Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2013 N 17АП-5029/2013-АК данное решение оставлено без изменения.
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.04.2013 по делу N А60-1456/2013
Требование: О признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.04.2013 по делу N А60-1456/2013
Требование: О признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 5 апреля 2013 г. по делу N А60-1456/2013
Резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2013 года
Полный текст решения изготовлен 05 апреля 2013 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.Ф. Савиной
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Р. Сингатуллиным рассмотрел дело N А60-1456/2013 по заявлению Открытого акционерного общества "Первоуральскгаз" (ИНН 6625006078, ОГРН 1026601503510)
к Отделу надзорной деятельности Нижнесергинского муниципального района, Бисертского городского округа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области
об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Фешков С.В., представитель по доверенности серии 66 АА N 1652397 от 11.02.2013,
от заинтересованного лица: Дунай О.А., представитель по доверенности N 450-15 от 25.12.2012.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Заявителем до судебного заседания представлены дополнительные документы, которые приобщены судом к материалам дела.
Заинтересованным лицом представлены дополнительные документы, которые приобщены судом к материалам дела.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.
ОАО "Первоуральскгаз" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к ОНД Нижнесергинского муниципального района, Бисертского городского округа ГУ МЧС России по Свердловской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 275/276 от 13.11.2012.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласилось, считает обжалуемый акт законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Прокуратурой Нижнесергинского района во исполнение задания прокуратуры Свердловской области, в связи с поручением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Пономарева Ю.А. проведена проверка соблюдения требований законодательства при размещении и эксплуатации автогазозаправочных станций на территории Нижнесергинского района.
Проверка проводилась с привлечением сотрудника ОНД Нижнесергинского муниципального района, Бисертского городского округа ГУ МЧС России по Свердловской области; объект проверки - автогазозаправочная станция ОАО "Первоуральскгаз", расположенная по адресу: Свердловская область, Нижнесергинский район, г. Михайловск, ул. Песочная, 2.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, а не Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313. | |
В ходе проверки выявлены следующие нарушения требований
Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, а именно:
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, пункт 4555 отсутствует, имеется в виду пункт 455. | |
1. Автозаправочная станция не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АГЗС, то есть нарушен
п. 4555 постановления Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012.
2. Территория АГЗС не оборудована пожарным щитом, то есть нарушен
п. 481 постановления Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012.
3. АГЗС не оснащена первичными средствами пожаротушения: 1 воздушно-пенный огнетушитель (вместимостью 10 литров или массой огнетушащего вещества 9 килограммов) и 1 порошковый огнетушитель (вместимостью 5 литров или массой огнетушащего вещества 4 килограмма), что является нарушением
п. 457 постановления Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012.
Мероприятие по контролю проводилось с участием представителя ОАО "Первоуральскгаз" - заместителя генерального директора - главного инженера ОАО "Первоуральскгаз" С.Ю. Ямцова.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 12.09.2012 N 128 с указанием выявленных нарушений требований пожарной безопасности, который направлен почтовым отправлением с уведомлением о вручении 13.09.2012.
Материалы проверки переданы в прокуратуру Нижнесергинского района в соответствии с вышеуказанным требованием для принятия мер прокурорского реагирования.
08.11.2012 И.о. прокурора Нижнесергинского района вынесены постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по
ч. 1,
3 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которые в соответствии со
ст. 23.34 КоАП РФ направлены для рассмотрения по существу в уполномоченный орган.
13.11.2012 заместителем главного государственного инспектора ОНД Нижнесергинского муниципального района, Бисертского городского округа ГУ МЧС России по Свердловской области в отношении общества вынесено постановление N 275/276 о назначении административного наказания по
ч. 1,
3 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150000 руб. 00 коп.
Оспаривая данное постановление, заявитель ссылается на то, что проверка проведена с грубыми нарушениями требований установленных Федеральным
законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Заявитель также полагает, что при осуществлении проверки административным органом неправильно применены нормы
постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", поскольку требования
п. 455 и
457 данного постановления, за несоблюдение которых ОАО "Первоуральскгаз" привлечено к ответственности, распространяются исключительно на АЗС. При этом проверяемый объект, расположенный по адресу: Свердловская область, Нижнесергинский район, г. Михайловск, ул. Песочная, 2, согласно свидетельству о регистрации N А54-00673, выданному Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, относится к АГЗС.
Исследовав в порядке
ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные документы, учитывая доводы и возражения сторон, суд не усматривает оснований для удовлетворения требования заявителя, при этом исходит из следующего.
Согласно
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
частями 3 -
8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона N 69-ФЗ установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (
ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
Такие требования установлены, в частности,
Правилами противопожарного режима Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР, Правила).
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: содержание пункта 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, не соответствует сути рассматриваемого спора. | |
Наряду с данными
Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (
статьи 1,
2 Федерального закона N 69-ФЗ, пункт 3 Правил).
В соответствии с
п. 455 ППР автозаправочные станции оснащаются жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции.
