Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.09.2007 по делу N А60-16573/2007-С6
Требование: О привлечении к административной ответственности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.09.2007 по делу N А60-16573/2007-С6
Требование: О привлечении к административной ответственности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
20 сентября 2007 г. Дело N А60-16573/2007-С6
(объявлена резолютивная часть)
20 сентября 2007 г.
(изготовлен полный текст)
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухиной при ведении протокола судебного заседания судьей Н.Н. Присухиной рассмотрел в судебном заседании 20.09.2007 дело по заявлению Отдела государственного пожарного надзора г. Ирбита и Ирбитского района Свердловской области к обществу с ограниченной ответственностью "Гермес" о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании: от заявителя - А.Г. Сутягин, представитель, доверенность N 4029-10-2 от 21.08.2007; от заинтересованного лица - представитель в судебное заседание не явился. О дате, времени, месте надлежащим образом извещен.
Представителю заявителя разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвода судье не заявлено.
Отдел государственного пожарного надзора г. Ирбита и Ирбитского района Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Гермес" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, отзыв не представило.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд
УСТАНОВИЛ:
06.08.2007 отделом государственного пожарного надзора г. Ирбита и Ирбитского района на основании распоряжения N 124 от 09.07.2007 проведена внеплановая проверка ООО "Гермес" с целью проверки выполнения обязательных требований по пожарной безопасности, изложенных в ранее выданном предписании N 118 от 13.12.2006. Проведенной в декабре 2006 г. проверкой установлено осуществление деятельности, связанной с хранением продуктов переработки нефти (бензина, дизельного топлива) в хранилище, расположенном по адресу: г. Ирбит, ул. Заводская, 136, при отсутствии соответствующей лицензии. Предписанием N 118 от 13.12.2006 обществу был установлен срок для получения лицензии.
В ходе проведенной в августе 2007 г. повторной проверки установлена эксплуатация пожароопасного объекта, расположенного по адресу: г. Ирбит, ул. Заводская, 136, и принадлежащего ООО "Гермес", без специального разрешения (лицензии). Лицензия в установленные сроки обществом не получена.
По итогам проверки составлены протокол об административном правонарушении от 06.08.2007, акт N 107 о противопожарном состоянии от 07.08.2007.
Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении к административной ответственности направлены в арбитражный суд.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 29 п. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 128-ФЗ от 08.08.2001 обязательному лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов.
Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 N 595.
Согласно пп. "а" п. 1 названного Положения пожароопасными производственными объектами являются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.
Федеральный закон N 116-ФЗ от 21.07.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов относит объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Горючая среда согласно ГОСТ 12.1.004-91 "Пожарная безопасность. Общие требования" - это среда, способная самостоятельно гореть после удаления источника зажигания.
Пункт 2.1.1 ГОСТ 12.1.044-89 "Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения" подразделяет вещества и материалы по горючести на негорючие (несгораемые), трудногорючие (трудносгораемые) и горючие (сгораемые).
К горючим (сгораемым) относятся вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Таким образом, нефтепродукты относятся к горючим (сгораемым) веществам, способным возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Поскольку автозаправочные станции предназначены для хранения и продажи горюче-смазочных материалов, которые являются легковоспламеняющимися, горючими и взрывоопасными жидкостями, они являются пожароопасными объектами, деятельность по эксплуатации которых подлежит обязательному лицензированию.
Как следует из материалов дела, обществом эксплуатируется принадлежащая ему автозаправочная станция, расположенная по адресу: г. Ирбит, ул. Заводская, 136. Лицензия на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта у ООО "Гермес" отсутствовала, что подтверждается актом о противопожарном состоянии N 107 от 07.08.2007, протоколом об административном правонарушении от 06.08.2007 и не оспаривается заинтересованным лицом.
За осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от 40000 руб. до 50000 руб.
Поскольку факт эксплуатации обществом пожароопасного производственного объекта в отсутствие соответствующей лицензии подтверждается материалами дела, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств того, что в период с декабря 2006 г. по август 2007 г. общество предпринимало попытки оформить лицензию, суду не представлено. Представленный договор о проведении работ, связанных с получением лицензии, заключен обществом только 10.08.2007, то есть после проведения повторной проверки.
При таких обстоятельствах вина общества в совершении данного правонарушения также подтверждена материалами дела.
Вместе с тем заявленные требования удовлетворению не подлежат в связи с допущенными органом государственного пожарного надзора при производстве по делу об административном правонарушении существенными процессуальными нарушениями. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10).
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела и разрешение его в соответствии с законом.
Изложенное означает, что привлечение к административной ответственности возможно при совокупности двух условий: доказанности состава правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, и соблюдении процедуры привлечения к ответственности.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Как следует из п. 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 46 от 26.07.2007), административный орган в целях соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности должен принять необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении. Суду не предоставлено доказательств того, что органом государственного пожарного надзора приняты необходимые и достаточные меры для извещения законного представителя ООО "Гермес".
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является. Аналогичная позиция изложена в Постановлении Пленума ВАС РФ N 46 от 26.07.2007.
Как видно из материалов дела и указано выше, законный представитель ООО "Гермес" не был извещен о дате и месте составления протокола об административных правонарушениях. Полномочия участвовавшего при составлении протокола Малютина С.А. определены общей доверенностью от 05.01.2006 N 5. Доверенности на участие в конкретном административном деле Малютин С.А. при составлении протокола об административном правонарушении не имел. Кроме того указанная доверенность выдана Малютину С.А. на представление интересов общества во всех учреждениях, предприятиях и организациях, связанных с деятельностью предприятия, но непредставление интересов общества в соответствующих органах.
Таким образом, заявителем не обеспечены гарантии, предоставленные заинтересованному лицу ст. 28.2 КоАП РФ. Директор ООО "Гермес" о месте и времени составления протокола надлежащим образом не извещался, следовательно, свои доводы, возражения по факту выявленного административного правонарушения представить не мог.
Указанные нарушения, допущенные заявителем при производстве по делу об административном правонарушении, являются существенными, нарушающими права заинтересованного лица и служат основанием для отказа в привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных отделом государственного пожарного надзора г. Ирбита и Ирбитского района Свердловской области требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы на решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
ПРИСУХИНА Н.Н.