Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.02.2018 по делу N 12-444/2017
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах).
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.02.2018 по делу N 12-444/2017
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах).
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
РЕШЕНИЕ
от 28 февраля 2018 г. по делу N 12-444/2017
ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Судья Дитюк А.Б.
Дело N 12-444/2017
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Ханты-Мансийск дело N 7-157 28 февраля 2018 г.
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Солопаева Л.М.
с участием защитника "РН-Юганскнефтегаз" Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры К. на решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.12.2017 г., вынесенное в отношении ООО "РН-Юганскнефтегаз" по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ,
установил:
постановлением начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - Сургутское управление Природнадзора Югры) К. N 03-944/2017 от 09.10.2017 г. ООО "PH-Юганскнефтегаз" (далее по тексту - Общество) было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 70 000 рублей.
Решением судьи Сургутского районного суда от 18.12.2017 г. указанное постановление изменено, исключено назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, начальник Сургутского управления Природнадзора Югры К. просит решение судьи отменить, дело направить на новое рассмотрение, мотивируя доводы жалобы следующими обстоятельствами.
Постановлением о назначении административного наказания от 09.10.2017 г. N 03-944/2017 ООО "РН-Юганскнефтегаз" в вину вменено нарушение требований
пункта "в" ст. 33 гл. 8 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. N 417, выразившееся в нахождении горючих веществ па лесном участке в квартале 338, выделах: 38, 41 Угутского участкового лесничества. ТО - Юганское лесничество.
Факт совершения обществом вменяемого нарушения установлен государственным инспектором Природнадзора Югры 27.07.2017 г. в ходе проведений мероприятий по оценке вреда, нанесенного землям лесного фонда, что подтверждается актом N 03-254/2017 от 28.07.2017 г. с приложениями (фототаблицей, картой-схемой, абрисом, каталогом координат).
Кроме того, постановлением о назначении административного наказания от 15.06.2017 г. N 03-273/2017 (
часть 2 статьи 8.31 КоАП РФ) общество привлечено к административной ответственности за загрязнение иного участка, расположенного в квартале 338 выделах: 37, 38 Угутского участкового лесничества ТО - Юганское лесничество, допущенного 28.04.2017 г. в результате инцидента, произошедшего на нефтепроводе 219 "к.12-т.4" Киняминского месторождения нефти, и выявленного должностным лицом 02.05.2017 г. при поступлении телефонограммы N 1636 от 29.04.2017 г.
Должностное лицо административного органа считает, что составы административных правонарушений, предусмотренных
ч. 1 ст. 8.32 и
ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ. имеют разную природу, вызваны разной формой правонарушения (действие - разлив нефтепродуктов и бездействие - непринятие мер к устранению с лесного участка горючих веществ) и не являются результатом одного действия (бездействия).
По мнению должностного лица оснований для применения требований
ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ к составам правонарушений, предусмотренных
частью 1 ст. 8.32 и
ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, в этом случае не имеется, поскольку разлив нефтепродуктов не образует автоматически еще один состав правонарушения, предусмотренного
ч. 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в связи с тем, что данный состав образуется не по факту разлива, а по факту нахождения горючих веществ в пожароопасный период на землях лесного фонда.
Изучив материалы дела, заслушав защитника "РН-Юганскнефтегаз" Д., проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от 50 000 рублей до 200 000 рублей.
Как следует из материалов дела ООО "РН-Юганскнефтегаз" привлечено к административной ответственности в связи с тем, что 02.05.2017 г. в адрес Сургутского управления Природнадзора Югры поступила телефонограмма N 1636 от 29.04.2017 г. с сообщением об инциденте, произошедшем 28.04.2017 г. в 21 час 25 мин. на нефтепроводе 219 (к. 12 - т. 4) (адрес) Согласно представленным ООО "РН-Юганскнфтегаз" акту технического расследования инцидента, топографической съемке загрязненного участка, координаты произошедшего инцидента: широта 60,519083, долгота 74,640080.
