Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.06.2012 по делу N А60-19141/2012
Требование: О признании незаконным и отмене постановления, вынесенного заместителем главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности Чкаловского района МО.
Решение: Требование удовлетворено.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.06.2012 по делу N А60-19141/2012
Требование: О признании незаконным и отмене постановления, вынесенного заместителем главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности Чкаловского района МО.
Решение: Требование удовлетворено.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 июня 2012 г. по делу N А60-19141/2012
Резолютивная часть решения объявлена 14 июня 2012 года
Полный текст решения изготовлен 20 июня 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.О. Никифоровой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Товарищества собственников жилья "Авиационная"
к заместителю главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности Чкаловского района МО "город Екатеринбург" Пенягину Павлу Владимировичу
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Щапова В.П., председатель ТСЖ "Авиационная", паспорт;
от заинтересованного лица - Шутов В.С., представитель, доверенность N 4 от 10.01.2012, паспорт.
Отводов суду не заявлено.
Товарищество собственников жилья "Авиационная" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 231/232/233 от 02.04.2012 года, вынесенного заместителем главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности Чкаловского района МО "город Екатеринбург" Пенягиным Павлом Владимировичем.
Заинтересованное лицо представило отзыв, просит в удовлетворении заявленных требований отказать, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд
установил:
В период с 01.03.2012 по 11.03.2012 года на основании распоряжения N 126 от 16.02.2012 года инспектором ОНД Чкаловского района "МО г. Екатеринбург" Шутовым В.С. проведена проверка в отношении заявителя по адресу: г. Екатеринбург, ул. Авиационная, 61.
В ходе проверки были установлены следующие нарушения требований норм и правил пожарной безопасности:
1. Противопожарная дверь, установленная в эл. щитовой дома на первом этаже, не обеспечивает дымонепроницаемость, что является нарушением п. 7.4 СНиП 21-01-97*.
2. На фасадной части дома расположен временный пристрой (строение консьержа, охранника), строение прилегает к стене дома, что является нарушением
п. 24 ППБ 01-03.
3. Помещения (административные) ТСЖ расположены в помещении эл. щитовой многоквартирного дома, что является нарушением п. 7.4 СНиП 21-01-97*.
4. Допускается изменение проектных решений 4-го этажа (по освещенности и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выхода). У кв. N 21 установлена перегородка и дополнительная дверь, что является нарушением
п. 18 ППБ 01-03.
Итоги проверки оформлены актом N 126 от 11.03.2012.
20.03.2012 по результатам проверки государственным инспектором Чкаловского района МО "г. Екатеринбург" Шутовым В.С. составлены протоколы N 231 об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, N 232 об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, N 233 об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
02.04.2012 заместителем начальника ОНД Чкаловского района МО "г. Екатеринбург" Пенягиным П.В. по результатам рассмотрения материалов проверки, проведенной в отношении Товарищества собственников жилья "Авиационная" вынесено постановление N 231/232/233 о назначении административного наказания, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной
ч. 1,
3,
4 ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, Товарищество собственников жилья "Авиационная" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании его незаконным.
Рассмотрев представленные суду доказательства, и оценив их в порядке
ст. 71 АПК РФ, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со
ст. ст. 1,
37,
38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, которые обеспечиваются комплексом мер, в том числе обязанностью руководителей организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (
ст. 38 Закона о пожарной безопасности).
Согласно
п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, требования
правил пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имуществе физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Требования пожарной безопасности в Российской Федерации установлены
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, которые обязательны для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм собственности, их должностными лицами.
Наряду с настоящими
Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (
п. 3 Правил).
Объектом административного правонарушения, предусмотренного
ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
СНиП 21-01-97* п. 7.4 предусматривает, что части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
ППБ 01-03
п. 60 предусматривает, что при эксплуатации действующих электроустановок запрещается: размещать (складировать) у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы.
СНиП 2.08.01-89* п. 1.38* предусматривает, что помещения общественного назначения, кроме помещений общественного назначения общежитий и домов для престарелых и семей с инвалидами, должны иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилой части здания.
СНиП 2.08.01-89* п. 1.46* предусматривает, что помещения общественного назначения, расположенные в жилых зданиях, кроме одноквартирных и блокированных домов, следует отделять от помещений жилой части противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа без проемов, в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа.
ППБ 01-03
п. 18 предусматривает, что работники организаций, а также граждане должны: соблюдать на производстве и в быту требования пожарной безопасности, а также соблюдать и поддерживать противопожарный режим.
ППБ 01-03
п. 51 предусматривает, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
ППБ 01-03
п. 24 предусматривает, что временные строения должны располагаться от других зданий и сооружений на расстоянии не менее 15 м (кроме случаев, когда по другим нормам требуются иные противопожарные расстояния) или у противопожарных стен.
Поддерживая заявленные требования ТСЖ "Авиационная" ссылается на добровольное устранение нарушений, указанных протоколах N 231, 232 от 20.03.2012, до составления указанных протоколов и вынесения оспариваемого постановления. Также заявитель указывает на отсутствие вины ТСЖ "Авиационная" в совершении правонарушения указанного в протоколе N 233 от 20.03.2012,
Кроме того заявитель ссылается на грубые нарушения
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при проведении проверки, при составлении акта проверки N 126, нарушения сроков составления протоколов N 231, N 232, N 233, при определении о назначении места и времени рассмотрения административного дела и при вынесении постановления N 231/232/233.
