Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15.03.2024 N П16-328/2024 данное решение оставлено без изменения.
Название документа
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 27.07.2023 по делу N 12-510/2023 (УИД 14RS0035-01-2022-010225-04)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.


Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 27.07.2023 по делу N 12-510/2023 (УИД 14RS0035-01-2022-010225-04)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РЕШЕНИЕ
от 27 июля 2023 г. по делу N 12-510/2023
Дело N 7/2-130/2023
Судья: Никифорова Н.А.
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Протодьяконов В.С., рассмотрев жалобу привлекаемого лица на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФГБУ "Национальный парк "Ленские столбы",
установил:
30 мая 2023 года постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) ФГБУ "Национальный парк "Ленские столбы" (далее - Учреждение) по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Учреждение обратилось в суд с жалобой, в которой просило отменить постановление по делу в связи с тем, что не является субъектом вменяемого в вину административного правонарушения.
По результатам рассмотрения жалобы привлекаемого лица постановление должностного лица решением судьи городского суда от 23 июня 2023 года оставлено без изменения.
В рассматриваемой жалобе генеральный директор Учреждения С. просит решение отменить. Считает, что в нарушение принципа презумпции невиновности имеются только два составленных административным органом доказательства вины - это акт проверки и протокол об административном правонарушении. Доказательство о наличии в собственности у привлекаемого лица к дате проведения проверки лесного участка или земельного участка, на котором имеются дикорастущие леса, отсутствует. Вменяемое в вину отсутствие лесотехнического регламента и проекта освоения лесов, не входит в перечень обязательных мер, принимаемых для обеспечения пожарной безопасности, их разработка какими-либо сроками не ограничена. Нарушение Правил пожарной безопасности имеет ограниченный во времени конкретный период действия со дня схода зимнего снежного покрова и до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах, однако проверка проведена с 4 по 15 апреля 2022 года.
В судебном заседании защитник Попов И.П. поддержал доводы жалобы.
Допрошенный в качестве свидетеля главный специалист-эксперт отдела правового и кадрового обеспечения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление) П. показал, что распорядительными документами Правительства России и Федерального агентства по управлению государственным имуществом Учреждению переданы, в том числе земли особо охраняемых территорий и объектов.
К ним поступили сведения о том, что настоящее дело об административном правонарушении истребовано Верховным Судом Российской Федерации в связи с подачей жалобы административным органом на постановление судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 16 марта 2023 года.
По инициативе суда были истребованы и приобщены к материалам дела копии определения Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2023 и запрос от 29.06.2023 в Якутский городской суд о предоставлении настоящего дела в Верховный Суд Российской Федерации, в связи с этим рассмотрение жалобы откладывалось до 27.07.2023.
Проверив на основании части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, с 4 апреля по 15 апреля 2022 года должностными лицами Управления на основании пункта 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", на основании поручения Президента России (пункта 3.5 протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 19.01.2022 N Пр-195), и пункта 1.4 Распоряжения Федеральной службы по надзору сфере природопользования от 02.03.2022 N 23-р, в соответствии с решением Управления N 85 от 30.03.2022 в отношении Учреждения проведена внеплановая выездная проверка.
По результатом проверки выявлено, что в нарушение статей 87, 88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), приказа Минприроды России от 27.02.2017 N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений", приказа Рослесхоза России от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", в Учреждении отсутствуют лесохозяйственный регламент и проект освоения лесов, тем самым не приняты все меры по предупреждению и тушению лесных пожаров на территории Учреждения.
Указанные нарушения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении (л.д. 35-40); актом выездной проверки (л.д. 43-49) и иными доказательствами и послужили основанием для привлечения Учреждения к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности должностное лицо и судья городского суда пришли к обоснованным выводам о виновности Учреждения в совершении вменяемого ему правонарушения.
Доводы, имеющие правовое значение, в том числе, что Учреждение не является субъектом данного административного правонарушения, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
В соответствии с распоряжением территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) от 11.11.2020 N 03/200-р Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земельные участки из федеральной собственности по адресам, указанным в подпунктах с 1.1 по 1.14 в Хангаласском районе (л.д. 88-91).
Согласно требования пункта 1 действующих в настоящее время Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства России от 07.10.2020 N 1614 Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Таким образом, Правила пожарной безопасности обязательны для исполнения Учреждением, в постоянное (бессрочное) пользование которому в соответствии с Актом приема-передачи от 20.11.2020 предоставлены земельные участки из федеральной собственности по адресам, указанным в подпунктах с 1.1 по 1.14 вышеназванного распоряжения (л.д. 92).
В соответствии с пунктом 24 Правил пожарной безопасности меры по предупреждению лесных пожаров и мониторингу пожарной опасности в лесах включаются в лесохозяйственные регламенты лесничеств, планы тушения лесных пожаров лесничеств и сводные планы тушения лесных пожаров по субъектам Российской Федерации, разрабатываемые и утверждаемые в установленном порядке.
Согласно пункта 25 Правил пожарной безопасности виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, определенные в установленном порядке, включаются в проекты освоения лесов.
Как следует из материалов дела и не оспаривается привлекаемым лицом, в Учреждении отсутствуют лесохозяйственный регламент и проект освоения лесов, что является нарушением Правил пожарной безопасности и образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае Учреждение имея возможность для соблюдения Правил пожарной безопасности, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Административное наказание Учреждению назначено с применением положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ. Постановление должностного лица вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для отмены либо изменения состоявшихся по делу постановления должностного лица, судебного решения не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 июня 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, жалобу С. без удовлетворения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.