Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 03.11.2017 по делу N 7/2-557/2017
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах).
Решение: Производство по делу прекращено.


Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 03.11.2017 по делу N 7/2-557/2017
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах).
Решение: Производство по делу прекращено.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РЕШЕНИЕ
от 3 ноября 2017 г. по делу N 7/2-557/17
Судья Федоров И.В. дело N 7/2-557/17
РЕШЕНИЕ
г. Якутск 3 ноября 2017 года
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Д., рассмотрев жалобу защитника ПАО "Якутскэнерго" на решение Намского районного суда Республики Саха (Якутия) от 13 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ПАО "Якутскэнерго",
установил:
Постановлением N... руководителя отдела федерального надзора в лесах (лесной охраны) и федерального пожарного надзора в лесах Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) заместителя старшего государственного лесного инспектора Республики Саха (Якутия) К. от 4 июля 2017 года ПАО "Якутскэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением судьи Намского районного суда от 13.09.2017 постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с указанным решением, защитник обратилась в Верховный Суд РС(Я) с жалобой, в которой просит решение суда отменить и возвратить на новое рассмотрение. Ссылается на то, что нарушения выявлены в ходе рейдового осмотра, а по результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица к ответственности не принимаются.
Защитник ПАО "Якутскэнерго" Э. просит решения отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель Департамента по лесным отношениям РС (Я) П. просит оставить решение суда без изменения.
Изучив материалы административного дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлены порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля; меры по защите их прав и законных интересов.
В силу требований ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления. В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, 26.05.2017 в период времени с 14 часов 03 мин. по 15 часов 30 мин. в ходе рейдового осмотра на расстоянии 0,5-1 км по лесной дороге, ведущей к автодороге "Намцы-Тастах" Намского района, в восточном направлении от расположения детского экологического центра "ЭХО" (детского лагеря "Кенгеме") на просеке линии электропередачи "ВЛ-10 кВ", возле опор линии NN 16,17,18 обнаружено захламление лесного участка порубочными остатками и срубленными деревьями, которые вытолкнуты к границам просеки (завалены) и примыкают к лесу. Место захламления расположено в выделах 20, 21 квартала N 164 Хомустахского участкового лесничества Намского лесничества. В ходе осмотра также установлено отсутствие противопожарной минерализированной полосы по периметру просеки и опор линии. Линия электропередачи "ВЛ-10 кВ" эксплуатируется Намским РЭС ЦЭС ПАО "Якутскэнерго". Правоустанавливающих документов на используемые лесные участки под линию "ВЛ-10 кВ" не оформлено. Согласно справке отдела лесопользования ДЛО РС(Я) линия электропередачи "ВЛ-10 кВ" не оформлено в аренду в установленном порядке.
Вместе с тем, исходя из положения п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, должностным лицом ДЛО РС(Я) осуществлялась деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений ПАО "Якутскэнерго" обязательных требований, установленных законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Однако, как следует из материалов дела, должностным лицом в пределах его компетенции меры по пресечению нарушений не принято, до сведения руководителя органа государственного контроля (надзора), информация о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки не доведена. По итогам рейдового осмотра территории составлен протокол об административной ответственности.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при проведении административного расследования.
Как следует из материалов дела, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования вынесено 29.05.2017, тогда как рейдовый осмотр проводился 26 мая 2017. Таким образом, рейдовые мероприятия проводились не в рамках административного расследования. Определение о проведении административного расследования было вынесено по итогам рейдового осмотра.
Кроме того, требования части 1 статьи 28.7 КоАП РФ о том, что при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении, должностным лицом не выполнено.
Определение о проведении административного расследования от 29 мая 2017 года не содержит данных о разъяснении законному представителю юридического лица прав и обязанностей. Также не имеется данных о направлении указанного определения юридическому лицу в течение суток с момента его вынесения, что свидетельствует о нарушении ч. 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ.
Следует также учесть, что материалы дела не содержат данных о реальном проведении административного расследования. Между тем, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3).
В соответствии с ч. 1 п. 3 ст. 30.7 КоАП РФ суд выносит по результатам рассмотрения жалобы решение об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление о назначении административного наказания ПАО "Якутскэнерго" и решение суда не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление N... руководителя отдела федерального надзора в лесах (лесной охраны) и федерального пожарного надзора в лесах Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) заместителя старшего государственного лесного инспектора Республики Саха (Якутия) К. от 4 июля 2017 года и решение Намского районного суда Республики Саха (Якутия) от 13 сентября 2017 года отменить, производство по делу прекратить ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья
Верховного Суда РС(Я)
Д.