Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.09.2012 по делу N А60-28721/2012
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания, вынесенного заместителем начальника отдела надзорной деятельности Березовского городского округа Главного управления МЧС России по Свердловской области, заместителем главного государственного инспектора Березовского городского округа по пожарному надзору.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.09.2012 по делу N А60-28721/2012
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания, вынесенного заместителем начальника отдела надзорной деятельности Березовского городского округа Главного управления МЧС России по Свердловской области, заместителем главного государственного инспектора Березовского городского округа по пожарному надзору.
Решение: Требование удовлетворено в части.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 сентября 2012 г. по делу N А60-28721/2012
Резолютивная часть решения объявлена 03 сентября 2012 года
Полный текст решения изготовлен 03 сентября 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Л. Гребневой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-Торговая Компания "Виталенд"
к Отделу надзорной деятельности Березовского городского округа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Прокуратура города Березовского
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Туманов Е.В., представитель, доверенность от 10.02.2012, паспорт;
от заинтересованного лица - Миков А.В., представитель, доверенность N 36-15 от 09.02.2012, удост. ГПН N 119969;
от третьего лица - Нурмухаметов Н.Ф., помощник прокурора, доверенность N 02-07 от 03.09.2012.
Отводов суду не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-Торговая Компания "Виталенд" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 182 о назначении административного наказания от 18.06.2012, вынесенного заместителем начальника отдела надзорной деятельности Березовского городского округа Главного управления МЧС России по Свердловской области, заместителем главного государственного инспектора Березовского городского округа по пожарному надзору Миковым А.В.
Заинтересованное лицо с требованиями заявителя не согласно по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд
установил:
Прокуратурой г. Березовского совместно с ОНД Березовского городского округа Главного управления МЧС России по Свердловской области в период с 14.05.2012 по 01.06.2012 проведена проверка на предмет соблюдения ООО "Производственно-Торговая Компания "Виталенд" правил пожарной безопасности при эксплуатации помещений по адресу: г. Березовский, ул. Революционная, 7.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- В технологическом оборудовании (шлифовки и распиловки), предназначенном для обработки древесины не предусмотрены местные отсосы для удаления пожаровзрывоопасных отходов (пыль, опилки, стружки), что является нарушением
п. 3.1.1,
3.1.1.1 ППБО 157-90.
- Не произведены замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного электрооборудования, не предоставлены результаты замеров (акты), что является нарушением требований
п. 3,
57 ППБ 01-03,
гл. 3.6 ПТЭЭП.
- Сети электроснабжения эксплуатируются с нарушениями требований нормативных документов по электроэнергетике. Соединение жил электропроводов выполнены методом скрутки, провода проложены по горючему основанию, места соединения и ответвления выполнены не в соединительных коробках, что является нарушением требований
п. 57 ППБ - 01-03, ПУЭ
2.1.21.
- Приемно-контрольные приборы и приборы управления системы пожарной сигнализации не защищены от несанкционированного доступа, что является нарушением требований п. 12.48* НПБ 88-2001.
- Помещения, расположенные на втором этаже здания не имеют эвакуационных выходов, что является нарушением требований
п. 3 ППБ 01-03, СНиП 21-01-97*6.9*.
Результаты проверки отражены в акте обследования от 14.05.2012.
01.06.2012 заместителем прокурора города Березовского Е.В. Строгановым в отношении заявителя вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по
ч. 1,
3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ и направлении постановления для рассмотрения по существу в отдел надзорной деятельности Березовского городского округа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области.
18.06.2012 года заместителем начальника отдела надзорной деятельности Березовского городского округа Главного управления МЧС России по Свердловской области, заместителем главного государственного инспектора Березовского городского округа по пожарному надзору Миковым А.В. вынесено постановление N 182 о привлечении ООО "Производственно-Торговая Компания "Виталенд" к административной ответственности по
ч. 1,
3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 160000 рублей.
Полагая, что данное постановление является незаконным, ООО "Производственно-Торговая Компания "Виталенд" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
частями 3 -
8 настоящей статьи, влечет согласно
п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет согласно
п. 3 ст. 20.4 КоАП РФ наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет согласно
п. 4 ст. 20.4 КоАП РФ наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно
ст. ст. 34,
37 Федерального Закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане и предприятия обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, иметь и содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Статьей 38 названного Закона установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий.
Требования пожарной безопасности в Российской Федерации установлены
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, которые обязательны для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм собственности, их должностными лицами.
Наряду с настоящими
Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (
п. 3 Правил).