Пунктом 457 Правил предусмотрено, что автозаправочные станции оснащаются следующими первичными средствами пожаротушения:
а) заправочный островок для заправки только легковых автомобилей, имеющий от 1 до 4 топливораздаточных колонок, - 1 воздушно-пенный огнетушитель (вместимостью 10 литров, или массой огнетушащего вещества 9 килограммов) и 1 порошковый огнетушитель (вместимостью 5 литров, или массой огнетушащего вещества 4 килограмма), а заправочный островок, имеющий от 5 до 8 топливораздаточных колонок, - 2 воздушно-пенных огнетушителя (вместимостью 10 литров, или массой огнетушащего вещества 9 килограммов, каждый) и 2 порошковых огнетушителя (вместимостью 5 литров, или массой огнетушащего вещества 4 килограмма, каждый). Размещение огнетушителей должно предусматриваться на заправочных островках. Допускается для 2 заправочных островков предусматривать 1 комплект огнетушителей, если расстояние между этими островками не превышает 6 метров;
б) заправочный островок для заправки в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники - 2 передвижных порошковых огнетушителя (вместимостью не менее 50 литров каждый) и ручные воздушно-пенные огнетушители в количестве, предусмотренном для заправочных островков для заправки легковых автомобилей;
в) площадка для автоцистерны - 2 передвижных порошковых огнетушителя (вместимостью не менее 50 литров каждый).
Для размещения первичных средств пожаротушения, немеханизированного пожарного инструмента и инвентаря в зданиях, сооружениях, строениях и на территориях оборудуются пожарные щиты.
Требуемое количество пожарных щитов для зданий, сооружений, строений и территорий определяется в соответствии с
приложением N 5 (
п. 481 Правил).
Из материалов дела не следует, что заявителем было обеспечено наличие указанных средств на проверяемом объекте.
В соответствии с
терминами и определениями, содержащимися в НПБ 111-98* "Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.03.1998 N 25, автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом.
Согласно
п. 1* указанных требований настоящие
нормы устанавливают требования пожарной безопасности, предъявляемые к технологическому оборудованию, строительной части, размещению и генеральным планам автозаправочных станций (АЗС), ограниченных принятой в настоящих
нормах классификацией и предназначенных для приема, хранения и заправки наземных транспортных средств моторным топливом.
Тот факт, что через проверяемый объект - АГЗС - заявителем осуществляется несколько видов деятельности, в том числе заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом, не освобождает хозяйствующий субъект от обязанности выполнять требования пожарной безопасности, предъявляемые к каждому из осуществляемых видов деятельности.
При этом заявитель не оспаривает, что через АГЗС осуществляется также заправка баллонов для грузовых и легковых автомобилей.
Ссылка заявителя на подтверждение актом проверки от 10.08.2012 противопожарного состояния Михайловской ГЗС, наличие на проверяемом объекте всех необходимых средств пожаротушения, судом не принимается.
Данный акт является односторонним, поскольку подписан только работниками Михайловской ГЗС и не содержит перечня проверенных зданий и сооружений, а также описания всех первичных средств пожаротушения, инструмента и инвентаря, имеющегося на объекте в период проверки.
В силу
ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим
Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных
ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела суд пришел к выводу о доказанности наличия в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного
ч. 1,
3 ст. 20.4 КоАП РФ.
Доказательств, опровергающих выводы административного органа, заявителем не представлено.
Ссылка заявителя на наличие в ходе проверки грубых нарушений требований Федеральным
законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являющихся основанием для признания результатов проверки недействительными, суд полагает необоснованной.
Согласно
ч. 1 ст. 20 Закона результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных
Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и подлежат отмене судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Грубые нарушения перечислены в
ч. 2 ст. 20 Закона. К ним, в частности, относятся:
- проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля
п. 4 ч. 2 ст. 20.
В силу
ч. 1,
ч. 3 ст. 14 Закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе.
Заверенные печатью копии распоряжения или приказа вручаются под роспись уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
В силу
ч. 16 ст. 10 Закона о проведении внеплановой выездной проверки, организация, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора) не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В силу
ч. 4 ст. 16 Закона акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия уполномоченного представителя юридического лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Из материалов дела следует, что распоряжение о проведении проверки от 05.09.2012 N 128 направлено юридическому лицу по факсу и получено заявителем 06.09.2012 в 11 час. 46 мин., проверка проведена с участием уполномоченного представителя заявителя Ямцова С.Ю., акт проверки от 12.09.2012 направлен заявителем по почте и получен согласно уведомлению 20.09.2012.
При рассмотрении дела обществом не доказано нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности действиями должностных лиц при проведении проверки. Суду такие доказательства в порядке
ст. 65 АПК РФ также не представлены. Сам факт издания распоряжения о проведении проверки и проведение проверки права проверяемого лица не нарушают.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом первой и апелляционной инстанций не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, оснований для отмены оспариваемого постановления о привлечении общества к административной ответственности не имеется.
При данных обстоятельствах, руководствуясь
ст. 167 -
170,
211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных Открытым акционерным обществом "Первоуральскгаз" (ИНН 6625006078, ОГРН 1026601503510) требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть
обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья
Л.Ф.САВИНА