Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.12.2011 по делу N А60-43527/2011
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания, вынесенного заместителем главного государственного инспектора г. Нижний Тагил по пожарному надзору.
Решение: Требование удовлетворено.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.12.2011 по делу N А60-43527/2011
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания, вынесенного заместителем главного государственного инспектора г. Нижний Тагил по пожарному надзору.
Решение: Требование удовлетворено.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 декабря 2011 г. по делу N А60-43527/2011
Резолютивная часть решения объявлена 09 декабря 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 14 декабря 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.О. Никифоровой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Муниципального бюджетного учреждения "Дворец культуры "Юбилейный"
к Отделу надзорной деятельности города Нижний Тагил Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Кирпиченко Л.И., директор, приказ N 84 от 01.07.2011, паспорт;
от заинтересованного лица - не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Отвода составу суда не заявлено. Поступившее от заинтересованного лица ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя судом удовлетворено.
Муниципальное бюджетное учреждение "Дворец культуры "Юбилейный" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 25.10.2011 N 183 о назначении административного наказания, вынесенного заместителем главного государственного инспектора г. Нижний Тагил по пожарному надзору Несмеловым В.Р.
Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит суд в удовлетворении требований заявителя отказать, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд
установил:
В период с 10.10.2011 по 17.10.2011 инспектором ОНД г. Нижний Тагил старшим лейтенантом внутренней службы Скородской Т.Е. на основании распоряжения N 409 от 03.10.2011 проведена внеплановая проверка на территории, в здании и помещениях Муниципального бюджетного учреждения "Дворец культуры "Юбилейный" по адресу: г. Н. Тагил, ул. Фрунзе, 39, на предмет соблюдения требований пожарной безопасности.
В ходе проверки установлены следующие нарушения требований норм и правил пожарной безопасности:
1. в нарушение требований ППБ 01-03
п. 3, НПБ 110-03
п. 3.
4,
7,
таб. 1 п. 9 НПБ 104-03
т. 2 п. 9 не защищены помещения автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
2. в нарушение требований ППБ 01-03
п. 3 СНиП 21-01-97* п. 5.14. 7.4 установлены двери пожароопасных помещений с пределом огнестойкости ниже требуемого;
3. в нарушение требований ППБ 01-03
п. 3, ВППБ 13-01-94 "Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации"
п. 2.1.15 Портальный проем сцены не защищен дренчерной установкой (водяной завесой);
4. в нарушение ППБ 01-03
п. 3 ВППБ 13-01-94 "Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации"
п. 2.1.17, СНиП 21-01-97* п. 5.14 проемы в стенах сценической части не защищены противопожарными самозакрывающимися дверями с нормируемым пределом огнестойкости не ниже EI 30.
Итоги проверки оформлены актом N 409 от 17.10.2011.
17.10.2011 по результатам проверки государственным по пожарному надзору г. Нижний Тагил старшим лейтенантом внутренней службы Скородской Т.Е. составлен протокол N 183 об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1,
4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
25.10.2011 заместителем главного государственного инспектора г. Нижний Тагил по пожарному надзору Несмеловым В.Р. по результатам рассмотрения протокола N 183 от 17.10.2011 и материалов проверки, проведенной в отношении Муниципального бюджетного учреждения "Дворец культуры "Юбилейный", вынесено постановление N 183 о назначении административного наказания, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной
ч. 1,
4 ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере 150000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, Муниципальное бюджетное учреждение "Дворец культуры "Юбилейный" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании его незаконным.
Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
частями 3 -
8 настоящей статьи, влечет согласно
п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет согласно
п. 4 ст. 20.4 КоАП РФ наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В обоснование заявленных требований Муниципальное бюджетное учреждение "Дворец культуры "Юбилейный" ссылается на отсутствие вины.
В соответствии с
п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения.
В силу
ч. 1,
2 ст. 26.3 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, прежде всего, протоколом об административном правонарушении.
Таким образом, исследование вопроса о наличии события административного правонарушения, о вине лица, привлеченного к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.
Из содержания
ст. 26.2 КоАП РФ следует, что одним из доказательств совершения административного правонарушения является протокол об административном правонарушении.
На основании
ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего
Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Статьей 29.10 КоАП РФ предусмотрено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также мотивированное решение по делу.
Анализ указанных норм административного законодательства позволяет сделать вывод о том, что и протокол, и постановление по делу об административном правонарушении наряду с другими необходимыми сведениями должны содержать описание существа совершенного правонарушения, в том числе указание на то, в чем выражается противоправность действия (бездействия) правонарушителя, его вина.
Как следует из материалов дела, и пояснений представителя заявителя, постановлением Администрации города от 30.07.2010 N 1741 утверждена муниципальная целевая программа "Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории города Нижний Тагил (2011 - 2013 годы)", в рамках которой МБУ "ДК "Юбилейный" выделено 130000 рублей на разработку проектно-сметной документации на установку автоматической системы пожаротушения сцены (дренчерной установки) и на разработку проектно-сметной документации на монтаж пожарной сигнализации и речевого оповещения о пожаре. Данные средства освоены в полном объеме на указанные мероприятия программы, и подготовлена необходимая проектно-сметная документация.
