Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.05.2008 по делу N А60-7982/2008-С10
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.05.2008 по делу N А60-7982/2008-С10
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: В удовлетворении требования отказано.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 мая 2008 г. по делу N А60-7982/2008-С10
Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 21 мая 2008 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.М. Классен, при ведении протокола судебного заседания судьей Н.М. Классен рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Муниципального учреждения культуры "Центральная городская детская библиотека"
к отделу Государственного пожарного надзора города Нижнего Тагила Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
об обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии представителей
от заявителя: Т.А. Рогожина, директор, выписка из приказа N 69 от 30.07.1988,
представителя заинтересованного лица: В.Р. Несмелов, заместитель начальника, доверенность от 15.03.2008, удостоверение СВД 00587.
Сторонам разъяснены процессуальные права. Отвода суду не заявлено.
Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя главного государственного инспектора города Нижнего Тагила по пожарному надзору от 03.04.2008 по делу об административном правонарушении и назначении Муниципальному учреждению культуры "Центральная городская детская библиотека" (далее - МУК "Центральная городская детская библиотека", учреждение) административного штрафа по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в размере 10 000 рублей, полагая, что оспариваемый акт не соответствует действующему законодательству и нарушает права заявителя.
Заявитель ссылается на отсутствие его вины в совершении правонарушения, указывает, что у учреждения не имелось возможности соблюдать все правила пожарной безопасности в связи с отсутствием достаточного финансирования.
Представитель Государственного пожарного надзора требования заявителя отклонил, ссылаясь на правомерность оспариваемого постановления и отсутствие оснований для его отмены.
Рассмотрев материалы дела и заслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, суд
установил:
на основании распоряжения N 92 от 03.03.2008, главного государственного инспектора города Нижнего Тагила по пожарному надзору, сотрудниками отдела проведена проверка выполнения МУК "Центральная городская детская библиотека" требований Федерального Закона РФ от 21.12.1994 года N 69 "О пожарной безопасности", находящемся по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, 11.
По результатам проверки составлен акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности N 71 от 12.03.2008 г. В целях устранения нарушений требований пожарной безопасности руководителю МУК "Центральная городская детская библиотека" вынесено предписание N 56 от 12.03.2008. В отношении Учреждения составлен протокол об административном правонарушении N 61 от 21.03.2008.
Протоколом об административном правонарушении зафиксирован факт нарушения МУК "Центральная городская детская библиотека" требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами - ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации", НПБ 110-03 Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", НПБ 104-03 Нормы пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях", СНиП 21-01.-91** "Пожарная безопасность зданий и сооружений", а именно,
- помещения МУК "Центральная городская детская библиотека" не защищены автоматической сигнализацией;
- здание МУК "Центральная городская детская библиотека" не оборудовано системой оповещения людей о пожаре;
- покрытие пола в коридоре на путях эвакуации (линолеум) выполнено материалами не соответствующими нормативным требованиям пожарной безопасности;
- двери на путях эвакуации (из досугового зала, из игровой к запасному выходу) открываются не по направлению выхода из помещений;
- на окнах кабинетов установлены глухие решетки.
Данное обстоятельство квалифицировано заинтересованным лицом как правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов проверки главным государственным инспектором города Нижний Тагил по пожарному надзору вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 61 от 03.04.2008 г., которым МУК "Центральная городская детская библиотека" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 10 000 рублей.
Оспаривая постановление о привлечении к административной ответственности, заявитель обратился в арбитражный суд.
Проанализировав фактические обстоятельства дела и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Часть 1 ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях, устанавливает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса РФ об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Согласно пункту 40 Правил в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.
Пунктом 52 Правил предусмотрено, что двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
В пункте 53 Правил указано, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).
Согласно п. 4 ППБ 01-03 руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.
В силу п. 98 ППБ 01-03 установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации.
В соответствии с пунктами 16, 102 ППБ 01-03, в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должна быть предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. Системы оповещения о пожаре должны обеспечивать в соответствии с планами эвакуации передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию (сооружению) или выборочно в отдельные его части (этажи, секции и т.п.).
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт нарушения заявителем п. 3, 16, 52, 40, 98, 102 Правил пожарной безопасности, п. п. 6.25 СНиП 21-01-97* подтверждается материалами дела об административном правонарушении и не оспаривается представителем Учреждения.
Довод заявителя об отсутствии его вины в совершении административного правонарушения ввиду недостаточного финансирования судом не принимается, по следующим основаниям.
В силу пункта 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были соблюдены все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из объяснений директора МУК "Центральная городская детская библиотека" следует, что установленные проверкой нарушения правил и норм пожарной безопасности наличествуют более 10 лет. Вместе с тем заявитель не представил доказательств о принятии им своевременных мер для решения вопроса о его надлежащем финансировании муниципальным образованием в целях приведения здания детского сада в соответствие с требованиями пожарной безопасности. Кроме того, ряд выявленных нарушений не связан с недостаточным финансированием учреждения.
Процессуальных нарушений при привлечении МУК "Центральная городская детская библиотека" к административной ответственности судом не установлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает, что Государственный пожарный надзор правомерно привлек заявителя к административной ответственности, оспариваемое постановление принято заинтересованным лицом законно и обоснованно, в связи с чем, в удовлетворении требований следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 211 АПК РФ, суд
решил:
1. В удовлетворении требования Муниципального учреждения культуры "Центральная городская детская библиотека" о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора города Нижнего Тагила по пожарному надзору от 03.04.2008 г. N 61, по делу об административном правонарушении и назначении административного штрафа по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в размере 10 000 рублей отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
КЛАССЕН Н.М.