Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.09.2016 по делу N А60-25966/2016
Требование: О признании недействительными предписаний об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.09.2016 по делу N А60-25966/2016
Требование: О признании недействительными предписаний об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 сентября 2016 г. по делу N А60-25966/2016
Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2016 года
Полный текст решения изготовлен 20 сентября 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И. Ремезовой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Д. Бардасовой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-25966/2016
по заявлению Акционерного общества "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СТАНДАРТ" (ИНН 6671141360, ОГРН 1036604023500)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (Отделение надзорной деятельности по Ленинскому району МО "город Екатеринбург") (ИНН 6672176609, ОГРН 1046604426890)
о признании ненормативных актов недействительными в части,
при участии в судебном заседании
от заявителя - С.Н. Копылова, представитель по доверенности N 3 от 15.10.2015, паспорт;
от заинтересованного лица - Е.К. Пильникова, представитель по доверенности от 25.03.2016, удостоверение.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Акционерное общество "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СТАНДАРТ" (далее - АО "УК "СТАНДАРТ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании предписания Отделения надзорной деятельности по Ленинскому району МО "город Екатеринбург" Отдела надзорной деятельности муниципального образования "город Екатеринбург" Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - ОНД и ПР по Ленинскому району МО "город Екатеринбург" ОНД и ПР МО "город Екатеринбург" УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области, заинтересованное лицо) по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 29.02.2016 N 1-69/1/1 недействительным в части п. 1, 2, 3, 4, 7.
Определением от 20.06.2016 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание на 20.07.2016 на 15 час. 15 мин.
19.07.2016 от заинтересованного лица поступил отзыв.
В предварительном судебном заседании заинтересованным лицом заявлено ходатайство об объединении настоящего дела с делами N А60-25966/2016, N А60-25979/2016, N А60-25980/2016, N А60-26008/2016, N А60-26013/2016, N А60-26031/2016 по заявлениям АО "УК "СТАНДАРТ" о признании недействительными предписаний ОНД и ПР по Ленинскому району МО "город Екатеринбург" ОНД и ПР МО "город Екатеринбург" УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 29.02.2016 N 1-69/1/1, N 1-78/1/1, N 1-92/1/1, N 1-21/1/1, N 1-29/1/1, N 1-50/1/1 недействительными в части.
Ходатайство судом удовлетворено, определением от 20.07.2016 дела N А60-25971/2016, N А60-25966/2016, N А60-25979/2016, N А60-25980/2016, N А60-26008/2016, N А60-26013/2016, N А60-26031/2016 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, при этом объединенному делу присвоен номер N А60-25966/2016.
Учитывая изложенное, в настоящем деле будут рассматриваться требования АО "УК "СТАНДАРТ" о признании предписаний ОНД и ПР по Ленинскому району МО "город Екатеринбург" ОНД и ПР МО "город Екатеринбург" УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 29.02.2016:
- N 1-69/1/1 недействительным в части п. 1, 2, 3, 4, 7;
- N 1-87/1/1 недействительным в части п. 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9;
- N 1-78/1/1 недействительным в части п. 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9;
- N 1-92/1/1 недействительным в части п. 2, 3, 4, 6, 7, 8;
- N 1-21/1/1 недействительным в части п. 1, 2, 5, 7 (с учетом уточнения);
- N 1-29/1/1 недействительным в части п. 2, 3, 5, 7, 8, 9;
- N 1-50/1/1 недействительным в части п. 2, 3, 4, 6, 8 (с учетом уточнения).
Определением от 20.07.2016 назначено судебное разбирательство дела на 14.09.2016 на 14 час. 00 мин.
В судебном заседании заявителем представлены дополнительные документы - приобщены к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд
установил:
В соответствии с распоряжениями от 26.01.2016 N 1-69, N 1-87, N 1-78, N 1-92, N 1-21, N 1-29, N 1-50 ОНД и ПР по Ленинскому району МО "город Екатеринбург" ОНД и ПР МО "город Екатеринбург" УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области проведена плановая проверка АО "УК "СТАНДАРТ" в части деятельности по управлению многоквартирными домами, соответственно по адресам: г. Екатеринбург, ул. Н. Онуфриева, 38а, ул. Волгоградская, 31/2, ул. Д. Уральского, 11, ул. Краснолесья, 18/1, ул. Шейнкмана, 118, ул. Решетникова, 16, ул. Белинского, 132.
