Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Новосибирского областного суда от 07.12.2021 по делу N 7-565/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
Решение Новосибирского областного суда от 07.12.2021 по делу N 7-565/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 7 декабря 2021 г. по делу N 7-565/2021
Судья^ Белоцерковская Л.В.
Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А.,
рассмотрев жалобу администрации Калининского района города Новосибирска на решение судьи Калининского районного суда города Новосибирска от 5 октября 2021 года,
установил:
постановлением N 694 по делу об административном правонарушении N 754010069421115 заместителя главного государственного инспектора города Новосибирска по пожарному надзору К. от 18 июня 2021 года администрация Калининского района города Новосибирска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, администрация Калининского района города Новосибирска обратилась в суд в порядке
статьи 30.1 КоАП РФ.
Решением судьи Калининского районного суда города Новосибирска от 5 октября 2021 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке
статьи 30.9 КоАП РФ, администрация Калининского района города Новосибирска просит отменить вынесенные по делу постановления и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
В обоснование своей жалобы указывает, что судом были неправильно установлены юридически значимые обстоятельства. В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие, что администрация является собственником, либо правообладателем, либо землевладельцем, либо арендатором, либо землепользователем земель, на которых произошли возгорания. Полагает, что администрация не является субъектом данного административного правонарушения. В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, из которых было бы видно, что земли, на которых произошли возгорания, имеют границы на основании кадастрового или межевого плана. Также в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие, что земли, на которых произошли возгорания, являются муниципальным имуществом, включены в реестр муниципального имущества.
В соответствии с постановлением мэрии города Новосибирска от 28.04.2021 N 1359 "Об установлении особого противопожарного режима на территории города Новосибирска" с 28 апреля 2021 года на территории города Новосибирска был установлен особый противопожарный режим. В рамках данного постановления мэрии администрацией района было организовано кошение травы и уборка мусора вдоль дорог и ликвидация свалок мусора в объеме выделенных средств. Также было организовано ежедневное патрулирование территории района.
В соответствии со
статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" районы города Новосибирска не являются муниципальными районами, поселениями, внутригородскими районами. Администрация является территориальным органом местной администрации муниципального образования - мэрии. Пунктом 4 статьи 41 Устава г. Новосибирска установлено, что территориальные органы мэрии города Новосибирска, обладающие правами юридического лица, действуют на основании решений Совета депутатов города Новосибирска об учреждении таких органов и положений о них, утверждаемых решениями Совета депутатов города Новосибирска по представлению мэра города Новосибирска. Таковым положением является Положение об администрации района (округа по районам) города Новосибирска, утвержденное решением городского Совета Новосибирска от 22.02.2006 N 207 "О территориальных органах мэрии города Новосибирска". Полномочия, компетенции и обязанности администраций районов города Новосибирска не регулируются непосредственно федеральными законами, Постановлениями Правительства РФ, Правительства НСО, а регулируются только опосредованно - муниципальными правовыми актами, равно как и полномочия иных отраслевых структурных подразделений мэрии.
Полагает, что вывод суда о том, что "места возгорания травы относятся к земельным участкам, соблюдение требований пожарной безопасности на которых возложено именно на администрацию" ничем в решении суда не обоснован, кроме как указано в решении - "данных публичной кадастровой карты". Не доказано, что именно администрация является субъектом вменяемого ей нарушения.
Жалоба подана в установленный
частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Изучив доводы жалобы, проверив в соответствии с требованиями
части 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, заслушав защитника администрации Т., прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (
статья 24.1 КоАП РФ).
Регулирование вопросов пожарной безопасности, помимо Федерального
закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности), осуществляется принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также нормативными документами по пожарной безопасности, в частности национальными стандартами, сводами правил, содержащими требования пожарной безопасности (нормы и правила), правилами пожарной безопасности, а также стандартами, инструкциями и иными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
В силу
статьи 1 Закона о пожарной безопасности пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 30 Закона о пожарной безопасности в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 28 апреля 2021 N 1359 "Об установлении особого противопожарного режима на территории города Новосибирска" на территории города Новосибирска был установлен особый противопожарный режим со дня вступления в силу настоящего постановления до принятия решения о прекращении действия особого противопожарного режима.
Пункт 5.1 указанного Постановления мэрии города Новосибирска предписывает главам администраций районов (округа по районам) города Новосибирска обеспечить проведение мероприятий, направленных на предотвращение случаев горения сухой растительности, мусора.
Статья 38 Закона о пожарной безопасности устанавливает, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
В силу
части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со
статьей 63 названного Федерального закона.
В соответствии со статьей 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в числе прочего реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 "О противопожарном режиме" утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые действуют с 1 января 2021 г.