Согласно
ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом или сведений о юридическом лице в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные
ст. 28.7 КоАП РФ.
Как следует из акта N 126 от 11.03.2012, проверка в отношении заявителя проведена инспектором ОНД Чкаловского района "МО г. Екатеринбург" по адресу: г. Екатеринбург, ул. Авиационная, 61, в период с 01.03.2012 по 11.03.2012. Протоколы об административном правонарушении требований пожарной безопасности составлены 20.03.2012, т.е. с нарушением сроков, установленных
ст. 28.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях на 9 дней.
В силу
п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных
Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (
ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Как следует из пояснений представителей заявителя, и представленных суду доказательств (доказательства устранения нарушений приобщены к материалам дела), нарушения, поименованные в протоколах об административном правонарушении пожарной безопасности N 231, 232 от 20.03.2012, устранены ТСЖ "Авиационная" до составления указанных протоколов.
Факт устранения нарушений требований пожарной безопасности также отражен административным органом в оспариваемом постановлении по делу об административном правонарушении N 231/232/233 от 02.04.2012.
Таким образом, сведения о нарушениях требований пожарной безопасности, указанные в протоколах от 20.03.2012 N 231, N 232, являются недостоверными и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что, по мнению суда, не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящий судебный спор.
Как следует из материалов дела, заинтересованным лицом также составлен протокол об административном правонарушении требований пожарной безопасности N 233 от 20.03.2012 о совершении правонарушения, предусмотренного
п. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, а именно: "допускается изменение проектных решений 4-го этажа (по освещенности и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выхода). У кв. N 21 установлена перегородка и дополнительная дверь, что является нарушением
п. 18 ППБ 01-03".
Как следует из материалов дела, и пояснений представителя заявителя, перегородка с дверью установлена не ТСЖ, а физическим лицом - собственником жилого помещения кв. N 21 Яньшиной Т.А., в нарушение решения собрания правления ТСЖ, оформленного протоколом N 8а от 17.06.2007 года о запрещении устанавливать перегородки в местах общего пользования.
В материалы судебного дела представлен протокол собрания правления ТСЖ "Авиационная" N 8а от 17.06.2007 года, заявление жителя Яньшиной Т.А., где собственник жилого помещения указывает, что дверь установила она без разрешения ТСЖ, и просит не наказывать ТСЖ за ее действия.
Кроме того заявитель указывает, что в отношении Яньшиной Т.А. составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление N 187 от 22.03.2012 о привлечении к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, в связи с установкой перегородки с дверью в холле; этажа (допущено изменение проектных решений 4 этажа).
Вместе с тем, как указывает заявитель, перегородка, установленная собственником кв. N 21 Яньшиной Т.А. не повлияла на ширину горизонтальных участков путей эвакуации (общего коридора). Она как была, так и осталась не менее 1,2 метра, согласно требованиям пункта 6.27 СНиП 21-01-97*, а также не повлияла на ширину эвакуационного выхода из общего коридора в лифтовой холл, как была, так и осталась не менее 0,8 метра, согласно требованиям пункта 6.16 СНиП 21-01-97*.
Также не изменилось предельно допустимое расстояние от наиболее удаленной квартиры до ближайшего эвакуационного выхода (п. 6.23 СНиП 21-01-97*), направление открывания дверей соответствует п. 6.17 СНиП 21-01-97*, окно не является ни эвакуационным, ни аварийным выходом (п. 6.9, п. 6.20 СНиП 21-01-97*).
Возражений, а также доказательств, опровергающих доводы ТСЖ, заинтересованным лицом суду не представлено. Вместе с тем протоколом N 233 от 20.03.2012, а также оспариваемым постановлением N 231/232/233 от 02.04.2012 не зафиксированы обстоятельства, свидетельствующие о наличии вины ТСЖ "Авиационная" в совершении указанного правонарушения.
Согласно
ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном
Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (
п. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
В силу
ч. 2 ст. 2.1 Кодекса лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодекса или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя в форме умысла или неосторожности в силу требований
ст. 2.2 Кодекса и
ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должна быть установлена и доказана административным органом.
Из содержания постановления о назначении административного наказания усматривается, что административный орган констатировал только факт установления нарушений.
Между тем из оспариваемого постановления не следует, что заинтересованным лицом исследовался вопрос о наличии вины ТСЖ "Авиационная" в совершении вменяемого ему административного правонарушения. В нарушение
ст. 29.10 КоАП РФ в обжалуемом постановлении административного органа не указано, в чем конкретно состоит вина лица, привлекаемого к административной ответственности. Констатация административным органом в постановлении только нарушений требований пожарной безопасности без указания на виновные действия либо бездействие заявителя, без установления причинно-следственной связи между такими действиями (бездействиями) и совершенным правонарушением, не является достаточным основанием для привлечения заявителя к административной ответственности.
Таким образом, суд приходит к выводу о недоказанности административным органом вины ТСЖ "Авиационная" в совершении нарушений требований пожарной безопасности.
Учитывая изложенное, заявленные Товариществом собственников жилья "Авиационная" требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь
ст. 167 -
170,
211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Требования заявителя удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление N 231/232/233 от 02.04.2012 года, вынесенного заместителем главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности Чкаловского района МО "город Екатеринбург" Пенягиным Павлом Владимировичем.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
Судья
ГНЕЗДИЛОВА Н.В.