Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 07.07.2016 N Ф09-7329/16 данное решение оставлено без изменения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016 N 17АП-2726/2016-АК данное решение оставлено без изменения.
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.01.2016 по делу N А60-46610/2015
Требование: О признании незаконным и отмене предписания.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.01.2016 по делу N А60-46610/2015
Требование: О признании незаконным и отмене предписания.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
от 20 января 2016 г. по делу N А60-46610/2015
Резолютивная часть решения объявлена 13 января 2016 года
Полный текст решения изготовлен 20 января 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.С. Челпановой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-46610/2015
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Верх-Исетская" (ИНН 6658226537, далее - общество "УК "Верх-Исетская")
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - управление МЧС)
о признании незаконным и отмене предписания N 4-191/1/1/1 от 21.09.2015.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании принял участие представитель общества "УК "Верх-Исетская" - Кузнецов Д.П. (доверенность от 11.01.2016 N 14).
Представители управления МЧС, извещенного надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество "УК "Верх-Исетская" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания управления МЧС N 4-191/1/1/1 от 21.09.2015.
Определением суда от 01.10.2015 исковое заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 09.11.2015.
Вопреки требованиям определения от 01.10.2015 материалы проверки и письменный отзыв заинтересованным лицом в материалы дела не представлены.
Определением от 17.11.2015 судебное разбирательство назначено на 15.12.2015.
В судебном заседании 15.12.2015 заявителем заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Ходатайство удовлетворено судом в порядке
ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, документы приобщены к материалам дела.
Заслушав представителя заявителя, суд счел необходимым судебное заседание отложить в соответствии на 13.01.2016.
До начала судебного заседания со стороны заинтересованного лица поступило ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва на заявление.
От заинтересованного лица поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Ходатайство судом удовлетворено.
Заинтересованное лицо просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
отделением НД по Верх-Исетскому району МО "город Екатеринбург" ОНД МО "город Екатеринбург" УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области в период с 08.09.2015. по 21.09.2015 проведена внеплановая проверка с целью контроля за исполнением юридическим лицом общество "УК "Верх-Исетская" ранее выданного предписания N 1-436/1/1 от 03.12.2014 на объекте защиты по адресу: г. Екатеринбург, ул. Папанина, 1а.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
- пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода жилого дома не укомплектованы пожарными рукавами, ручными пожарными стволами, что является нарушением
п. 57 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390;
- внутренний пожарной водопровод находится в неисправном состоянии, что является нарушением
п. 55 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390.
По результатам проверки составлен: акт проверки N 4-191 от 21.09.2015, протокол об административном правонарушении N 4-165 от 21.09.2015 выдано предписание N 4-191/1/1 от 21.09.2015, которым предписано устранить допущенные нарушения в срок до 01.03.2016.
Полагая, что предписание N 4-191/1/1 от 21.09.2015 является недействительным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Изучив материалы дела, оценив фактические обстоятельства, заслушав доводы и пояснения заявителя, суд считает, что в удовлетворении требований заявителя следует отказать на основании следующего.
В силу
ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно
ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу
ст. 200 и
201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным действий необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого бездействия нормам действующего законодательства и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Частью 3 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Согласно
ст. 20 Федерального закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".
Наряду с указанными
Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (
ст. 38 Закона N 69-ФЗ).
В соответствии с
п. 55 Правил руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.
Направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Пунктом 57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год). Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении.
Пожарные шкафы (за исключением встроенных пожарных шкафов) крепятся к несущим или ограждающим строительным конструкциям, при этом обеспечивается открывание дверей шкафов не менее чем на 90 градусов.
Обнаруженные в ходе проведения проверки нарушения требований пожарной безопасности образуют событие административного правонарушения, предусмотренное
ч. 3 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оспаривая постановление и предписание, заявитель считает, что при их вынесении, заинтересованным лицом не принято во внимание, что работы, необходимые для устранения неисправности внутреннего водопровода относятся к работам капитального характера, так как в данном случае для устранения неисправности внутреннего противопожарного водопровода требуется не частичная замена элементов противопожарного водопровода, а его полный ремонт с реконструкцией внутридомовых инженерных сетей пожаротушения. Капитальный ремонт дома управляющей компанией в настоящее время не может быть проведен ввиду недостаточного финансирования, правовая возможность управления денежными средствами, собранными по статье "капитальный ремонт" у общества отсутствует, со своей стороны общество предпринимало все необходимые меры, предусмотренные действующим законодательством, а именно доведение до сведения собственников помещений информации о необходимости проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных сетей пожаротушения.
