Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.03.2014 по делу N А60-51844/2013
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 2, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.03.2014 по делу N А60-51844/2013
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 2, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 марта 2014 г. по делу N А60-51844/2013
Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2014 года
Полный текст решения изготовлен 17 марта 2014 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И. Ремезовой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.О. Никифоровой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-51844/2013
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ачитское лесохозяйственное предприятие" (ИНН 6637003635, ОГРН 1046601054060)
к Отделу надзорной деятельности городского округа Красноуфимск, муниципального образования Красноуфимский округ Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (ИНН 6672176609, ОГРН 1046604426890)
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Неволин М.К., представитель по доверенности от 11.03.2014, паспорт;
от заинтересованного лица - не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Представителю заявителя процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Ачитское лесохозяйственное предприятие" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности городского округа Красноуфимск, муниципального образования Красноуфимский округ Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области о признании незаконным и отмене постановления N 61/62/63 о назначении административного наказания от 19.12.2013, которым заявитель привлечен к административной ответственности по
ч. 2,
3,
4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 400000 рублей.
Определением от 04.02.2014 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание на 11.03.2014 на 10 час. 20 мин.
28.02.2014 от заинтересованного лица поступил отзыв, в удовлетворении требований заявителя просит отказать.
Принимая во внимание то, что заинтересованное лицо не явилось в предварительное судебное заседание, но было надлежащим образом извещено о времени и месте его проведения и от него не поступило возражений против рассмотрения дела в его отсутствие, суд, признав дело подготовленным к разбирательству, завершает предварительное судебное заседание и переходит к рассмотрению дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в соответствии со
ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель не возражает против продолжения рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, арбитражный суд
установил:
08.11.2013 Красноуфимской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о промышленной и пожарной безопасности, об обращении с отходами производства и потребления, об охране окружающей среды с привлечением специалистов - Отдела надзорной деятельности городского округа Красноуфимск, муниципального образования Красноуфимский округ.
В ходе проверки установлено, что Общество с ограниченной ответственностью "Ачитское лесохозяйственное предприятие" на территории и в помещении лесопильного цеха, расположенного по адресу: г. Красноуфимск, ул. Свободы, 116, являясь юридическим лицом на основании Свидетельства о государственной регистрации юридического лица 66 N 003505430 от 24.11.2004, эксплуатируя лесопильный цех на основании договора аренды от 01.11.2013 учитывая, что в соответствии со
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, согласно действующего законодательства несут: "собственники имущества", "лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом", нарушило требования пожарной безопасности, а именно:
- руководитель и лицо, ответственное за пожарную безопасность не прошли обучение мерам пожарной безопасности путем прохождения пожарно-технического минимума, чем нарушен
п. 3 Правил противопожарного режима в РФ (Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390);
- работники допущены к работе на объекте без обучения мерам пожарной безопасности путем проведения противопожарного инструктажа, чем нарушен
п. 3 Правил противопожарного режима в РФ (Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390);
- на видных местах отсутствуют таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны, чем нарушен
п. 6 Правил противопожарного режима в РФ (Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390);
- не обеспечена своевременная очистка территории от горючих отходов (
п. 77 Правил противопожарного режима в РФ (Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390);
- для производственных помещений не определены категории по взрывопожарной и пожарной опасности, которые необходимо указать на дверях помещений, чем нарушен
п. 20 Правил противопожарного режима в РФ (Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390), совершенные в условиях особого противопожарного режима, установленного Постановлением главы ГО Красноуфимск N 1206 от 25.10.2013, за что предусмотрена административная ответственность по
ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- отсутствуют первичные средства пожаротушения - огнетушители, чем нарушен
п. 70 Правил противопожарного режима в РФ (Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390);
- помещение не оборудовано укомплектованным пожарным щитом, чем нарушен
п. 481 Правил противопожарного режима в РФ (Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390), за что предусмотрена административная ответственность по
ч. 3 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- отсутствуют автоматические установки пожарной сигнализации, чем нарушен
п. 9.2. таблицы 3 НПБ 110-03;
- отсутствует система оповещения людей о пожаре, чем нарушен
п. 20 таблицы 2 НПБ 104-03, за что предусмотрена административная ответственность по
ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По данному факту Красноуфимским межрайонным прокурором Свердловской области 27.11.2013 вынесены постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по
ч. 2,
ч. 3,
ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов проверки 19.12.2013 в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "Ачитское лесохозяйственное предприятие" было вынесено постановление от N 61/62/63 о привлечении заявителя к административной ответственности по
ч. 2,
ч. 3,
ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 400000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным, Общество с ограниченной ответственностью "Ачитское лесохозяйственное предприятие" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
При рассмотрении дела суд исходит из следующего.