В 2011 году в бюджете города Нижний Тагил предусмотрено 15 млн. рублей на капитальный ремонт МБУ "ДК "Юбилейный", в рамках которых, по информации финансового управления Администрации города Нижний Тагил от 28.10.2011 N 02-22-90 и МКУ "Нижнетагильское управление капитального строительства" от 26.10.2011 N 944, запланированы средства:
- на автоматическую систему пожаротушения сцены (дренчерную установку) в размере 477706,5 рублей;
- на монтаж пожарной сигнализации и речевого оповещения о пожаре в размере 793 000 рублей.
Подготовкой документации по размещению заказа на вышеуказанные мероприятия в соответствии с Федеральным
законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" занимается МКУ "Нижнетагильское управление капитального строительства". Подписание контракта на автоматическую систему пожаротушения сцены (дренчерную установку) запланировано на 28.11.2011 года. Срок выполнения работ - 25 календарных дней.
На проверке в Управлении муниципального заказа Администрации города Нижний Тагил находится сметная документация на монтаж пожарной сигнализации и речевого оповещения о пожаре. Документация на проведение аукциона размещена в период с 3 по 10 ноября 2011 года. Освоение выделенных учреждению средств планируется до 20.12.2011 года.
Кроме того, заявителем заключен договор поставки N 048 от 28.11.2011 с ООО "Стальпромтехника" на изготовление и установку дверей металлических противопожарных EI60. Согласно Акту N 664 от 05.12.2011 указанный договор ООО "Стальпромтехника" исполнен, исполнителем изготовлены и установлены металлические двери в количестве 7 ед.
В подтверждение доводов об отсутствии вины учреждения в совершении административного правонарушения заявителем представлены письма, направленные в адрес Начальника Управления культуры Администрации г. Нижний Тагил N 52 от 15.03.2010 (вх. N 324 от 18.03.2010) о выделении средств на огнезащитную обработку деревянных конструкций сценической коробки, горючих декораций, сценического и выставочного оформления, а также драпировок в зрительном зале и фойе; N 53 от 15.03.2010 (вх. N 324/4 от 18.03.2010) о выделении денежных средств на монтаж холодного водоснабжения в соответствии со СНиП для пожаротушения; N 54 от 15.03.2010 (вх. N 324/3 от 18.03.2010 о выделении денежных средств на установку дверей с нормированным пределом огнестойкости; N 55 от 18.03.2010 (вх. N 324/2 от 18.03.2010) о выделении денежных средств на установку пожарной сигнализации; N 56 от 15.03.2010 (вх. N 324/1 от 18.03.2010 о выделении денежных средств на установку системы оповещения; N 57 от 15.03.2010 (вх. N 324 от 18.03.2010) на выделение денежных средств на проектно-сметную документацию на дренчерную установку (водную завесу); от 19.01.2011 б/н (получено Управлением культуры 19.01.2011) о предоставлении проектной документации и рабочих проектов на ремонт зрительного зала и сцены Дворца культуры.
С учетом изложенного, заявитель полагает, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства.
Вместе с тем актом проверки от 17.10.2011, протоколом N 183 от 17.10.2011, а также оспариваемым постановлением N 183 от 25.10.2011 не зафиксированы обстоятельства, свидетельствующие о наличии вины Муниципального бюджетного учреждения "Дворец культуры "Юбилейный".
Статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое
Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно
ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном
Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
В соответствии с разъяснением, содержащемся в
пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных
частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
При привлечении заявителя к ответственности административным органом не был исследован вопрос о вине заявителя, вина заявителя надлежащим образом не установлена, поскольку в постановлении не указано, в чем именно выразилась вина Муниципального бюджетного учреждения "Дворец культуры "Юбилейный", какие действия оно должно было совершить, но не совершило.
Таким образом, в нарушение
статей 65 и
210 АПК РФ в действиях Муниципального бюджетного учреждения "Дворец культуры "Юбилейный" наличие состава вменяемого административного правонарушения заинтересованным лицом не доказано.
При таких обстоятельствах, постановление от 25.10.2011 N 183 о назначении административного наказания, вынесенное заместителем главного государственного инспектора г. Нижний Тагил по пожарному надзору Несмеловым В.Р. подлежит отмене, требования заявителя - удовлетворению.
Руководствуясь
статьями 167 -
170,
211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявленные Муниципальным бюджетным учреждением "Дворец культуры "Юбилейный" требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление от 25.10.2011 N 183 о назначении административного наказания, вынесенное заместителем главного государственного инспектора г. Нижний Тагил по пожарному надзору Несмеловым В.Р.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья
ГНЕЗДИЛОВА Н.В.