В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, в связи с чем в адрес АО "УК "СТАНДАРТ" направлены предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 29.02.2016 N 1-69/1/1, N 1-87/1/1, N 1-78/1/1, N 1-92/1/1, N 1-21/1/1, N 1-29/1/1, N 1-50/1/1.
В частности, пункты 1, 2, 3, 4, 7 предписания от 29.02.2016 N 1-69/1/1 содержат указания на следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности, которые необходимо устранить до 01.02.2017:
- здание не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации, что является нарушением
ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ),
ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ),
п. 4,
п. 7,
подпункт 6.2. табл. 1 НПБ 110-03,
приложение А,
А1,
А10,
подпункт 6.2 СП 5.13130.2009 (п. 1 предписания);
- здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, что является нарушением
ч. 1 ст. 46 Закона N 184-ФЗ,
ч. 1 ст. 151 Закона N 123-ФЗ,
п. 3.1,
3.2,
3.3,
4.1,
табл. 1,
табл. 2 НПБ 104-03,
п. 3.1,
3.2,
3.3,
табл. 1,
табл. 2 СП 3.13130.2009 (п. 2 предписания);
- руководителем организации не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (установок систем противодымной защиты, внутреннего противопожарного водопровода), что является нарушением
п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 (п. 3 предписания);
- пожарные краны в здании не оборудованы рукавами, стволами и полугайками, что является нарушением
п. 57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 (п. 4 предписания);
- на обводной линии не установлена задвижка, опломбированная в закрытом положении. Задвижка для пропуска противопожарного расхода воды должна быть с электроприводом, что является нарушением
ч. 1 ст. 46 Закона N 184-ФЗ,
ч. 1 ст. 151 Закона N 123-ФЗ,
п. 11.7* СНиП 2.04.01-85* (п. 7 предписания).
Пункты 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9 предписания от 29.02.2016 N 1-87/1/1 содержат указания на следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности, которые необходимо устранить до 01.02.2017:
- не укомплектованы рукавами и стволами пожарные краны. Пожарные краны не присоединены к пожарному крану и стволу, что является нарушением
п. 57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 (п. 2 предписания);
- внутренний противопожарный водопровод находится в неисправном состоянии, что является нарушением
п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 (п. 3 предписания);
- отсутствует задвижка с электроприводом, установленной на обводной линии водомерных устройств, что является нарушением
ч. 1 ст. 46 Закона N 184-ФЗ,
ст. 151 Закона N 123-ФЗ,
п. 11.7 СНиП 2.04.01-85* (п. 4 предписания);
- система противодымной защиты находится в неисправном состоянии, не обеспечена работа в автоматическом режиме, что является нарушением
п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 (п. 6 предписания);
- система оповещения людей о пожаре 1-го типа находится в неисправном состоянии, что является нарушением
ч. 1 ст. 46 Закона N 184-ФЗ,
ст. 151 Закона N 123-ФЗ,
п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012,
п. 3.1,
3.2 НПБ 104-03,
п. 3.1,
3.2 3.3 СП 3.13130.2009 (п. 7 предписания);
- автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии, что является нарушением
ч. 1 ст. 46 Закона N 184-ФЗ,
ст. 151 Закона N 123-ФЗ,
п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012,
п. 4 таб. 1 НПБ 104-03 (п. 8 предписания);
- не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, что является нарушением
п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 (п. 9 предписания).
Пункты 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9 предписания от 29.02.2016 N 1-78/1/1 содержат указания на следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности, которые необходимо устранить до 01.03.2017:
- не укомплектованы рукавами и стволами пожарные краны. Пожарные краны не присоединены к пожарному крану и стволу, что является нарушением
п. 57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 (п. 2 предписания);
- внутренний противопожарный водопровод находится в неисправном состоянии, что является нарушением
п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 (п. 3 предписания);
- отсутствует задвижка с электроприводом, установленной на обводной линии водомерных устройств, что является нарушением
ч. 1 ст. 46 Закона N 184-ФЗ,
ст. 151 Закона N 123-ФЗ,
п. 11.7 СНиП 2.04.01-85* (п. 4 предписания);
- система противодымной защиты находится в неисправном состоянии, не обеспечена работа в автоматическом режиме, что является нарушением
п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 (п. 6 предписания);
- система оповещения людей о пожаре 1-го типа находится в неисправном состоянии, что является нарушением
ч. 1 ст. 46 Закона N 184-ФЗ,
ст. 151 Закона N 123-ФЗ,
п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012,
п. 3.1,
3.2 НПБ 104-03,
п. 3.1,
3.2,
3.3 СП 3.13130.2009 (п. 7 предписания);
- автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии, что является нарушением
ч. 1 ст. 46 Закона N 184-ФЗ,
ст. 151 Закона N 123-ФЗ,
п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012,
п. 4 таб. 1 НПБ 104-03 (п. 8 предписания);
- не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, что является нарушением
п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 (п. 9 предписания).
