Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.03.2015 по делу N 7-65/2015
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах).
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.


Решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.03.2015 по делу N 7-65/2015
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах).
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
РЕШЕНИЕ
от 11 марта 2015 г. по делу N 7-65/15
К О П И Я
дело N 7-65/15
РЕШЕНИЕ
город Салехард 11 марта 2015 года
Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела - заместителя лесничего отдела Ноябрьское лесничество управления лесных отношений, старшего государственного инспектора АО по пожарному надзору в лесничествах Л. на решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 января 2015 года по делу об административном правонарушении в отношении К.,
установил:
Постановлением по делу об административном правонарушении заместителя лесничего отдела Ноябрьского лесничества управления лесных отношений департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО, ст. государственного инспектора по пожарному надзору в лесничествах по пожарному надзору автономного округа Л. от 03 декабря 2014 года К., начальник отдела по реконструкции, техническому перевооружению и обустройству месторождений УОРРиСОФ ООО "Газпром добыча Ноябрьск" (далее - Общество), признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Решением судьи Ноябрьского городского суда данное постановление было отменено, производство по делу прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
С решением суда не согласна заместитель начальника отдела - заместитель лесничего отдела Ноябрьское лесничество управления лесных отношений, старший государственный инспектор АО по пожарному надзору в лесничествах Л., в жалобе, поданной в суд ЯНАО, просила решение суда отменить, в удовлетворении жалобы отказать. В жалобе указала, что в рамках государственной инвентаризации лесов в 2014 года выполнены работы по оценке мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, использованию лесов на территории Ноябрьского лесничества. При осуществлении мероприятий по инвентаризации лесов обследуются лесные участки, в том числе переданные в аренду и предоставленные в постоянное пользование, о проводимом натурном обследовании лесопользователь не извещался. Цели, задачи и порядок проведения проверок, согласно ФЗ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и государственной инвентаризации лесов, проводимой в соответствии с Порядком проведения государственной инвентаризации лесов, утвержденного Приказом Рослесхоза от 06.06.2011 года N 207 различны, на правоотношения, связанные с инвентаризацией лесов действие ФЗ N 294 не распространяется. Следовательно, основания для признания незаконным акта натурного осмотра лесного участка с оценкой мероприятия (использования лесов) от 03.07.2014 года N 45 отсутствуют. По результатам инвентаризации лесов должностным лицом приняты меры по пресечению выявленных нарушений лесного законодательства, возбуждено дело об административном производстве, проведено административное расследование. Факт проведения рубок лесных насаждений в квартале 2185 выделах 7,8,12 подтверждаются фотоматериалами. Оставление завалов, неочистка мест рубок подтверждается актом натурного осмотра. Данные факты свидетельствуют, что Обществом обязанности арендатора лесных участков, возложенные действующим законодательством, не выполняются, а именно требования ч. 2 - 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ, п. 5.16, 17, 21, 34, 35 Правил пожарной безопасности, п. 16 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Указанные нарушения совершены в пожароопасный период. Должностным лицом сделан правильный вывод, что указанные выше факты являются нарушениями Правил пожарной безопасности в лесах, образуют состав правонарушения, и принято мотивированное решение о привлечении К., являющегося лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности на объектах инвестиционного строительства "Реконструкция ДКС Вынгапуровского газового промысла" к административной ответственности, установлено событие, которое доказано надлежащим способом. Сведения об измерительных приборах и оборудовании, применяемых при государственной инвентаризации лесов, приведены в таблице N 1 Отчета ФГПУ "Рослесинфорг" Об оценке мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, использовании лесов наземными способами по госконтракту от 25.02.2014 года, а также в акте натурного осмотра лесного участка, поверка буссоли и рулетки подтверждается свидетельствами о поверке от 03.03.201 года и 20.02.0214 года. Решение суда вынесено с существенными нарушениями норм права, выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
Государственный инспектор извещалась судом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомила, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявила, в связи с чем, на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.
К. в судебное заседание не явился, направил отзыв, согласно которому полагал решение законным.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 52, 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают предупреждение лесных пожаров, меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
Согласно п. 16, 17, 21 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить чистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков, согласно п. 34 и 35 указанных Правил просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии электросвязи в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий электросвязи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Согласно п. 16 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 323, лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.
Суд установил, что акт N 45 от 03.07.2014 года (далее акт натурного осмотра), в одностороннем порядке составленный инвентаризационной группой и заложенный в основу доказательств виновности К. в совершении административного правонарушения, является недопустимым доказательством вины должностного лица, т.к. в нарушение статьи 27.8 КоАП РФ проведен в отсутствие представителя как Общества, так и должностного лица, протокол осмотра территорий не составлялся. При этом суд сослался на положения Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Суд, отвергнув указанный выше акт в качестве надлежащего доказательства, пришел к выводу, что отсутствуют иные доказательства, подтверждающие событие административного правонарушения, у административного органа отсутствовали основания для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, следовательно, и для вынесения оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности. В результате производство по делу прекратил за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Полагаю, что решение по делу вынесено с существенными процессуальными нарушениями в силу следующего.
