Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.07.2013 по делу N А60-21382/2013
Требование: О замене Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей правопреемника - Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей в связи с реорганизацией в форме присоединения.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.07.2013 по делу N А60-21382/2013
Требование: О замене Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей правопреемника - Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей в связи с реорганизацией в форме присоединения.
Решение: Требование удовлетворено в части.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 июля 2013 г. по делу N А60-21382/2013
Резолютивная часть решения объявлена 16 июля 2013 года
Полный текст решения изготовлен 19 июля 2013 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Н. Подгорновой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.В. Плакатиной рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей N 1 "Страна Детства" (ИНН 6682001171, ОГРН 1126682001192)
к Отделению надзорной деятельности Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил по пожарному надзору Главного управления МЧС по Свердловской области (ИНН 6672176609)
о признании незаконным постановления.
В судебном заседании участвовали:
от заявителя: С.В. Красева, представитель, доверенность N 2 от 15.07.2013 г., паспорт; А.И. Бердникова, постановление N 866 от 03.07.2012 г., паспорт;
от заинтересованного лица: К.А. Лизогуб, представитель, доверенность от 21.08.2012 г., N 280-15, служебное удостоверение.
Права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Заявитель ходатайствует о замене Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей N 24 на его правопреемника - Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей N 1 "Страна Детства" в связи с реорганизацией в форме присоединения.
Поскольку факт реорганизации подтвержден представленными суду постановлениями Администрации Кировградского городского округа N 905 от 24.06.2013 г., N 866 от 03.07.2012 г., свидетельствами о внесении записей в ЕГРЮЛ, суд в соответствии со
ст. 48 АПК РФ произвел замену заявителя на правопреемника.
Заинтересованное лицо просит приобщить к материалам дела мотивированный отзыв с приложенными к нему копиями материалов проверки. Суд ходатайство удовлетворил, указанные документы приобщены к материалам дела.
Заявитель просит признать незаконным и отменить постановление главного государственного инспектора ОНД Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил по пожарному надзору В.А. Игнатьева N 34-43 от 31.05.2013 г. о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150000 руб. на основании
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
В обоснование заявленных требований учреждение ссылается на отсутствие события административного правонарушения, поскольку здание детского сада введено в эксплуатацию до введения в действие нормативных актов, нарушение которых установлено в ходе проверки. Кроме того, заявитель ссылается на отсутствие вины в допущенном нарушении, поскольку в ходе проведенных ранее проверок в здании детского сада данные нарушения не были выявлены.
Заинтересованное лицо требования не признало, полагая, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд
установил:
В период с 17.04.2013 г. по 24.05.2013 г. инспектором отделения надзорной деятельности Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил на основании распоряжения N 45 от 16.05.2013 г. проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в здании Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей N 24, расположенного по адресу: г. Кировград, ул. 8 Марта, 11.
В ходе проверки установлено, что заявителем допущены нарушения требований Федерального
закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 г.,
СНиП 21.01-97, а именно:
- в левом крыле на 1-ом этаже у помещения прачечной отсутствует дверь в лестничную клетку (
п. 33 ППР N 390,
п. 6.18* СНиП 21-01-97*);
- потолок в коридоре на 1-ом этаже отделан потолочной плиткой без сертификата пожарной безопасности (
п. 6.25* СНиП 21-01-97*,
п. 7 ст. 146 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ);
- пол в коридоре на 1-ом этаже отделан легковоспламеняющимся напольным покрытием (
п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
- из групповых ячеек 1-ой средней группы и 2-ой средней группы расположенных на 2-ом этаже, отсутствуют вторые эвакуационные выходы (
п. 6.12* СНиП 21-01-97*);
- ширина маршей наружных открытых лестниц менее 1,35 м (
п. 33 ППР N 390,
п. 6.29 СНиП 21-01-97*);
- ширина проступей наружных открытых лестниц менее 0,25 м (
п. 33 ППР N 390,
п. 6.30* СНиП 21-01-97*);
- высота ограждений наружных открытых лестниц более 1,2 м (
п. 33 ППР N 390,
п. 6.30* СНиП 21-01-97*).
24.05.2013 г. заинтересованным лицом в отношении учреждения составлены протоколы об административных правонарушениях NN 37 - 43, на основании которых вынесено постановление от 31.05.2013 г. N 37-43 о привлечении организации к административной ответственности по
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Пунктом 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. N 390, установлено, что настоящие
Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно
п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
Пунктом 6.18* СНиП 21-01-97* предусмотрено, что двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. В зданиях высотой более 15 м указанные двери, кроме квартирных, должны быть глухими или с армированным стеклом. Лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах. В лестничных клетках допускается не предусматривать приспособления для самозакрывания и уплотнение в притворах для дверей, ведущих в квартиры, а также для дверей, ведущих непосредственно наружу. Двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой, в том числе из коридоров, должны быть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах. Двери этих помещений, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.
