Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 24.12.2019 по делу N 7/2-521/2019
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Удовлетворено в части.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 24.12.2019 по делу N 7/2-521/2019
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Удовлетворено в части.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РЕШЕНИЕ
от 24 декабря 2019 г. по делу N 7/2-521/2019
Судья: Кривошапкина И.И.
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Н., рассмотрев жалобу В. на постановление руководителя Департамента лесного надзора и охраны лесов Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) N... от 23 сентября 2019 г. и решение Намского районного суда Республики Саха (Якутия) от 07 ноября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 4 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - начальника сетевого района Намского РЭС ПАО "Якутскэнерго" В.,
установил:
Постановлением руководителя Департамента лесного надзора и охраны лесов Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) N... от 23 сентября 2019 г. начальник сетевого района Намского РЭС ПАО "Якутскэнерго" В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Намского районного суда Республики Саха (Якутия) от 07 ноября 2019 г. указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Саха (Якутия), заявитель просит отменить состоявшиеся постановление и решение суда ввиду их необоснованности и незаконности.
Повторяет позицию заявленную им в суде первой инстанции, указывая на выводы эксперта о неисключении антропогенного фактора возникновения пожара, а также неисследованность образцов проводов ВЛ-35кВ Л-32 "Намцы-Хатырык" для определения короткого замыкания, которое не было зафиксировано в оперативном журнале коротких замыканий указанной ВЛ. Считает, что отсутствуют надлежаще оформленные документы, подтверждающие, что лесные насаждения в период возникновения пожара превышали 4 метра в высоту, т.к. никаких измерений не производилось, в связи с чем отсутствуют основания утверждать, что пожар произошел в результате аварийного режима работы электрооборудования. Указывает на отсутствие у должностных лиц государственного пожарного надзора оснований без ведома и в отсутствие представителей ПАО "Якутскэнерго" проводить осмотр ВЛ, инструментальные замеры ДКР, габаритов ВЛ, замеры ширины просеки и другие работы.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, выслушав пояснения В., представителя ПАО "Якутскэнерго" П. прихожу к следующим выводам.
На основании
п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно
ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со
ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно
ч. 4 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с протоколом об административном правонарушении N... от 13 сентября 2019 г. В. являясь начальником сетевого района Намского района электрических сетей (РЭС) ПАО "Якутскэнерго" (приказ N... от 30.10.2012) допустил возникновение лесного пожара (вид пожара: низовой, средний, беглый), 08.06.2019 в квартале 397 выдел 10 Намского участкового лесничества на землях лесного фонда на расстоянии в 2-х км. от с. Модут Намского района, в охранной зоне ЛЭП ВЛ-35кв Л-32 "Намцы-Хатырык", принадлежащей Намской РЭС ЦЭС ПАО "Якутскэнерго", N... на площади 1 га., в результате которого уничтожена сухая трава, лесная подстилка, при этом потерь древесины на корню в средневозрастных, приспевающих, спелых и перестойных насаждений, повреждения молодняков естественного и искусственного происхождения, иных лесных насаждений не имеется, в связи с чем ущерб от пожара отсутствует.
В соответствии с
п. 35 "Правил пожарной безопасности в лесах", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Согласно
пп. "а" и
"в" "Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160 сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
Из акта о лесном пожаре N... следует, что 08 июня 2019 г. в 14 часов 15 минут местным населением обнаружен лесной пожар на линии электропередач "Намцы-Хатырык" в квартале 397 выдел 10, расстояние от с. Модут 2 км. Причиной возгорания леса послужил аварийный режим работы электрооборудования при контакте верхушек деревьев, сучьев с проводами высоковольтной линии электропередач.
Согласно выводам, изложенным в техническом заключении N... от 04.07.2019, проведенном экспертом "Судебно-экспертного учреждения Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Республике Саха (Якутия)" следует, что наиболее вероятной причиной возникновения пожара явился аварийный режим работы электрооборудования при контакте верхушек деревьев, сучьев с проводами высоковольтной линии электропередач. Однако, исключить полностью антропогенный фактор по предоставленным материалам не представляется возможным.
Из объяснения начальника Намского РЭС, ЦЭС ПАО "Якутскэнерго" В. от 13.06.2019 г. следует, что на данной линии, а именно Намцы-Хатырык весной 2019 года провели работы по очистке просеки, до пожароопасного сезона. Но в данном участке, где произошел лесной пожар, работа по очистке просеки не проведена.
Из объяснения работника ГКУ РС(Я) "Намское лесничество" В. от 08.07.21019 г. следует, что 08 июня 2019 года поступило сообщение о лесном пожаре N.... Совместно с заместителем лесничего И. выехали на место обнаружения лесного пожара. Пожар был в линии электропередач. Макушки деревьев были пожелтевшими. Следов людей, разведения костров не обнаружено.
