защиты в отсутствие решения общего собрания собственников.
Как указано Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010
N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме (
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10).
Принимая во внимание взятые на себя обязательства по управлению многоквартирным домом в соответствии с договором управления, общество обязано изыскать возможность и финансовые средства для исполнения указанных выше обязательств, поскольку осуществление работ по восстановлению системы пожаротушения во исполнение требований предписания и для соблюдения требований
п. 57,
61 Правил,
п. 11.7* СНиП 2.04.0185*,
НПБ 104-03,
НПБ 110-03 относится к неотложным обязательным работам, которые должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли они в договоре управления и имеется ли по данному вопросу решение общего собрания собственников помещений в доме.
Ссылка заявителя на судебную практику подлежит отклонению как не имеющая какого-либо юридического значения, а постановлением мирового судьи от 19.05.2016 N 5-136/2016 по делу об административном правонарушении со схожими обстоятельствами АО "Управляющая компания "Стандарт" освобождено от административной ответственности лишь в связи с отсутствием вины, а не в связи с отсутствием события нарушения.
Принимая во внимание изложенное, оснований для признания оспариваемого предписания незаконным у суда не имеется.
Вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (
ст. 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно
ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны.
Принимая во внимание, что в удовлетворении требований отказано, государственная пошлина в сумме 3000 руб. 00 коп. на основании
ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя.
Руководствуясь
ст. 110,
167 -
170,
201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований акционерного общества "Управляющая компания "Стандарт" отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
С.Н.ВОДОЛАЗСКАЯ