Согласно
п. 6.25* СНиП 21-01-97* в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем: Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе; Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе. Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов.
Пунктом 6.12* указанных СНиП предусмотрено, что не менее двух эвакуационных выходов должны иметь: помещения класса Ф1.1, к которым относятся в том числе детские дошкольные учреждения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.
Согласно
п. 6.29 СНиП 21-01-97* ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но, как правило, не менее 1,35 м - для зданий класса Ф1.1;
Уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1; ширина проступи - как правило, не менее 25 см, а высота ступени - не более 22 см. Лестницы 3-го типа следует выполнять из негорючих материалов и размещать, как правило, у глухих (без световых проемов) частей стен класса не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже REI 30. Эти лестницы должны иметь площадки на уровне эвакуационных выходов, ограждения высотой 1,2 м и располагаться на расстоянии не менее 1 м от оконных проемов. (
п. 6.30* СНиП 21-01-97*).
Как следует из материалов дела, учреждением допущено нарушение указанных выше требований
правил пожарной безопасности. Факт нарушения подтверждается, в частности, актом проверки N 45 от 24.05.2013 г., протоколами об административных правонарушениях NN 37 - 43 от 24.05.2013 г.
При таких обстоятельствах суд считает событие правонарушения, предусмотренного
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, установленным.
Вина заявителя, выразившаяся в непринятии им необходимых мер к соблюдению требований пожарной безопасности, материалами проверки подтверждена.
Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено. Так, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов дела законный представитель общества был извещен надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
При выборе размера санкции за правонарушение административным органом в полной мере учтены все существенные обстоятельства, подлежащие учету в соответствии со
ст. 4.1 КоАП РФ, о чем свидетельствует наложение минимального штрафа, предусмотренного санкцией
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Учитывая, что событие совершенного заявителем правонарушения подтверждено материалами дела, принимая во внимание, что дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным органом, процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении не выявлено, суд считает, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности по
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150000 руб.
Ссылка заявителя на отсутствие события административного правонарушения судом не принимается, поскольку нарушения, указанные в протоколах NN 37 - 39 (отсутствие двери в помещении, использование ненадлежащих отделочных материалов на полу и потолке), никак не связаны с моментом ввода в эксплуатацию здания и могут быть устранены без проведения реконструкции и капитального ремонта.
Суд отмечает, что в представленной учреждением в Отделение государственного пожарного надзора г. Кировграда декларации о пожарной безопасности от 23.04.2010 г. заявитель указал на соответствие здания требованиям пожарной безопасности, в том числе, требованиям к эвакуации людей, содержащимся в
СНиП 21-01-97*.
Довод заявителя об отсутствии вины суд также считает несостоятельным, поскольку выполнение требований
Правил пожарной безопасности является обязательным для юридического лица любой организационно-правовой формы и не связано с тем, были ли зафиксированы выявленные правонарушения в ходе предыдущих проверок.
Доказательств принятия мер, направленных на соблюдение всех вышеперечисленных норм, в том числе обращения за выделением соответствующих бюджетных средств финансирования, заявителем не представлено.
Возможность применения к рассматриваемым правоотношениям положений
ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности, по мнению суда, отсутствует, поскольку нарушения в сфере пожарной безопасности создают прямую угрозу жизни и здоровью людей, в данном случае малолетних детей - воспитанников детского учреждения.
В то же время суд считает, что для заявителя, действующего в форме муниципального автономного детского образовательного учреждения, выполняющего социальную функцию, не осуществляющего коммерческую деятельность, величина штрафа даже в минимальном размере санкции
ч. 4 ст. 20.4 КоАП является несоразмерно большой.
По мнению суда, при рассмотрении данного дела следует применить изложенные в
Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 1-П от 17.01.2013 г. выводы, согласно которым положение
ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, предусматривающее значительный минимальный размер административного штрафа, признано не соответствующим
ст. ст. 17,
19,
34,
35,
55 Конституции РФ, поскольку отсутствие возможности снижения низшего предела санкции не позволяет во всех случаях в полной мере учитывать характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также иные имеющие значение для дела существенные обстоятельства. Конституционный Суд РФ указал на возможность снижения штрафа административным органом или судом до внесения соответствующих изменений в
КоАП РФ.
Поскольку минимальная санкция
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ также является значительной, суд считает возможным применить изложенные в отмеченном выше
Постановлении Конституционного Суда РФ положения при рассмотрении настоящего дела.
По мнению суда, с учетом организационно-правовой формы заявителя, его имущественного положения, характера осуществляемой деятельности штраф подлежит снижению не менее чем в 10 раз, что составляет 15000 руб.
Таким образом, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь
ст. ст. 167 -
170,
211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить постановление главного государственного инспектора ОНД Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил по пожарному надзору В.А. Игнатьева N 34-43 от 31.05.2013 г. в части применения к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей N 24 административного штрафа в размере 135000 руб.
2. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Г.Н.ПОДГОРНОВА