Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 05.03.2020 по делу N 7/2-94/2020
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Удовлетворено в части.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 05.03.2020 по делу N 7/2-94/2020
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Удовлетворено в части.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2020 г. по делу N 7/2-94/2020, 12-6/2020
Судья: Билюкина И.Г.
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Протодьяконов В.С., рассмотрев жалобу привлекаемого лица на решение Мегино-Кангаласского районного суда РС (Я) от 21.01.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении начальника.......... района электрических сетей ПАО "Якутскэнерго" Х.
установил:
13.12.2019 постановлением руководителя Департамента лесного надзора и охраны лесов Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) Х. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
21.01.2020 решением Мегино-Кангаласского районного суда РС (Я) данное постановление изменено, размер административного штрафа с применением
ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ снижен до 25000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд РС (Я), Х., указывая об отсутствии события правонарушения, незаконности добытых доказательств и недоказанности вины, просит состоявшиеся решения отменить.
В судебном заседании представитель Департамента Лесного надзора и охраны лесов П. просил оставить решение суда без изменения.
Привлекаемое лицо не явился на рассмотрение жалобы, о времени и месте рассмотрения жалобы был извещен заблаговременно и надлежаще, отложить рассмотрение дела не просил.
В соответствии с
п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ дело подлежит рассмотрению в отсутствие указанного лица.
Изучив материалы административного дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.
Частью 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от пожаров.
В силу
ч. 4 ст. 51 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно
ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством РФ.
Исходя из требований
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
В соответствии с
п. 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417, установлено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Согласно
п. 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и специальными требованиями путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами, равно как вырубку или обрезку крон деревьев на просеках, высота которых превышает 4 метра.
В соответствии с
ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 08.06.2019 в квартале N... выдел N............. участкового лесничества в географических координатах ******** произошел пожар из-за контакта макушек деревьев с линией электропередачи.
Высоковольтная линия электропередачи "110 кВ.........." эксплуатируется и обслуживается.......... РЭС ЦЭС ПАО "Якутскэнерго", начальником которого является Х.
Факт совершения указанного административного правонарушения должностным лицом подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств:
- протоколом осмотра места происшествия от 08.06.2019 со схемой и фототаблицей о том, что поврежденный пожаром участок имеет округлую форму, огнем повреждены молодняк, кустарники, березы. Между опорами N 2 и 3 линии электропередачи на проводах обнаружены следы копоти черного цвета. Высота стоящих рядом деревьев составила более 5,2 м (л.д. 51);
- сведениями о погодных условиях за период с 3 по 14.06.2019, в соответствии с которым грозовых разрядов на указанной местности не замечено (л.д. 62);
- актом о лесном пожаре от 09.06.2019 (л.д. 45), схемой и докладной (л.д. 49);
- заключением эксперта N... о том, что очаг пожара расположен в центральной части пораженного огнем участка, наиболее вероятной причиной пожара является загорание горючего материала в результате воздействия источника зажигания электрической природы (аварийный режим при контакте макушек деревьев с линией электропередачи) (л.д. 64);
- протоколом об административном правонарушении (л.д. 68) и другими доказательствами.
Представленных доказательств оказалось достаточно для разрешения дела.
В жалобе заявитель приводит доводы, повторяющие его позицию при рассмотрении жалобы, которые являлись предметом судебной проверки и обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в решении суда.
Довод жалобы об отсутствии ущерба не свидетельствует об отсутствии самого факта пожара.
Исходя из
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Как следует из материалов дела, в результате пожара, общей площадью 1,3 га, повреждены огнем молодняки и кустарники, березы, повреждена линия электропередачи "110 кВ..........".
Отсутствие вреда жизни и здоровью и лесному фонду свидетельствует об отсутствии состава уголовно-наказуемого деяния.
Довод жалобы о незаконности добытых доказательств без надлежащего предупреждения в охранной зоне КВЛ-110 кВ ".........." со ссылкой на постановление от 24.02.2009 N 160 и Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, касающихся прав и обязанностей организаций при эксплуатации электроустановок и работодателя и работников, не свидетельствуют о незаконности добытых по делу доказательств.
В соответствии с
ч. 1,
ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными
КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела усматривается, что осмотр места пожара начальником отдела надзорной деятельности по Мегино-Кангаласскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по РС (Я), уполномоченным в силу должностных обязанностей осуществлять проверку, был произведен сразу после поступления информации о пожаре, что соответствует требованиям
ст. 28.1.1 КоАП РФ. При этом требований об участии или уведомлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, законом не предусмотрено.
Процедура привлечения к административной ответственности не нарушена.
При рассмотрении административного дела фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, установлены правильно, при этом необходимости назначать дополнительные экспертизы не имелось. Действиям привлекаемого должностного лица на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств, дана правильная юридическая квалификация по
ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к ответственности соблюден, наказание должностному лицу назначено в пределах, установленных санкцией статьи, оснований для применения положений
ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения не имеется.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену либо изменение решения суда, не установлено.
решил:
решение Мегино-Кангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 21 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении начальника.......... района электрических сетей ПАО "Якутскэнерго" Х. оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судья
В.С.ПРОТОДЬЯКОНОВ