В силу
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
частями 3 -
8 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с
п. 3 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу требований
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со
ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.
В
п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила) лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
Из
п. 6 Правил следует, что в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.
Согласно
п. 77 Правил руководитель организации обеспечивает очистку объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности. Не допускается сжигать отходы и тару в местах, находящихся на расстоянии менее 50 метров от объектов. Запрещается на территории поселений и городских округов, а также на расстоянии менее 100 метров от лесных массивов запускать неуправляемые изделия из горючих материалов, принцип подъема которых на высоту основан на нагревании воздуха внутри конструкции с помощью открытого огня.
Пунктом 20 Правил установлено, что руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В соответствии с
п. 70 Правил руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам согласно
приложениям N 1 и
2, а также соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.
В
п. 481 Правил указано, что для размещения первичных средств пожаротушения в производственных и складских помещениях, не оборудованных внутренним противопожарным водопроводом и автоматическими установками пожаротушения, а также на территории предприятий (организаций), не имеющих наружного противопожарного водопровода, или при удалении зданий (сооружений), наружных технологических установок этих предприятий (организаций) на расстояние более 100 метров от источников наружного противопожарного водоснабжения должны оборудоваться пожарные щиты. Необходимое количество пожарных щитов и их тип определяются в зависимости от категории помещений, зданий (сооружений) и наружных технологических установок по взрывопожарной и пожарной опасности согласно
приложению N 5.
В постановлении от 19.12.2013 указано, что нарушения допущены при эксплуатации лесопильного цеха.
Однако, как пояснил представитель заявителя, данный лесопильный цех в эксплуатации не находился. Договор аренды цеха в установленном порядке не зарегистрирован.
Согласно
ч. 2 ст. 658 ГК РФ договор аренды предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Представленный в материалы дела договор зарегистрирован, к работам фактически не приступали, а в настоящее время как пояснил заявитель, договор расторгнут.
Согласно
ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с
п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения.
В силу
ч. 1,
2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, прежде всего, протоколом об административном правонарушении.
Таким образом, исследование вопроса о наличии события административного правонарушения, о вине лица, привлеченного к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.
Статьей 29.10 КоАП РФ предусмотрено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также мотивированное решение по делу.
Анализ указанных норм административного законодательства позволяет сделать вывод о том, что постановление по делу об административном правонарушении наряду с другими необходимыми сведениями должны содержать описание существа совершенного правонарушения, в том числе указание на то, в чем выражается противоправность действия (бездействия) правонарушителя, его вина.
Статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое
Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно
ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном
Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
В соответствии с разъяснением, содержащемся в
п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных
ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
В оспариваемом постановлении вопрос о вине Общества с ограниченной ответственностью "Ачитское лесохозяйственное предприятие" не отражен, указано лишь, что административный орган пришел к выводу о виновности, но в чем именно выразилась вина заявителя, какими доказательствами и обстоятельствами подтверждается также не указано.
Таким образом, в нарушение
ст. 65 и
210 АПК РФ в действиях заявителя наличие состава вменяемого административного правонарушения заинтересованным лицом не доказано.
На основании изложенного, постановление N 61/62/63 о назначении административного наказания от 19.12.2014, вынесенное Отделом надзорной деятельности ГО Красноуфимск, МО Красноуфимский округ Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области, о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Ачитское лесохозяйственное предприятие" к административной ответственности по
ч. 2,
3,
4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 400000 рублей подлежит отмене, а требования заявителя - удовлетворению.
Руководствуясь
ст. 167 -
170,
211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить постановление Отдела надзорной деятельности ГО Красноуфимск, МО Красноуфимский округ Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области N 61/62/63 о назначении административного наказания от 19.12.2014 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Ачитское лесохозяйственное предприятие" к административной ответственности по
ч. 2,
3,
4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 400000 рублей.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья
Н.И.РЕМЕЗОВА