Пункты 2, 3, 4, 6, 7, 8 предписания от 29.02.2016 N 1-92/1/1 содержат указания на следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности, которые необходимо устранить до 01.02.2017:
- не укомплектованы рукавами и стволами пожарные краны. Пожарные краны не присоединены к пожарному крану и стволу, что является нарушением
п. 57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 (п. 2 предписания);
- внутренний противопожарный водопровод находится в неисправном состоянии, что является нарушением
п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 (п. 3 предписания);
- отсутствует задвижка с электроприводом, установленной на обводной линии водомерных устройств, что является нарушением
ч. 1 ст. 46 Закона N 184-ФЗ,
ст. 151 Закона N 123-ФЗ,
п. 11.7 СНиП 2.04.01-85* (п. 4 предписания);
- система противодымной защиты находится в неисправном состоянии, не обеспечена работа в автоматическом режиме, что является нарушением
п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 (п. 6 предписания);
- жилой многоквартирный дом не оборудован системой оповещения людей о пожаре 1-го типа, что является нарушением
ч. 1 ст. 46 Закона N 184-ФЗ,
ст. 151 Закона N 123-ФЗ,
п. 3.1,
3.2,
п. 4 таб. 1 НПБ 104-03,
п. 3.1,
3.2,
3.3 СП 3.13130.2009 (п. 7 предписания);
- жилой многоквартирный дом не оборудован автоматической пожарной сигнализацией, что является нарушением
ч. 1 ст. 46 Закона N 184-ФЗ,
ст. 151 Закона N 123-ФЗ,
п. 4 таб. 1 НПБ 104-03 (п. 8 предписания).
Пункты 1, 2, 5, 7 предписания от 29.02.2016 N 1-21/1/1 содержат указания на следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности, которые необходимо устранить до 01.03.2017:
- здание жилого многоквартирного дома не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1-го типа, что является нарушением
ч. 1 ст. 46 Закона N 184-ФЗ,
ч. 1 ст. 151 Закона N 123-ФЗ,
п. 3.1,
3.2,
3.3,
4.1,
табл. 1,
табл. 2 НПБ 104-03,
п. 3.1,
3.2,
3.3,
табл. 1,
табл. 2 СП 3.13130.2009 (п. 2 предписания);
- руководитель организации не обеспечил укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями на всех этажах жилого многоквартирного дома, что является нарушением
п. 57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 (п. 5 предписания);
- на обводной линии не установлена задвижка, опломбированная в закрытом положении. Задвижка для пропуска противопожарного расхода воды должна быть с электроприводом, что является нарушением
ч. 1 ст. 46 Закона N 184-ФЗ,
ч. 1 ст. 151 Закона N 123-ФЗ,
п. 11.7* СНиП 2.04.01-85* (п. 7 предписания).
Пункты 2, 3, 5, 7, 8, 9 предписания от 29.02.2016 N 1-29/1/1 содержат указания на следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности, которые необходимо устранить до 01.03.2017:
- не укомплектованы рукавами и стволами пожарные краны. Пожарные краны не присоединены к пожарному крану и стволу, что является нарушением
п. 57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 (п. 2 предписания);
- внутренний противопожарный водопровод находится в неисправном состоянии, что является нарушением
п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 (п. 3 предписания);
- отсутствует задвижка с электроприводом, установленная на обводной линии водомерных устройств, что является нарушением
ч. 1 ст. 46 Закона N 184-ФЗ,
ч. 1 ст. 151 Закона N 123-ФЗ,
п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012,
п. 11.7* СНиП 2.04.01-85* (п. 5 предписания);
- система противодымной защиты находится в неисправном состоянии, не обеспечена работа в автоматическом режиме, что является нарушением
п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 (п. 7 предписания);
- отсутствует система оповещения людей о пожаре 1-го типа, что является нарушением
ч. 1 ст. 46 Закона N 184-ФЗ,
ч. 1 ст. 151 Закона N 123-ФЗ,
п. 3.1,
3.2,
3.3,
4.1,
табл. 1 НПБ 104-03,
п. 3.1,
3.2,
3.3,
табл. 1,
табл. 2 СП 3.13130.2009,
п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 (п. 8 предписания);
- отсутствует система автоматической пожарной сигнализации, что является нарушением
ч. 1 ст. 46 Закона N 184-ФЗ,
ч. 1 ст. 151 Закона N 123-ФЗ,
п. 4 табл. 1 НПБ 104-03,
п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 (п. 9 предписания).
