Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.06.2012 по делу N А60-16387/2012
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: Требование удовлетворено.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.06.2012 по делу N А60-16387/2012
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: Требование удовлетворено.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 июня 2012 г. по делу N А60-16387/2012
Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 20 июня 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.О. Ивановой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Билокурой А.А. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Южное" Сысертского городского округа (далее - заявитель)
к Отделу надзорной деятельности Сысертского городского округа, Арамильского городского округа Главного управления МЧС по Свердловской области (далее - административный орган, заинтересованное лицо)
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Капустин Н.А. - директор, решение;
от заинтересованного лица: Акулов А.Л. - инспектор отдела надзорной деятельности по доверенности б/н, б/д, удостоверение.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Заявитель просит признать незаконным постановление о назначении административного наказания N 18/19 от 19.03.2012.
В обоснование заявленных требований заявитель, не оспаривая факта нарушений требований пожарной безопасности, ссылается на то, что по делу возможно применить положения о малозначительности.
Заинтересованное лицо не возражает относительно ссылок заявителя на необходимость применения норм
ст. 2.9 КоАП РФ.
В предварительном судебном заседании 15.06.2012 выяснилось, что в деле имеются все необходимые для рассмотрения спора документы, стороны не возражают против завершения предварительного судебного заседания.
При данных обстоятельствах суд, признав дело подготовленным к судебному разбирательству, счел целесообразным завершить предварительное судебное заседание и перейти к рассмотрению дела по существу в данном судебном заседании (
ст. 136,
137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Рассмотрев материалы дела, заслушав сторон, суд
установил:
В ходе проведения внеплановой выездной проверки с целью надзора за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности в отношении помещений МУП ЖКХ "Южное" по адресу: Свердловская область, Сысертский район, с. Щелкун, ул. Строителей, 2, государственным инспектором Сысертского городского округа, Арамильского городского округа по пожарному надзору установлен факт нарушения МУП ЖКХ "Южное" Правил пожарной безопасности, а именно:
- не произведен контроль за техническим состоянием электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (
п. 57 ППБ 01-03), за что предусмотрена административная ответственность по
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ;
- здания МУП ЖКХ "Южное" не защищены установками автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (
п.п. 3,
96,
98 ППБ - 01-03,
НПБ 110-03,
НПБ 104-03), за что предусмотрена административная ответственность по
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
По результатам проверки в отношении МУП ЖКХ "Южное" составлен протокол об административном правонарушении от 06.03.2012 N 18 и вынесено постановление от 19.03.2012 N 18/19 о признании МУП ЖКХ "Южное" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. ч. 3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ и назначении административного наказания, предусмотренного
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 155000 рублей.
Согласно
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с
ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего
Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Оценив представленные документы и учитывая, что вышеназванные требования обеспечены не были, суд полагает, что событие административного правонарушения, установленного
ч. ч. 3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ, в действиях МУП ЖКХ "Южное", нашло свое подтверждение.
При этом, суд также учитывает следующее:
Согласно
ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим
Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя, установленная административным органом, выразилось в том, что, имея возможность для соблюдения Правил пожарной безопасности, проигнорировав требования законодательства, за нарушение которых установлена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленное нарушение свидетельствует о вине общества в совершении административного правонарушения.
Таким образом, состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
ч. ч. 3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ, в действиях МУП "ЖКХ "Южное" подтвержден.
Вместе с тем, суд считает возможным применить к совершенному обществом правонарушению положение о малозначительности.
В соответствии со
статьей 2.9 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Статья 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является нормой общего регулирования административных правоотношений, не предусматривающей каких-либо изъятий для отдельных видов правонарушений. Законодателем предоставлено право суду самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения исходя из общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, конституционных принципов справедливости и соразмерности наказания, разумного баланса публичного и частного интересов, гуманности закона в правовом государстве.
В силу
ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
п. 18 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что
статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в
Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье
Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий (
п. 18.1 введен
Постановлением Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 N 60).
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (
пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в
определении от 09.04.2003 N 116-О, суд, руководствуясь положениями
ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По мнению суда, несмотря на формальное наличие всех признаков состава правонарушения, степень общественной опасности допущенных обществом правонарушения не носит существенного характера (как следует из материалов дела и не опровергается административным органом, заявителем была фактически устранена большая часть выявленных нарушений, соответственно, сами по себе допущенные нарушения не создали существенной угрозы охраняемым общественным отношениям).
При наличии всех признаков состава правонарушения данное конкретное деяние не повлекло и не могло повлечь серьезных негативных последствий либо причинить значительный ущерб общественным интересам, в связи с чем, совершенное обществом правонарушение обладает низкой степенью общественной опасности, что свидетельствует о малозначительности вменяемого административного правонарушения и цель административного наказания в виде предупреждения совершения новых правонарушений в данном случае может быть достигнута при вынесении устного замечания.
Несмотря на то, что при применении
статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушитель освобождается от административной ответственности, к нему все же применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которая призвана оказать моральное воздействие на нарушителя, и направлена на то, чтобы предупредить, проинформировать нарушителя о недопустимости совершения подобных нарушений впредь. Тем самым, достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказания: справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности.
В
пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь
частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и
статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Учитывая изложенное, оспариваемое постановление заинтересованного лица следует признать незаконным, ограничившись устным замечанием в отношении заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 167 -
170,
211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Требования заявителя удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить постановление Отдела надзорной деятельности Сысертского городского округа, Арамильского городского округа Главного управления МЧС по Свердловской области от 19.03.2012 N 18/19 о признании МУП ЖКХ "Южное" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. ч. 3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ и назначении административного наказания, предусмотренного
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 155000 рублей.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
ИВАНОВА С.О.