Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.08.2013 по делу N А60-22966/2013
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: Требование удовлетворено в части.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.08.2013 по делу N А60-22966/2013
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: Требование удовлетворено в части.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 августа 2013 г. по делу N А60-22966/2013
Резолютивная часть решения объявлена 12 августа 2013 года
Полный текст решения изготовлен 19 августа 2013 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.Г. Италмасовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т.П. Варданян, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей N 10 (ИНН 6621014166, ОГРН 1076621001049)
к отделению надзорной деятельности Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от заявителя: Скрябина Т.Н., постановление N 278 от 31.03.2011;
от заинтересованного лица: Лизогуб К.А., представитель по доверенности N 280-15 от 21.08.2012.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
По ходатайству заявителя к материалам дела приобщено дополнение к заявлению.
По ходатайству заинтересованного лица к материалам дела приобщен отзыв.
Суд, на основании
п. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с согласия представителей лиц, участвующих в деле, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание первой инстанции.
Заявитель просит признать незаконным и отменить постановление главного государственного инспектора ОНД Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил по пожарному надзору В.А. Игнатьева N 49-54 от 18.06.2013 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150000 руб. на основании
ч. 3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Заинтересованное лицо требования не признало, полагая, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным. Представлен отзыв.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд
установил:
В период с 17.04.2013 по 11.06.2013 старшим инспектором отделения надзорной деятельности Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил на основании распоряжения N 4 от 09.04.2013; N 46 от 16.05.2013 проведена выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в здании муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей N 10 (г. Кировград, ул. Бульвар Центральный, 9б).
В ходе проверки установлено, что заявителем допущены нарушения требований Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012, а именно:
- пол в коридоре на 1-м этаже у 8-ой группы отделан напольным покрытием без сертификата пожарной безопасности (
п. 6.25* СНиП 21-01-97*;
п. 7 ст. 146 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
- пол в коридоре на 1-м этаже у кабинета завхоза отделан напольным покрытием без сертификата пожарной безопасности (
п. 6.25* СНиП 21-01-97*;
п. 7 ст. 146 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
- пол в коридоре на 1-м этаже у метод, кабинета отделан напольным покрытием без сертификата пожарной безопасности (
п. 6.25* СНиП 21-01-97*;
п. 7 ст. 146 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
- расстояние от площадок наружных открытых лестниц до оконных проемов 0,44 м (
п. 33 Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации");
п. 6.30* СНиП 21-01-97*);
- работоспособность клапана пожарного крана N 2 расположенного на лестничной клетке не соответствует требованиям (
п. 6.1* табл. 3 СНиП 2.04.01-85* Строительных норм и правил "Внутренний водопровод и канализация зданий");
- водоотдача пожарного крана N 2 расположенного на лестничной клетке не соответствует требованиям (
п. 6.1* табл. 3 СНиП 2.04.01-85* Строительных норм и правил "Внутренний водопровод и канализация зданий");
11.06.2013 заинтересованным лицом в отношении учреждения составлены протоколы об административных правонарушениях N 49, 50, 51, 52, 53, 54 на основании которых вынесено постановление от 18.06.2013 N 49-54 о привлечении заявителя к административной ответственности по
ч. 3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
В силу
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Пунктом 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, установлено, что настоящие
Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно
п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
В соответствии с
п. 6.25* СНиП 21-01-97* в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:
Г1,
В1,
Д2,
Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;
Г2,
В2,
Д3,
Т3 или
Г2,
В3,
Д2,
Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе;
Г2,
РП2,
Д2,
Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;
В2,
РП2,
Д3,
Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе. Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов.
Согласно
п. 6.30* СНиП 21-01-97* уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1; ширина проступи - как правило, не менее 25 см, а высота ступени - не более 22 см.
Уклон открытых лестниц для прохода к одиночным рабочим местам допускается увеличивать до 2:1.
Допускается уменьшать ширину проступи криволинейных парадных лестниц в узкой части до 22 см; ширину проступи лестниц, ведущих только к помещениям (кроме помещений
класса Ф5 категорий А и Б) с общим числом рабочих мест не более 15 чел. - до 12 см.
Лестницы 3-го типа следует выполнять из негорючих материалов и размещать, как правило, у глухих (без световых проемов) частей стен класса не ниже
К1 с пределом огнестойкости не ниже REI 30. Эти лестницы должны иметь площадки на уровне эвакуационных выходов, ограждения высотой 1,2 м и располагаться на расстоянии не менее 1 м от оконных проемов.
Лестницы 2-го типа должны соответствовать требованиям, установленным для маршей и площадок лестниц в лестничных клетках.
Как следует из материалов дела, учреждением допущено нарушение указанных выше требований правил пожарной безопасности. Факт нарушения подтверждается, в частности, актом проверки N 46 от 11.06.2013, протоколами об административных правонарушениях N 49, 50, 51, 52, 53, 54 от 11.06.2013.
При таких обстоятельствах суд считает событие правонарушения, предусмотренного
ч. 3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ, установленным.
Вина заявителя, выразившаяся в непринятии им необходимых мер к соблюдению требований пожарной безопасности, материалами проверки подтверждена.
Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено. Так, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов дела законный представитель общества был извещен надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
При выборе размера санкции за правонарушение административным органом в полной мере учтены все существенные обстоятельства, подлежащие учету в соответствии со
ст. 4.1 КоАП РФ, о чем свидетельствует наложение минимального штрафа, предусмотренного санкцией
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Учитывая, что событие совершенного заявителем правонарушения подтверждено материалами дела, принимая во внимание, что дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным органом, процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении не выявлено, суд считает, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности по
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150000 руб.
Доказательств принятия мер, направленных на соблюдение всех вышеперечисленных норм, в том числе обращения за выделением соответствующих бюджетных средств финансирования, заявителем не представлено.
Возможность применения к рассматриваемым правоотношениям положений
ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности, по мнению суда, отсутствует, поскольку нарушения в сфере пожарной безопасности создают прямую угрозу жизни и здоровью людей, в данном случае малолетних детей - воспитанников детского учреждения.
В то же время суд считает, что для заявителя, действующего в форме муниципального автономного детского образовательного учреждения, выполняющего социальную функцию, не осуществляющего коммерческую деятельность, величина штрафа даже в минимальном размере санкции
ч. 4 ст. ст. 20.4 КоАП является несоразмерно большой.
По мнению суда, при рассмотрении данного дела следует применить изложенные в
Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 1-П от 17.01.2013 выводы, согласно которым положение
ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, предусматривающее значительный минимальный размер административного штрафа, признано не соответствующим
ст. ст. 17,
19,
34,
35,
55 Конституции РФ, поскольку отсутствие возможности снижения низшего предела санкции не позволяет во всех случаях в полной мере учитывать характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также иные имеющие значение для дела существенные обстоятельства. Конституционный Суд РФ указал на возможность снижения штрафа административным органом или судом до внесения соответствующих изменений в
КоАП РФ.
Поскольку минимальная санкция
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ также является значительной, суд считает возможным применить изложенные в отмеченном выше
Постановлении Конституционного Суда РФ положения при рассмотрении настоящего дела.
По мнению суда, с учетом организационно-правовой формы заявителя, его имущественного положения, характера осуществляемой деятельности штраф подлежит снижению до 20000 руб.
Таким образом, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. 167 -
170,
211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать незаконным и отменить постановление главного государственного инспектора ОНД Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил по пожарному надзору В.А. Игнатьева N 49-54 от 18.06.2013 в части применения к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей N 10 административного штрафа в размере 130 000 рублей.
3. В удовлетворении остальной части требований отказать.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья
Е.Г.ИТАЛМАСОВА