В силу ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Материалами установлено, что согласно государственному контракту от 25 февраля 2014 года N Р-1К-14/1 "Выполнение работ по государственной инвентаризации лесов в 2014 году" филиалом ОГУП "Рослесинфорг" "Запсиблеспроект" в период со 02 июня по 05 июля 2014 года на территории Ноябрьского лесничества была проведена государственная инвентаризация лесов.
03 июля 2014 года в ходе натурного осмотра лесного участка, предоставленного ООО "Газпром добыча Ноябрьск" по договору аренды N 150/Л-12 от 07.06.2012 под строительство объектов по проекту "Реконструкция ДКС Вынгапуровского газового промысла, в том числе, реконструкция существующих ВЛ- кВ", в квартале N 2185 выделах 7, 8, 12 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества было установлено, что Обществом при строительстве, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в пожароопасный период не соблюдаются правила пожарной безопасности в лесах, а именно совершено оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья), а также не произведена очистка мест рубок.
Нарушения лесного законодательства, указанные выше, подтверждаются Актом натурного осмотра лесного участка с оценкой мероприятия (использования лесов) при государственной инвентаризации лесов N 45 от 03.07.2014 года.
Указанный акт был составлен в процессе государственной инвентаризации лесов, проводимой в соответствии с требованиями ст. 90 Лесного кодекса РФ, Порядка проведения государственной инвентаризации лесов, утвержденного Приказом Рослесхоза от 06.06.2011 года N 207, должностными лицами, проводившими инвентаризацию лесов, с использованием измерительных приборов, оборудования, с фотографированием.
Довод жалобы, что суд неверно применил положения ФЗ N 294-ФЗ, является обоснованным, поскольку судом не учтено, что указанный закон регулирует иные правоотношения, связанные с государственным, муниципальным надзором и контролем, и его положения не могут быть применимы к настоящему делу. Не учтено, что нарушение Обществом норм пожарной безопасности выявлено при инвентаризации лесов, а не при выполнении мероприятий по государственному и муниципальному контролю или при осуществлении такого надзора.
При данных обстоятельствах акт был необоснованно признан недопустимым доказательством.
В силу п. 4 Порядка проведения государственной инвентаризации лесов, утвержденного Приказом Рослесхоза от 06.06.2011 года N 207, целями государственной инвентаризации лесов являются: своевременное выявление и прогнозирование развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса; оценка эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; информационное обеспечение управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области государственного лесного контроля и надзора. Информация о нарушениях лесного законодательства, полученная при проведении государственной инвентаризации лесов и требующая принятия неотложных мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в оперативном порядке направляется в соответствующие органы государственной власти, уполномоченные в области лесных отношений, и органы местного самоуправления (пункт 7 Порядка).
Таким образом, правонарушение, вмененное должностному лицу К. было выявлено при проведении инвентаризации лесов, то есть, при осуществлении функций по выполнению государственного контракта, не связанных с выявлением административного нарушения, протокол осмотра не составлялся.
Суд не учел, что в указанном случае положения ст. 27.8 КоАП РФ, предусматривающие порядок проведения осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов, не применяются, т.к. мероприятия по инвентаризации лесов не являются мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Судом указанным обстоятельствам не дана надлежащая правовая оценка, как не дана оценка доводам должностного лица в постановлении о привлечении к административной ответственности о наличии оснований для административной ответственности. Каких-либо доказательств, на основе которых можно согласиться с правильным установлением судьей указанных в решении обстоятельств, материалы дела не содержат.
Вывод суда о недоказанности обстоятельств, на основании которых К. был привлечен к административной ответственности, является преждевременным.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Для выполнения указанных задач по делу подлежат обязательному выяснению обстоятельства, указанные в ст. 26.1 КоАП РФ, выводы о наличии либо отсутствии которых получают оценку на исследованных доказательствах, о чем прямо указано в ч. 1 ст. 26.2 Кодекса. Данные обстоятельства судом не выяснены, вывод об отсутствии доказательств правонарушения ничем не обоснован, что является нарушением процессуальных требований закона.
Поскольку при вынесении решения допущены такие нарушения процессуальных требований, предусмотренных административным законом, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ), решение подлежит отмене с направлением на новое рассмотрение судье, срок привлечения к административной ответственности не истек.
При наличии таких обстоятельств, имеются основания для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Жалобу заместителя начальника отдела - заместителя лесничего отдела Ноябрьское лесничество управления лесных отношений, старшего государственного инспектора АО по пожарному надзору в лесничествах Л. удовлетворить.
Решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 января 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении К. отменить, направить дело на новое рассмотрение судье Ноябрьского городского суда.
Судья суда ЯНАО Н.В. Мочалова Копия верна.
Судья
суда ЯНАО
Н.В.МОЧАЛОВА
Секретарь суда К.