Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.11.2022 N 16-7428/2022 данное решение отменено, дело возвращено в Кабанский районный суд Республики Бурятия.
Название документа
Решение Верховного суда Республики Бурятия от 08.08.2022 по делу N 21-180/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено.
Решение Верховного суда Республики Бурятия от 08.08.2022 по делу N 21-180/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
от 8 августа 2022 г. по делу N 21-180
Судья Максимов А.А. | УИД 04RS0011-01-2022-001361-85 |
Верховный Суд Республики Бурятия в составе судьи Булгытовой Светланы Валерьевны
при секретаре Д.-Н.Б.
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении главы - руководителя Администрации МО "Кабанский район" С.,
установил:
1. Постановлением заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору Республики Бурятия Б. N 28 от 20 мая 2022 года глава - руководитель Администрации МО "Кабанский район" С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
С. обжаловал постановление в суд.
Решением Кабанского районного суда Республики Бурятия от 28 июня 2022 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Должностное лицо Б. обжаловал решение районного суда в вышестоящий суд.
В заседании вышестоящего суда Б. поддержал доводы жалобы, представитель С. З. возражал против удовлетворения жалобы.
2. Рассмотрев дело, вышестоящий суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32 и
11.16 данного Кодекса и
частями 6,
6.1 и
7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Из постановления должностного лица следует, что С. как должностное лицо, в нарушение
статей 19,
37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
пункта 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов (на земельных участках с кадастровыми номерами 03:09:480201:8, 03:09:380201:11, расположенных вблизи ул. Садовой в пгт. Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия) не организовал работу по своевременной уборке сухой растительности и покоса травы, а также не принял нормы и правила по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров в муниципальном образовании "Кабанский район".
С привлечением С. к административной ответственности нельзя согласиться.
В
статье 37 Федерального закона N 69-ФЗ указаны обязанности руководителей организаций в области пожарной безопасности.
Согласно
пункту 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Оснований считать, что С. нарушены требования
статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ и
пункта 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации не имеется, поскольку С. не является руководителем организации, которой вверены земельные участки, и (или) правообладателем земельных участков.
Из
статьи 19 Федерального закона N 69-ФЗ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
Для привлечения к административной ответственности за нарушение указанной нормы следует установить, что лицо является ответственным за обеспечение первичных мер пожарной безопасности.
Согласно
статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В примечании к статье указано, что под должностным лицом в данном
Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Таким образом, гражданин несет административную ответственность как должностное лицо при условии, что совершил правонарушение, связанное с выполнением вмененных ему организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
С. является главой муниципального образования - руководителем местной администрации.
В материалах дела нет доказательств, что в полномочия С. как главы района - руководителя местной администрации входит непосредственное обеспечение первичных мер пожарной безопасности или о том, что в Администрации Кабанского района Республики Бурятия нет иных должностных лиц или отраслевые (функциональные) и территориальных органов. Следовательно, оснований считать, что С. является надлежащим субъектом административного правонарушения, не имеется.
Содержащийся в постановлении вывод должностного лица о том, что С. не принял нормы и правила по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров в МО "Кабанский район", не обоснован ссылкой на конкретные нормы закона, предусматривающие такую обязанность.
Ссылка в жалобе на то, что
статья 19 Федерального закона N 69-ФЗ предусматривает включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов, подлежит отклонению, поскольку указанный вопрос не входит в полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов.
Довод о том, что должностное лицо не извещено районным судом о месте и времени рассмотрения дела, нельзя принять во внимание, т.к. в материалах дела имеется соответствующая судебная повестка.
Поскольку оснований для привлечения С. к административной ответственности не усматривается, решение районного суда, которым постановление отменено и производство по делу прекращено, является правильным по существу и не подлежит отмене.
решил:
Решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 28 июня 2022 года оставить без изменения, жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Судья
С.В.БУЛГЫТОВА