Объектом административного правонарушения, предусмотренного
ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
Из материалов дела видно, что в ходе проверки ООО "Производственно-Торговая Компания "Виталенд" административным органом установлены нарушения
п. 3.1.1,
3.1.1.1 ППБО 157-90,
п. 3,
57 ППБ 01-03,
гл. 3.6 ПТЭЭП,
п. 57 ППБ - 01-03, ПУЭ
2.1.21, п. 12.48* НПБ 88-2001,
п. 3 ППБ 01-03, СНиП 21-01-97*6.9*.
Факт наличия установленных проверкой нарушений требований пожарной безопасности подтверждается материалами дела.
В соответствии с
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд считает, что вина заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения установлена и подтверждена соответствующими доказательствами. Материалы дела не содержат доказательств принятия обществом всех необходимых мер для соблюдения требований правил и норм пожарной безопасности, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.
Поскольку необеспечение надлежащего соблюдения правил пожарной безопасности при эксплуатации помещений нашло подтверждение в ходе проверки, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена
частями 1,
3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и применения
ст. 2.9 КоАП РФ, судом не установлено.
Доказательств того, что заявитель действовал с той степенью заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, суду не представлено.
Процедура привлечения к административной ответственности заинтересованным лицом соблюдена. Срок привлечения к административной ответственности не пропущен.
В обоснование жалобы Общество указывает, что при вынесении оспариваемого постановления административным органом не учтено то обстоятельство, что юридическое лицо - ООО "ПТК "Виталенд" не может быть привлечено к административной ответственности, так как ответственность за выявленные в ходе проверки нарушения должны нести лица, в установленном порядке назначенные ответственными за нарушение требований пожарной безопасности. В материалы дела представлен Приказ N 18 от 10.10.2011 о назначении Теплакова В.А. ответственным за эксплуатацию электрохозяйства, пожарную безопасность в помещениях ООО "ПТК "Виталенд".
Указанный довод заявления Общества подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм права, поскольку одновременное привлечение к административной ответственности юридического лица и лица ответственного за нарушение правил пожарной безопасности не противоречит требованиям
Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно
ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Таким образом, наложение штрафа за совершение правонарушений, ответственность за которые предусмотрена
ст. 20.4 КоАП РФ, на должностное лицо (
ст. 2.4 КоАП РФ) не освобождает само Общество от административной ответственности за данные правонарушения.
Кроме того, заявитель ссылается на то обстоятельство, что в Акте обследования от 14 мая 2012 года указан адрес объекта Свердловская область, г. Березовский, ул. Революционная, 11. Возражая на доводы заявителя заинтересованное лиц ссылается на техническую ошибку (описку) в акте обследования.
Рассмотрев материалы дела, и оценив представленные доказательства, в порядке
ст. 71 АПК РФ, суд установил, что проверка фактически проводилась по адресу: Свердловская область, г. Березовский ул. Революции, 7. Доказательств иного Обществом не представлено.
Судом также установлено, что законный представитель Общества надлежащим образом был извещен о месте и времени рассмотрения административного дела, что подтверждается подписью директора Теплаковой Е.Ю. от 15.06.2012 в Определении о назначении места и времени рассмотрения административного дела о нарушении требований в области пожарной безопасности от 14.06.2012.
Рассмотрев материалы дела, при разрешении спора суд принимает во внимание следующие обстоятельства:
Санкции
частей 1,
3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
частям 1 и
3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за административное правонарушение. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Отделом надзорной деятельности Березовского городского округа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области при назначении ООО "Производственно-Торговая Компания "Виталенд" ответственности применен административный штраф в размере 160000 руб.
Административное наказание в силу положений
ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В данном случае, исходя из конкретных обстоятельств дела: совершение правонарушения впервые, направленность действий самого заявителя на устранение нарушений требований пожарной безопасности, отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, наказание должно было быть назначено по нижнему пределу санкции, установленной
ч. 1,
3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150000 руб.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"
(п. 19), при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в
частях 2 и
3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь
частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
С учетом вышеизложенного, постановление N 182 о назначении административного наказания от 18.06.2012, вынесенное заместителем начальника отдела надзорной деятельности Березовского городского округа Главного управления МЧС России по Свердловской области, заместителем главного государственного инспектора Березовского городского округа по пожарному надзору Миковым А.В. подлежит признанию незаконным и изменению в части назначения наказания, с применением меры ответственности в виде штрафа в размере 150000 руб.
Руководствуясь
статьями 167 -
170,
210,
211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Производственно-Торговая Компания "Виталенд" требования удовлетворить частично.
Постановление Отдела надзорной деятельности Березовского городского округа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области N 182 о назначении административного наказания от 18.06.2012 года в части административного наказания изменить. Считать мерой наказания по указанному постановлению штраф в размере 150 000 рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанций можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru".
Судья
Н.В.ГНЕЗДИЛОВА