В силу
пункта 67 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
В соответствии с
пунктом 73 Правил противопожарного режима руководитель организации, лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся объектами защиты, обеспечивают очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
В силу пунктов 1.1, 1.4 Положения об администрации района (округа по районам) города Новосибирска (приложения к решению городского Совета Новосибирска от 22.02.2006 N 207) администрация Калининского района города Новосибирска является структурным подразделением (территориальным органом) мэрии города Новосибирска на территории Калининского района города Новосибирска; администрация от имени мэрии осуществляет полномочия мэрии на территории соответствующего района города Новосибирска, в том числе предоставляет муниципальные услуги и исполняет муниципальные функции в пределах компетенции.
В соответствии с пунктами 2.35, 2.62 Положения об администрации района в полномочия администрации входит участие в организации благоустройства территории района в соответствии с Правилами благоустройства территории города Новосибирска; участие в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.
Согласно пунктов 4.1, 4.2 Правил благоустройства территории города Новосибирска, утвержденных решением Совета депутатов города Новосибирска от 27.09.2017 N 469, содержание территории города Новосибирска осуществляется ответственными лицами в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, Новосибирской области, Правилами, иными муниципальными правовыми актами города Новосибирска и предусматривает выполнение мероприятий по благоустройству в соответствии с Перечнем мероприятий по благоустройству и периодичностью их проведения (приложение к Правилам). Содержание объектов благоустройства города Новосибирска включает уборку территории, скашивание травы.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлены принципы разграничения государственной собственности на землю.
В соответствии с
частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ наступает административная ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
Как следует из материалов настоящего дела, государственным инспектором по пожарному надзору в ходе проведения 3 мая 2021 и 7 мая 2021 предварительных проверок по фактам возгораний сухой травы и мусора, имевших место не земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, прилегающим к домовладениям и иным земельным участкам, в условиях особого противопожарного режима при следующих обстоятельствах, установлено:
1 мая 2021 года в 14 часов 40 минут по адресу: <...> (ближайший адрес) - возгорание сухой травы и мусора на площади 35 кв. м;
6 мая 2021 года в 10 часов 00 минут по адресу: город Новосибирск, Калининский район, ул. Вольная, 1 (ближайший адрес) - возгорание сухой травы на площади 2 Га.
Выявлено нарушение вышеуказанных требований правил противопожарного режима:
- не обеспечена очистка объекта защиты от сухой растительности;
- правообладателем земельного участка, расположенного в границах населенного пункта, не производится своевременная уборка мусора, сухой растительности и покос травы.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения администрации Калининского района города Новосибирска к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения администрацией Калининского района города Новосибирска подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколами об административном правонарушении N 692, 694 от 21 мая 2021 года; рапортами сотрудников МЧС, донесениями о пожаре, схемой мест возгорания, данными кадастровой публичной карты.
При рассмотрении дела фактические обстоятельства правонарушения судом были установлены исходя из положений
статей 24.1,
26.1 КоАП РФ. Выводы о доказанности наличия в действиях администрации Калининского района города Новосибирска состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, находят полное подтверждение совокупностью вышеперечисленных согласующихся между собой и взаимодополняющих друг друга доказательств.
Исходя из системного толкования вышеизложенных норм, а также положений Федерального
закона Российской Федерации от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах соответствующего населенного пункта.
В соответствии с Постановлением мэрии города Новосибирска от 1 декабря 2010 N 5171 "Об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в городе Новосибирске" утверждено Положение об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в городе Новосибирске. На руководителей структурных подразделений мэрии города Новосибирска, муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений возложена обязанность обеспечить включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в разрабатываемые планы, схемы и программы развития территории города Новосибирска, а также выполнение требований пожарной безопасности на подведомственных объектах и территориях (подпункт 1.1. пункта 1, подпункт 4.1 - 4.2 пункта 4 указанного Постановления).
По существу, все доводы жалобы повторяют доводы, приводимые в судебном заседании суда первой инстанции, которые были проанализированы в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, имеющимися доказательствами, и обоснованно отклонены по убедительным мотивам, приведенным в оспариваемом судебном акте.
Нарушений норм материального и процессуального права по делу не допущено.
Наказание назначено в соответствии с положениями
статей 3.1,
4.1 КоАП РФ в минимальных пределах санкции статьи, оснований для признания правонарушения, которое влечет угрозу жизни и здоровью людей, имуществу малозначительным не имеется.
В силу изложенного, оснований для отмены принятых по делу актов в отношении администрации Калининского района города Новосибирска нет.
Руководствуясь
статьями 30.6 -
30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Калининского районного суда города Новосибирска от 5 октября 2021 года, постановление N 694 заместителя главного государственного инспектора города Новосибирска по пожарному надзору К. от 18 июня 2021 года по делу об административном правонарушении по
части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации Калининского района города Новосибирска оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Ю.А.КОНЕВА