Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.01.2012 по делу N А60-53435/2011
Требование: О признании незаконным и отмене постановления.
Решение: Требование удовлетворено.


Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.01.2012 по делу N А60-53435/2011
Требование: О признании незаконным и отмене постановления.
Решение: Требование удовлетворено.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 января 2012 г. по делу N А60-53435/2011
Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2012 года
Полный текст решения изготовлен 20 января 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В. Высоцкой, рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РВС"
к Отделению надзорной деятельности Чкаловского района МО "г. Екатеринбург" Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: А.Ю. Филонов, представитель по доверенности от 05.12.2011, паспорт;
от заинтересованного лица: А.В. Выгузов, главный специалист, удостоверение, доверенность N 175-15 от 26.08.2011.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью "РВС" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отделения надзорной деятельности Чкаловского района МО "г. Екатеринбург" Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области N 722/723 от 23.11.2011 о привлечении к административной ответственности на основании ч. 1, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150000 руб.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на нарушение порядка привлечения к административной ответственности.
Заинтересованное лицо представило отзыв, требования не признало, считая, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, арбитражный суд
установил:
Отделением надзорной деятельности Чкаловского района МО "г. Екатеринбург" Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области на основании распоряжения от 16.11.2011 N 539 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "РВС" при эксплуатации кафе "Восток" по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 145, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
1. Двери складских помещений не обеспечивают предел огнестойкости EI 30 (п. 3 ППБ 01-03, п.п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*, п. 5.14* СНиП 21-01-97*);
2. Планы эвакуации не выполнены в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009 (п. 16 ППБ 01-03, ГОСТ Р 12.2.143-2009);
3. В помещениях кафе (без естественного освещения) отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре (п. 3 ППБ 01-03, п. 8.2 СНиП 41-01-2003);
4. Места нахождения огнетушителей не обозначены соответствующими значками (п. 15 табл. 3 НПБ 160-97);
5. Высота второго эвакуационного выхода обеденного зала в свету выполнена менее 1,9 метров (п. 6.16 СНиП 21-01-97*).
По результатам проверки составлен акт N 539 от 21.11.2011, протоколы об административном правонарушении от 21.11.2011 N 722, N 723, обществу выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
На основании материалов проверки зам. главного государственного инспектора г. Екатеринбурга, Чкаловского района по пожарному надзору П.В. Пенягиным 23.11.2011 вынесено постановление N 722/723 о признании ООО "РВС" виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, ООО "РВС" обратилось с заявлением в суд, указав на нарушение порядка привлечения к административной ответственности.
Часть 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса в виде предупреждения или наложения штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Часть 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. ст. 34, 37 Федерального Закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане и предприятия обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, иметь и содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Статьей 38 названного Закона установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий.
Требования пожарной безопасности в Российской Федерации установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.
Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п. 3 Правил).
Так, приказом Ростехрегулирования от 23.07.2009 N 260-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 12.2.143-2009, который устанавливает: принципы проектирования и применения визуальных элементов (компонентов), используемых для создания систем; классификацию элементов ФЭС и знаков безопасности; требования к размещению ФЭС и элементов ФЭС; общие технические требования к элементам ФЭС, в том числе планам эвакуации; требования к основным материалам и их фотометрическим свойствам, к средствам освещения, способам закрепления, а также критерии эксплуатации и методы определения их долговечности и ожидаемого срока службы для потребителя; методы контроля ФЭС и элементов ФЭС на стадиях изготовления и эксплуатации.
В ходе проверки ООО "РВС" установлено, что планы эвакуации не выполнены в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009.
Указанное обстоятельство заявителем не опровергнуто.
Также в ходе проверки установлено, что места нахождения огнетушителей не обозначены соответствующими знаками. Знаки для обозначения пожарно-технической продукции установлены НПБ 160-97, утвержденными Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору, введены в действие приказом ГУГПС МВД России от 24.07.1997 N 46.
Вышеуказанное нарушение заявителем также не опровергнуто.
В ходе проверки контролирующим органом установлено, что заявителем допущено нарушение п. 8.2 СНиП 41-01-2003, а именно в помещениях кафе отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре.