При этом общество указывает, что вышеизложенные доводы были учтены при вынесении судебных актов Верх-Исетским районным судом от 28.11.13 и мировым судьей судебного участка N 3 Верх-Исетского судебного района г. Екатеринбурга от 14.05.14, которыми было установлено, что обществом предприняло исчерпывающие меры для информирования собственников о необходимости проведения общего собрания для принятия решения о проведении работ по капитальному ремонту системы пожаротушения.
Факт наличия нарушений, связанных с внутренним пожарным водопроводом подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
Согласно
пункту 9 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375 (далее - Регламент N 375) должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции обязаны своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности.
В
статье 6 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также по предотвращению угрозы возникновения пожара;
составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
Таким образом, заинтересованное лицо уполномочено проводить проверки пожарной безопасности граждан и юридических лиц и по ее результатам в случае выявления нарушений действующего законодательства выдавать предписания об устранении данных нарушений.
Материалами дела, по мнению суда, подтверждается, что заявитель, как лицо, ответственное за соблюдение требований пожарной безопасности, действенных мер, направленных на исполнение предписаний, устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности не предпринимало.
Ссылка общества на отсутствие финансовых средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности отклоняется, поскольку не достаточное финансирование, равно как и факт направления сметы на проведение восстановительных работ старшему по дому сами по себе не свидетельствует об отсутствии вины и не являются обстоятельствами, исключающими ответственность по делу об административных правонарушениях.
Вместе с тем материалы административного дела не содержат доказательств того, что обществом представлялись какие-либо действия, начиная с февраля 2014 года, по доведению до собственников жилых помещений сведений о необходимости ремонта неисправности внутреннего водопровода, в связи с чем ссылка на судебные акты суда общей юрисдикции судом не принимается.
При этом, в силу
п. 1 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Доказательств того, что заявитель в 2014, 2015 году принимал меры для участия в обязательном годовом общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, либо выносил вопрос о капитальном ремонте пожарного водопровода на ежегодное общее собрание собственников, материалы дела не содержат.
Фактически общество ограничилось вручением копией сметы на восстановление пожарной системы старшему по дому в июне 2013 года, повторным направлением сметы в феврале 2014 года, и указание о необходимости проведения общего собрания по данному вопросу в квитанциях за февраль 2014 года. В материалы дела также представлена фотография с объявлением о необходимости проведения общего собрания по указанному вопросу, датированная августом 2015 года.
В соответствии с
ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая, что предписания по вопросу об устранении нарушений требований пожарной безопасности обществу выставляются на протяжении нескольких лет, срок, установленный в предписании от 21.09.15 для устранения нарушений до 01.03.16, по мнению суда, является обоснованным.
Согласно
п. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании вышеизложенного, суд считает, что поскольку заявителем в соответствии с требованиями
ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств несоответствия оспариваемого предписания 4-191/1/1 от 21.09.2015 каким-либо законодательным нормам и нарушения им прав и законных интересов ЗАО "УК "ВЕРХ-ИСЕТСКАЯ", заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Доводы заявителя о наличии процессуальных нарушений при проведении проверки судом не принимаются.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер и не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть материалы административного дела, судом не установлено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется проверка.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано заинтересованным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, по своему содержанию соответствует предъявляемым к нему требованиям. Содержащиеся в оспариваемых пунктах предписания формулировки суд считает доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить заявителю. Сроки исполнения оспариваемого предписания являются разумными, а предписание исполнимым. Техническая невозможность выполнения предписанных действий в установленный срок не доказана.
На основании вышеизложенного, руководствуясь
ст. 110,
167 -
170,
201,
211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Верх-Исетская" о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области от 21.09.2015 N 4-191/1/1 отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть
обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
С.Е.КАЛАШНИК