Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.06.2013 по делу N А60-11164/2013
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: Требование удовлетворено.


Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.06.2013 по делу N А60-11164/2013
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: Требование удовлетворено.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 5 июня 2013 г. по делу N А60-11164/2013
Резолютивная часть решения объявлена 03 июня 2013 года
Полный текст решения изготовлен 05 июня 2013 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.А. Казанцевой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя образовательная школа N 12" (ИНН 6625015516, ОГРН 1036601471301) к Заместителю главного государственного инспектора ГО Первоуральск о признания незаконным постановления N 107 - 108 от 12.03.2013 г.,
при участии в судебном заседании
от заявителя: О.Е. Пусько, директор, распоряжение N 675 от 27.08.2012 г., О.Г. Азарова, представитель по доверенности от 15.04.2013 г.;
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
В судебном заседании от 29.05.2013 г. для уточнения истцом исковых требований объявлялся перерыв до 11 час. 00 мин. 03.06.2013 г. После перерыва судебное заседание продолжено, при участии:
от заявителя: О.Е. Пусько, директор, распоряжение N 675 от 27.08.2012 г., О.Г. Азарова, представитель по доверенности от 15.04.2013 г.;
от заинтересованного лица - Е.В. Марьясов, заместитель начальника по доверенности N 347-15 от 22.08.2012 г.
МКОУ "Средняя образовательная школа N 12" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным постановления Заместителя главного государственного инспектора ГО Первоуральск постановления N 107 - 108 от 12.03.2013 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заинтересованное представило лицо отзыв с возражениями по заявленным требованиям.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
20.02.2013 Заместителем главного государственного инспектора ГО Первоуральск проведена проверка соблюдения МКОУ "Средняя образовательная школа N 12" обязательных требований пожарной безопасности.
В ходе проведения проверки на объекте защиты выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
По результатам проверки составлен акт проверки N 29 от 20.02.2013, протоколы об административном правонарушении N 107, N 108 от 20.02.2013 и вынесено постановление N 107 - 108 от 12.03.2013 о привлечении МКОУ "Средняя образовательная школа N 12" к административной ответственности по ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель, не согласившись с постановлением, обратился в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Факт правонарушений, квалифицированных заинтересованным лицом по части 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела. Заявитель и сам не оспаривает того, что данные правонарушения имели место.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обязательных элементов состава административного правонарушения является виновность действия (бездействия) физического или юридического лица. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя вины в нарушении требований законодательства о пожарной безопасности; доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, суду не представлено.
В обоснование заявленных требований, заявитель ссылается на возможность применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о малозначительности.
В силу ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, его совершившее, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Кроме того, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 09.04.2003 N 116-О и от 05.11.2003 N 349-О, установленная законодателем в Кодексе административная ответственность не препятствует судам общей юрисдикции и арбитражным судам избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих или отягчающих обстоятельств, а также при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как пояснил представитель заявителя, приведение дверных проемов в соответствии с требованиями ныне действующего СНиП 21-01-97 невозможно ввиду того, что увеличение высоты эвакуационного выхода вниз приведет к нарушению другого требования пожарной безопасности (п. 6.28 СНиП 21-01-97) - на путях эвакуации в полу не допускаются перепады высот, увеличение вверх невозможно из-за прохождения над эвакуационным выходом системы канализации. Кроме того, увеличение дверных проемов в здании 1973 года постройки без проведения обследования здания и получения заключения невозможно, так как находятся в несущих стенах и могут привести к разрушению здания.
Также, как отмечает заявитель, им предприняты все необходимые меры для устранения допущенных нарушений, за исключением нарушений, указанных в пп. 7, 8, 9, 10, 11 постановления N 107 - 108 от 12.03.2013, так как в период образовательной деятельности не допускается проведение никаких ремонтно-строительных работ, система отопления уже запущена в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
До настоящего времени выявленные в ходе проверки нарушения ни разу не были указаны ни как нарушения, ни как замечания инспекторами Госпожнадзора. Образовательное учреждение ежегодно принималось к началу учебного года, а также неоднократно запрашивало в вышестоящем органе финансирование на устранение недостатков в обеспечении требований пожарной безопасности.
Суд считает, что при наличии всех признаков состава правонарушения данное конкретное деяние не повлекло серьезных негативных последствий и не причинило значительный ущерб общественным интересам; большинство выявленных правонарушений на данный момент устранено; меры по устранению нарушений в полном объеме принимаются. По мнению суда, вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о малозначительности вменяемого административного правонарушения и цель административного наказания в виде предупреждения совершения новых правонарушений в данном случае может быть достигнута при вынесении устного замечания.
Несмотря на то, что при применении статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушитель освобождается от административной ответственности, к нему все же применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которая призвана оказать моральное воздействие на нарушителя, и направлена на то, чтобы предупредить, проинформировать нарушителя о недопустимости совершения подобных нарушений впредь. Тем самым, достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказания: справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Учитывая изложенное, оспариваемое постановление заинтересованного лица следует признать незаконным, ограничившись устным замечанием в отношении заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Требования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя образовательная школа N 12" (ИНН 6625015516, ОГРН 1036601471301) удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить постановление Заместителя главного государственного инспектора ГО Первоуральск постановления N 107 - 108 от 12.03.2013 г. от 12.03.2013 N 140/141 о привлечении к административной ответственности.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья
Н.Н.ПРИСУХИНА