Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.03.2017 по делу N 7-243/2017
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 8.31 КоАП РФ (нарушение правил санитарной безопасности в лесах).
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.03.2017 по делу N 7-243/2017
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 8.31 КоАП РФ (нарушение правил санитарной безопасности в лесах).
Решение: В удовлетворении требования отказано.
СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
РЕШЕНИЕ
от 29 марта 2017 г. по делу N 7-243/2017
судья - Федорова Л.П.
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск дело N 7-243/2017 29 марта 2017 года
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Толстогузов А.В.,
с участием представителя ООО "РН-Юганскнефтегаз" - П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя ООО "РН-Юганскнефтегаз" П. на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 декабря 2016 года, которым постановление Нефтеюганского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 09-1379/2016 от 11 ноября 2016 г. о привлечении ООО "РН- Юганскнефтегаз" к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного
ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей - оставлено без изменения, а жалоба ООО "РН-Юганскнефтегаз" - без удовлетворения,
установил:
Постановлением заместителя начальника Нефтеюганского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры З. N 09-1379/2016 от 11 ноября 2016 г. ООО "РН-Юганскнефтегаз" привлечено к административной ответственности по
ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей за нарушение правил санитарной безопасности в лесах, а именно: за загрязнение лесного массива площадью - 0,0012 га, подтоварной водой в результате отказа * в * мин. водовода диаметром 159, т. 72-к.119 Мамонтовского месторождения нефти в границах ТО- Нефтеюганского лесничества, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского урочища в квартале 205, выдела 52, 53 (географические координаты в системе N 60°37"42" Е72°53"45").
Не согласившись с данным постановлением, представитель юридического лица ООО "РН-Юганскнефтегаз" обратился в Нефтеюганский районный суд с жалобой об отмене постановления.
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 декабря 2016 года вышеуказанное постановление должностного лица надзорного органа оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры представитель ООО "РН-Юганскнефтегаз" П. просит отменить решение суда и признать незаконным постановление Природнадзора Югры, производство по делу прекратить, мотивируя жалобу тем, что в отношении Общества необоснованно не применены при назначении наказания требования, предусмотренные
ч. 2,
ч. 3 ст. 4.4. КоАП РФ, так как назначены по одному и тому же факту разлива два наказания, по
ч. 2 ст. 8.31 и
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, что необоснованно ухудшает положение юридического лица, так как было совершено одно действие (бездействие), содержащее составы двух правонарушений.
В судебном заседании представитель ООО "РН-Юганскнефтегаз" П. поддержала жалобу в полном объеме, изложив доводы, указанные в жалобе.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав участников судебного заседания, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда. Решение суда является законным и обоснованным, основано на верном толковании норм права.
Материалами дела в полном объеме подтверждается, что 5 апреля 2016 года произошла авария (инцидент) на водоводе диаметром 159, т. 72-к.119 Мамонтовского месторождения нефти в границах ТО-Нефтеюганского лесничества, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского урочища в квартале 205, выдела 52, 53 (географические координаты N 60°37"42" Е72°53"45"). Вследствие инцидента в окружающую среду излилось 6,271 м3 подтоварной воды, в том числе количество излившейся в лесной фонд подтоварной воды - 6,271 м3, что повлекло загрязнение земель лесного фонда площадью 0,0012 га.
Материалами дела подтверждена принадлежность географических координат географические координаты N 60°37"42" Е72°53"45" кварталу 205, выделам 52, 53.
При наложении координат порыва координат (географические координаты N 60°37"42" Е72°53"45") указанных ООО "РН-ЮНГ" в сведениях об инциденте на трубопроводе (л.д. 30), предоставленных по окончанию технического расследования, на карту лесного фонда в программном комплексе ТИС ЮГРЫ и сопоставлении полученных данных с топографическим планом загрязненного участка (л.д. 48), предоставленного ООО "РН-ЮНГ", установлено, что инцидент произошел на землях лесного фонда в квартале 205, выдела 52, 53 в границах ТО-Нефтеюганского лесничества, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского урочища. Указанное отражено на распечатке с программного комплекса ТИС ЮГРЫ (л.д. 29).
Факт нарушения подтверждается материалами дела, в том числе: оперативным сообщением об инциденте N 1243 от 06 апреля 2016 года, сведениями об инциденте, актом технического расследования инцидента произошедшего 05 апреля 2016 года, схемой места возникновения инцидента, расчетом жидкости излившейся из трубопровода, мероприятиями по ликвидации инцидента, выпиской из государственного лесного реестра, распечаткой с программного комплекса ТИС ЮГРЫ.