Пункт 8.2 СНиП 41-01-2003 предусматривает системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения:
а) из коридоров и холлов жилых, общественных, административно-бытовых и многофункциональных зданий высотой более 28 м. Высота здания (для эвакуации людей) определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных автомашин и нижней отметки открывающегося окна (проема) в наружной стене верхнего этажа (не считая верхнего технического);
б) из коридоров (туннелей) подвальных и цокольных этажей без естественного освещения их световыми проемами в наружных ограждениях (далее - без естественного освещения) жилых, общественных, административно-бытовых, производственных и многофункциональных зданий при выходах в эти коридоры из помещений, предназначенных для постоянного пребывания людей (независимо от количества людей в этих помещениях);
в) из коридоров длиной более 15 м без естественного освещения для производственных и складских зданий категорий А, Б, В1 - В2 с числом этажей два и более, а также для производственных зданий категории В3, общественных и многофункциональных зданий с числом этажей шесть и более;
г) из общих коридоров и холлов зданий различного назначения с незадымляемыми лестничными клетками;
д) из коридоров без естественного освещения жилых зданий, в которых расстояние от двери наиболее удаленной квартиры до выхода непосредственно в лестничную клетку или до выхода в тамбур, ведущий в воздушную зону незадымляемой лестничной клетки типа Н1, более 12 м;
е) из атриумов зданий высотой более 28 м, а также из атриумов высотой более 15 м и пассажей с дверными проемами или балконами, выходящими в пространство атриумов и пассажей;
ж) из лестничных клеток типа Л2 с открываемыми автоматически при пожаре фонарями зданий стационаров лечебных учреждений;
з) из каждого производственного или складского помещения с постоянными рабочими местами без естественного освещения или с естественным освещением через окна и фонари, не имеющие механизированных приводов для открывания фрамуг в окнах (на уровне 2,2 м и выше от пола до низа фрамуг) и проемов в фонарях (в обоих случаях площадью, достаточной для удаления дыма при пожаре), если помещения отнесены к категориям А, Б, В1 - В3, а также В4, Г или Д в зданиях IV степени огнестойкости;
и) из каждого помещения без естественного освещения:
- общественного, предназначенного для массового пребывания людей;
- площадью 50 м2 и более с постоянными рабочими местами, предназначенного для хранения или использования горючих веществ и материалов;
- торговых залов;
- гардеробных площадью 200 м2 и более.
Допускается проектировать удаление продуктов горения через примыкающий коридор из помещений площадью до 200 м2: производственных категорий В1 - В3 или предназначенных для хранения или использования горючих веществ и материалов.
Указанные требования заявителем не выполнены.
В соответствии с п. 6.16 СНиП 21-01-97* высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м.
Отделение надзорной деятельности Чкаловского района МО "г. Екатеринбург" Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области в ходе проверки установило, что заявителем высота второго эвакуационного выхода обеденного зала в свету выполнена менее 1,9 метров, что является неправомерным.
Указанный факт заявителем не опровергнут, в связи с чем, указанное обстоятельство также квалифицируется как нарушение правил пожарной безопасности.
Заявитель указал, что по вышеперечисленным нарушениям предписание исполнялось обществом.
Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обнаруженные в ходе проведения проверки нарушения ППБ 01-03, ГОСТ Р 12.2.143-2009, НПБ 160-97 образуют событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обнаруженные в ходе проведения проверки нарушения ППБ 01-03, СНиП 41-01-2003, СНиП 21-01-97* образуют событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, в постановлении N 722/723 от 23.11.2011 правонарушения вменены заявителю правомерно.
Привлекая общество к административной ответственности за совершение двух административных правонарушений, административный орган применил санкцию в размере 150000 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган назначил обществу административное наказание в пределах санкции для юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей, предусмотренных как ч. 1 ст. 20.4, так и ч. 4 ст. 20.4 КоАП.
Таким образом, назначение наказания обществу за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 150000 руб. соответствует положениям, установленным ст. 4.4 КоАП РФ.
Оспаривая постановление о привлечении к административной ответственности, заявитель указывает на нарушение установленного порядка привлечения к административной ответственности.
Статья 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях регламентирует содержание протокола об административном правонарушении, порядок его составления и обеспечивает лицу, привлекаемому к административной ответственности правовые возможности для защиты его прав и законных интересов. Несоблюдение требований указанной статьи при составлении протокола об административном правонарушении является нарушением прав лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, предусмотренных ст. 25.1, ч. 4 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1, 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административному правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, участвовать в рассмотрении дела. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Законными представителями юридического лица в соответствии с ч. 2 ст. 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Как следует из материалов дела, протоколы об административных правонарушениях в отношении ООО "РВС" составлены 21.11.2011 в присутствии заведующего хозяйством Жиляева И.В., действующей на основании доверенности от 10.11.2011, выданной директором общества Е.Д. Луневой.
Данная доверенность не содержит указание на право Жиляева И.В. представлять интересы общества в конкретном административном деле, а определяет право представлять заявителя в отделе ГПН Чкаловского района г. Екатеринбурга по вопросам, связанным с противопожарной безопасностью, для чего уполномочивает его расписываться от имени общества и совершать все действия, связанные с выполнением этого поручения.
Однако материалы дела не содержат доказательств уведомления законного представителя общества о времени и месте составления протокола.
Данные обстоятельства свидетельствуют о невозможности реализации обществом своих прав, установленных ст. 25.1, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из содержания п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Заинтересованным лицом были допущены существенные нарушения правил привлечения к административной ответственности, поскольку материалы проверки составлены без участия законного представителя, что привело к несоблюдению прав лица, привлекаемого к ответственности, и в силу ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для признания незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Отделения надзорной деятельности Чкаловского района МО "г. Екатеринбург" Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области N 722/723 от 23.11.2011 о привлечении к административной ответственности по ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья
ПРИСУХИНА Н.Н.