Из объяснения заместителя лесничего ГКУ РС(Я) "Намское лесничество" И. от 08.07.2019 г. следует, что 08 июня 2019 года поступило сообщение о лесном пожаре N.... Совместно с лесничим В. выехали на место обнаружения лесного пожара. Пожар был в линии электропередач. Макушки деревьев были пожелтевшими. Следов людей, разведения костров не обнаружено.
Из объяснения начальника МПЧ-N... О. следует, что 08 июня 2019 года произошел лесной пожар, по приезду к месту обнаружения лесного пожара было обнаружено, что просека ЛЭП была не очищена от лесных насаждений.
Согласно Протоколу осмотра места происшествия от 10.06.2019 следует, что по итогам проверки, проведенной начальником ОНД по Намскому району ******** С., на основании сообщения о лесном пожаре N..., поступившего от ГКУ "Намское лесничество", на месте возникновения лесного пожара обнаружена не расчищенная просека высоковольтной линии электропередач. Макушки деревьев достигают до проводов. На макушке одного из деревьев березы, которая соприкасается с электропроводом ЛЭП видны следы прогара. Следов разведения костра, пребывания техники и посторонних лиц (кроме лиц, участвовавших в тушении пожара) не обнаружено.
Постановлением начальника ОНД по Намскому району УНД ГУ МЧС России по РС(Я) от 01 августа 2019 года N... отказано в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного
частью первой статьи 261 УК РФ, в отношении В.
С учетом изложенного по результатам рассмотрения 07 ноября 2019 г. настоящего дела об административном правонарушении судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности факта того, что при эксплуатации линий электропередач Намским РЭС ЦЭС ПАО "Якутскэнерго" не обеспечивается рубка лесных насаждений, что является нарушением
п. 35 Правил пожарной безопасности в лесах.
Таким образом, действия (бездействие) В. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного
ч. 4 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вина В. в совершении указанного правонарушения подтверждена собранными по делу доказательствами: протоколом осмотра места происшествия от 10.06.2019 (л.д. 65-68), техническим заключением N... от 04.07.2019 (л.д. 6-9), постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 01.08.2019 (л.д. 16), протоколом об административном правонарушении от 13.09.2019 (л.д. 19-24), объяснениями И., О., В.
Отклоняя доводы жалобы об отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих, что лесные насаждения в период возникновения пожара превышали 4 метра в высоту, т.к. никаких измерений не производилось, а также того, что пожар произошел не в результате аварийного режима работы электрооборудования, суд первой инстанции правильно привел данные протокола осмотра места происшествия от 10.06.2019, составленного в соответствии с требованиями
ст. 28.1.1. КоАП РФ, установившего, что макушки деревьев достигают до проводов. На макушке одного из деревьев березы, которая соприкасается с электропроводом ЛЭП видны следы прогара, листья на макушке дерева отсутствуют, ближайшие листья имеют желтый оттенок.
Утверждения В. об отсутствии у должностных лиц государственного пожарного надзора оснований без ведома и в отсутствие представителей ПАО "Якутскэнерго" проводить осмотр ВЛ, инструментальные замеры ДКР, габаритов ВЛ, замеры ширины просеки и другие работы основаны на ошибочном толковании действующего законодательства и об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения не свидетельствуют.
Анализ положений
п. 8,
абз. 10 п. 12 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила), а также
п. п. 3.4,
3.5 Приказа Минтруда России от 24.07.2013 N 328н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок" свидетельствует о том, что органы пожарного надзора, в рамках возложенных на них полномочий по данному делу об административном правонарушении, действий которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, указанных в
пп. 8,
9,
10,
11 Правил не производили, и производить не могли, поскольку только осматривали место возгорания, следовательно, основания для получения письменного решения о согласовании ПАО "Якутскэнерго" для проведения указанного осмотра отсутствовали.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения судьей не допущено.
Постановление и решение суда являются законными и обоснованными, вынесенными при правильном применении норм материального и процессуального права, основания для их отмены отсутствуют.
Вместе с тем, руководствуясь
ст. 4.1. КоАП РФ признавая исключительными обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и отсутствием нанесенного материального ущерба лесному фонду, личностью и имущественным положением В., прихожу к выводу об изменении назначенного наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного
ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ то есть, о его снижении с 50 000 руб. до 25 0000 руб.
Исходя из изложенного и руководствуясь
ст. ст. 30.1 -
30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Постановление руководителя Департамента лесного надзора и охраны лесов Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) N... от 23 сентября 2019 г. и решение Намского районного суда Республики Саха (Якутия) от 07 ноября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 4 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - начальника сетевого района Намского РЭС ПАО "Якутскэнерго" В., изменить.
Размер назначенного В. административного штрафа снизить с 50 000 рублей до 25 000 рублей