Пункты 2, 3, 4, 6, 8 предписания от 29.02.2016 N 1-50/1/1 содержат указания на следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности, которые необходимо устранить до 01.02.2017:
- здание жилого многоквартирного дома не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1-го типа, что является нарушением
ч. 1 ст. 46 Закона N 184-ФЗ,
ч. 1 ст. 151 Закона N 123-ФЗ,
п. 3.1,
3.2,
3.3,
4.1,
табл. 1,
табл. 2 НПБ 104-03,
п. 3.1,
3.2,
3.3,
табл. 1,
табл. 2 СП 3.13130.2009 (п. 3 предписания);
- руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта автоматической установки системы противодымной защиты, что является нарушением
п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 (п. 4 предписания);
- руководитель организации не обеспечил укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, что является нарушением
п. 57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 (п. 6 предписания);
- на обводной линии не установлена задвижка, опломбированная в закрытом положении. Задвижка для пропуска противопожарного расхода воды должна быть с электроприводом, что является нарушением
ч. 1 ст. 46 Закона N 184-ФЗ,
ч. 1 ст. 151 Закона N 123-ФЗ,
п. 11.7* СНиП 2.04.01-85* (п. 8 предписания).
Полагая, что данные пункты предписаний 29.02.2016 N 1-69/1/1, N 1-87/1/1, N 1-78/1/1, N 1-92/1/1, N 1-21/1/1, N 1-29/1/1, N 1-50/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности являются незаконными, АО "УК "СТАНДАРТ" обратилось с заявлениями в арбитражный суд. При этом заявитель ссылается на отсутствие обязанности управляющей компании по устранению данных нарушений.
Как следует из материалов дела, АО "УК "СТАНДАРТ" осуществляет управление многоквартирными домами по адресам: г. Екатеринбург, ул. Н. Онуфриева, 38а, ул. Волгоградская, 31/2, ул. Д. Уральского, 11, ул. Краснолесья, 18/1, ул. Шейнкмана, 118, ул. Решетникова, 16, ул. Белинского, 132, в отношении которых установлены вышеперечисленные нарушения требований пожарной безопасности.
Пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (
часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ)
Согласно
п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с
п. 3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), которыми также определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В силу
п. 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, содержатся в
Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, которые обязывают обеспечивать исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода
(пункт 55) укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов, при этом пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении
(пункт 57).
Пунктом 61 Правил противопожарного режима установлена обязанность организации обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах).
Как разъяснено в
постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, установленный в договоре круг обязанностей управляющей организации не освобождает ее от соблюдения тех общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в МКД, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений; указанное в равной степени относится и к обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.
Таким образом, обязанность по соблюдению мер пожарной безопасности, являющаяся частью мер по содержанию общего имущества многоквартирного дома, лежит на управляющей организации, соответственно и обязанность по устранению выявленных нарушений возложена на управляющую организацию, при этом соблюдение требований пожарной безопасности не постановлено в зависимость от объема финансирования и его источника.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный
закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (
ст. 2 Федерального закона N 69-ФЗ).
В силу
ст. 1 Федерального закона N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Положения Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (
пункт 1 части 2 статьи 1 указанного Закона).
Согласно
ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона.
Кроме того, согласно положениям
п. 1 ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно
ч. 1 ст. 151 Федерального закона N 123-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального
закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям этого Федерального
закона.
Соблюдение обязательных требований пожарной безопасности, перечисленных в спорных пунктах предписаний, является обязательным, поскольку речь идет о безопасности жизни и здоровья людей, проживающих в многоквартирном доме.
Сам по себе факт выявленных нарушений несет потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, в связи с этим подлежат применению нормативы, принятые после введения в эксплуатацию объекта проверки.
Учитывая изложенное, оснований для признания оспариваемых пунктов предписаний недействительными не имеется.
При изложенных обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь
ст. 110,
167 -
170,
201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования оставить без удовлетворения.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Н.И.РЕМЕЗОВА