Как видно из материалов дела, вывод о виновности ООО "РН-Юганскнефтегаз" в совершении правонарушения основан на собранных по делу доказательствах.
Вина ООО "РН-Юганскнефтегаз" в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, в полном объеме подтверждается доказательствами, собранными по делу.
Указанных доказательств достаточно для привлечения юридического лица к административной ответственности по
ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного
ч. 2 ст. 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях заключается в загрязнении лесов, при этом загрязнение - поступлениее загрязняющих веществ в окружающую среду.
Как следует из
ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду В соответствии с
ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
На основании
п. 5 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется, в частности, установление санитарных требований к использованию лесов.
Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (
ч. 3 ст. 55 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с положениями вышеуказанной нормы права, постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах (далее - Правила), которые устанавливают единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах Так, согласно п. п. "а" и "е" п. 39 Правил, при использовании лесов не допускается, в том числе, загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами; иные действия, способные нанести вред лесам.
Как следует из п. 52 Правил, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, специализированных портов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей не должно ухудшать санитарное состояние лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и на лесных участках, прилегающих к ним.
Лица, допустившие нарушение требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 53 Правил).
Из положений
статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" следует, что нефтепровод относится к категории опасных производственных объектов, на которых хранятся и транспортируются вещества, представляющие опасность для окружающей среды.
Подтоварная вода образуется при разделении нефтяной эмульсии и является смесью воды с нефтью и другими примесями. Подтоварные воды - это пластовые и пресные воды, которые выкачиваются на поверхность из недр земли при добыче углеводородного сырья, используются для обессоливания углеводородов, затем сливаются из резервуаров с углеводородами и закачиваются в естественный природный подземный коллектор. Они отличаются высокой степенью минерализации и являются химическим загрязнителем, попадание которого в поверхностные водные объекты и на почвы может нанести вред окружающей природной среде.
Согласно постановлению Правительства ХМАО - Югры от 14.01.2011 N 5-п "О требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" подтоварная вода отнесена к загрязняющим веществам.
Следовательно, причинение вреда окружающей среде подтверждается самим фактом разлива подтоварной воды.
Доказательства, свидетельствующие о том, что общество предприняло все зависящие от него необходимые, своевременные и достаточные меры по соблюдению требований законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, в материалах дела не представлены.
ООО "РН-Юганскнефтегаз", являясь юридическим лицом, ответственным за соблюдение требований законодательства в области окружающей среды, нарушило экологические требования, установленные законодательством Российской Федерации, тем самым допустило негативное воздействие на окружающую среду.
Признав исследованные доказательства достаточными, и оценив их в совокупности в соответствии с требованиями
ст. 26.11 КоАП РФ, районный суд сделал правильный вывод о том, что в действиях ООО "РН-Юганскнефтегаз" усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного
ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ.
Все выводы судьи должным образом мотивированы, основаны на верном толковании норм права.
Наказание ООО "РН-Юганскнефтегаз" назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом всех обстоятельств дела, в пределах санкции статьи.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных
КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО "РН-Юганскнефтегаз" допущено не было.
Доводы, аналогичные доводам рассматриваемой жалобы, представитель ООО "РН-Юганскнефтегаз" заявлял при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Указанным доводам судом дана надлежащая мотивированная оценка в постановлении. Оснований сомневаться в правильности выводов суда первой инстанции, не имеется.
Оснований для применения требований
ч. 2 ст. ст. 4.4 КоАП РФ к составам правонарушений, предусмотренных
ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ и
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в данном случае не имеется, так как разлив подтоварной воды не образует автоматически еще один состав правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, так как данный состав образуется не по факту разлива подтоварной воды, а по факту нахождения горючих веществ в пожароопасный период на землях лесного фонда. В случае, если после разлива нефтесодержащей жидкости, юридическим лицом предпринимаются надлежащие меры до начала пожароопасного периода к устранению горючих веществ с лесной территории, то состав
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ в действиях Общества может отсутствовать. В связи с чем, составы правонарушений, предусмотренных
ч. 1 ст. 8.32 и
ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ имеют разную природу, вызваны разной формой правонарушения (действие - разлив нефтепродуктов и бездействие - непринятие мер к устранению с лесного участка горючих веществ), не являются результатом одного действия (бездействия).
При таком положении основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
решил:
Решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 декабря 2016 года в отношении ООО "РН-Юганскнефтегаз" по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу представителя ООО "РН-Юганскнефтегаз" П. - без удовлетворения.
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры А.В. Толстогузов Копия верна
Судья
суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
А.В.ТОЛСТОГУЗОВ