Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2015 N 17АП-15837/2014-АК данное решение оставлено без изменения.
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.10.2014 по делу N А60-24907/2014
Требование: Об оспаривании постановления.
Решение: Требование удовлетворено.


Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.10.2014 по делу N А60-24907/2014
Требование: Об оспаривании постановления.
Решение: Требование удовлетворено.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 октября 2014 г. по делу N А60-24907/2014
Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2014 года
Полный текст решения изготовлен 14 октября 2014 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Л. Дегонской при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.А. Винниковой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Ядрышниковой Лидии Николаевны (ИНН 663200478250, ОГРН 305663236000039)
к Отделу надзорной деятельности Серовского городского округа Сосьвинского городского округа Главного управления МЧС России по Свердловской области (ИНН 6672176609, ОГРН 1046604426890)
об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (постановление N 47 от 06.06.2014)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Лихачев А.А., представитель по доверенности от 04.08.2014,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицу, участвующему в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду не заявлено.
Ходатайство представителя ИП Ядрышниковой Л.Н. о приобщении к материалам дела дополнительных документов судом удовлетворено, документы приобщены к материалам дела.
Иные заявления и ходатайства не поступили.
Дело в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.
ИП Ядрышникова Л.Н. (далее - заявитель) обратилась в суд с заявлением к ОНД Серовского, Сосьвинского ГО Главного управления МЧС России по Свердловской области об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности N 47 от 06.06.2014. Мотивирует заявитель тем, что состав правонарушения административным органом не доказан, кроме того, он не был уведомлен о времени и месте составления протокола, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении не является протоколом. В обоснование доводов предпринимателем представлены копии документов, которые приобщены к материалам дела.
Отдел надзорной деятельности Серовского городского округа Сосьвинского городского округа Главного управления МЧС России по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) возражает в отношении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
По требованию Серовской городской прокуратуры N 1-5в-2014 от 21.01.2014 года, заинтересованным лицом 20.02.2014 г. проведена внеплановая выездная, проверка объектов с массовым пребыванием людей, в том числе торговых центров г. Серова, расположенных на территории Серовского городского округа, а именно ТЦ "Тайга" расположенного по адресу г. Серов ул. Ленина, 128 (встроено в здание другого функционального назначения, а именно профессиональное училище N 128).
Согласно Приказа МЧС РФ от 28.06.2012 г. N 375 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" сотрудники государственного пожарного надзора наделены государственной функцией по надзору за выполнением требований пожарной безопасности на объектах.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, а именно:
- не дооборудовано полностью помещение торгового центра "Тайга" указательными знаками пожарной безопасности. ППР РФ п. 43 ППР РФ, НПБ 160-97 п. 1.1;
- не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа, п. 3 ППР РФ;
- не выполнена дверь эл. щитовой с противопожарным пределом огнестойкости. СНиП 21-01-97 п. 5.14* таб. 2, п. 7.20;
- Двери на путях эвакуации закрыты не на легко открываемое запорное устройство изнутри без ключа. (цокольный этаж эвакуационная дверь закрыта на замок на ключ), п. 35 ППР РФ;
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо "...НПБ 110-03 прил. п. 10..." имеется в виду "...пункт 10 таблицы 1 приложения к НПБ 110-03...".
- отсутствует автоматическая установка пожаротушения в торговом центре "Тайга". НПБ 110-03 прил. п. 10, таб. 3 п. 36;
- отсутствует доступ к первичным средствам пожаротушения (пожарным, кранам, огнетушителям. Шкафы не открываются - не соответствуют требованиям), а также не произведена проверка ПК на водоотдачу с составлением акта. п. 57 ППР РФ;
- Системы вентиляции и кондиционирования воздуха и кухонные очаги не проверены и отремонтированы. Неисправные устройства системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также кухонные очаги эксплуатировать не допускается, п. 50 ППР РФ;
- Отсутствует 100% запас огнетушителей. п. 475 ППР РФ.
24 февраля 2014 года в Серовскую городскую прокуратуру направлены материалы внеплановой выездной проверки объектов, расположенных на территории г. Серов ул. Ленина, 128.
20 мая 2014 года заместителем Серовского городского прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ИП Ядрышниковой Л.Н. по ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и 30.05.2014 направлено в отдел надзорной деятельности Серовского ГО, Сосьвинского ГО ГУ МЧС России по СО для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.
Главным специалистом надзорной деятельности Серовского городского округа, Сосьвинского городского округа ГУ МЧС России по Свердловской области майором внутренней службы Маркус Евгенией Владимировной 06.06.2014 года в отношении ИП Ядрышниковой Л.Н. вынесено постановление N 47 о назначении административного наказания, которым ИП Ядрышникова Л.Н. привлечена к ответственности по ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. 00 коп.
Исследовав в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные документы, учитывая доводы и возражения сторон, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях часть 4 статьи 20.04 отсутствует, имеется в виду часть 4 статьи 20.4.
В соответствии с ч. 4 ст. 20.04 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона N 69-ФЗ установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
Такие требования установлены, в частности, Правилами противопожарного режима Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР, Правила).
Наряду с данными ППБ 01-03, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п. 3 ППБ 01-03).
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Вышеуказанные нарушения заявителем требований Правил пожарной безопасности подтверждаются материалами дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч. ч. 3, 4, 5 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные данным Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении составляется в отсутствие физического лица только в случае его неявки при наличии извещения в установленном порядке (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Несоблюдение вышеуказанных требований при составлении протокола об административном правонарушении является нарушением прав привлекаемого к ответственности лица, предусмотренных ч. 1 ст. 25.1, ч. 4 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено в отсутствие законного представителя ИП Ядрышниковой Л.Н., то есть с нарушением требований ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Извещение о месте и времени составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, как следует из материалов дела, было получено заявителем 23.05.2014 г. Таким образом, ИП Ядрышникова Л.Н. не была уведомлена о его составлении.
Каких-либо доказательств надлежащего извещения административным органом суду не представлено.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Согласно позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, факт составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при отсутствии доказательств надлежащего уведомления этого лица о дате и времени составления протокола является существенным нарушением процессуальных требований, поскольку в этом случае нарушаются предусмотренные ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантии, а также отсутствует возможность всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании, в том числе, проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, соблюден ли порядок привлечения к ответственности.
На основании изложенного постановление N 47 от 06.06.2014 по делу об административном правонарушении, следует признать незаконным и отменить.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания N 47 от 06.06.2014, вынесенное государственным инспектором по пожарному надзору Серовского городского округа, Сосьвинского городского округа ГУ МЧС России по Свердловской области майором внутренней службы Маркус Е.В., как не соответствующее Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья
Н.Л.ДЕГОНСКАЯ