Административным органом установлено местоположение загрязненного участка - (адрес) По факту выявленных нарушений государственным инспектором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Щ. в отношении ООО "РН-Юганскнефтегаз" составлен протокол N 03-944/2017 от 27.09.2017 г. по
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Из обжалуемого решения судьи районного суда следует, что постановлением начальника Сургутского управления Природнадзора Югры К. N 03-273/2017 от 15.06.2017 г. ООО "PH-Юганскнефтегаз" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 140 000 руб. за то, что в нарушение требований п. п. "а" п. 39 и
п. 52 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 г. N 414, 28.04.2017 г. допустило загрязнение химическими веществами, в данном случае нефтью, участка (адрес) В то же время решением судьи районного суда по делу N 12-318/2017 от 05.09.2017 г. по результатам рассмотрения жалобы ООО "PH-Юганскнефтегаз" названное
постановление изменено: исключено установление нарушения п. п. "а" п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах, признано нарушение п. 25 названных Правил вместо п. 52 этих же Правил, исключены обстоятельства, отягчающие административную ответственность и снижен размер назначенного административного штрафа до 120 000 руб.
Решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.10.2017 г. указанное решение судьи оставлено без изменения.
Позднее по тому же факту Сургутским управлением Природнадзора Югры возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и 09.10.2017 г. вынесено постановление N 03-944/2017.
Таким образом, одно событие в форме бездействия в результате одного инцидента разлива нефти 28.04.2017 г. на нефтепроводе д=219 (к. 12 - т. 4) Киняминского месторождения ООО "PH-Юганскнефтегаз" Сургутского района повлекло нарушение правил санитарной и пожарной безопасности в лесах, что явилось основанием для привлечения ООО "PH-Юганскнефтегаз" к административной ответственности по
ч. 1 ст. 8.32 и
ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ с назначением административного наказания за каждое из правонарушений в отдельности.
В решении, которое обжалуется, судья ссылается на то, что в соответствии с требованиями
ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ указанные дела, возбужденные по
ч. 2 ст. 8.31,
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ должностным лицом, подлежали объединению в одно производство с вынесением одного постановления с назначением наказания в пределах санкции
ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ.
Но за правонарушение, предусмотренное
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, ООО "PH-Юганскнефтегаз" назначено отдельное наказание, в то время как нарушение Правил санитарной безопасности в лесах и Пожарной безопасность в лесах допущены в результате бездействия по одному инциденту (событию), выявлены в один день 02.05.2017 г.
В связи с этим судья районного суда пришел к выводу, что с учетом указанных обстоятельств постановление начальника Сургутского управления Природнадзора Югры К. N 03-944/2017 от 09.10.2017 г. подлежит изменению путем исключения из него указания о назначении административного наказания.
Но с выводами судьи согласиться нельзя, поскольку для применения требований
ч. 2 ст. ст. 4.4 КоАП РФ к составам правонарушений, предусмотренных
ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ и
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, при таких обстоятельствах оснований не имеется, так как разлив нефтепродуктов не образует автоматически еще один состав правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, этот состав правонарушения образуется не по факту разлива нефтепродуктов, а по факту нахождения горючих веществ в пожароопасный период на землях лесного фонда.
По установленным правилам в случае, если после разлива нефтесодержащей жидкости, юридическим лицом предпринимаются надлежащие меры к устранению горючих веществ с лесной территории, то состав
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ в действиях общества может отсутствовать.
Составы правонарушений, предусмотренных
ч. 1 ст. 8.32 и
ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, имеют не одну и ту же правовую природу, вызваны разной формой правонарушения (действие - разлив нефтепродуктов и бездействие - непринятие мер к устранению с лесного участка горючих веществ), не являются результатом одного действия (бездействия), несмотря на наличие одного инцидента, в результате которого совершены правонарушения.
При этом в соответствии с
ч. 2 ст. 2.1 данного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, решение суда первой инстанции постановлено с нарушением
ст. 26.11 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела.
Несоблюдение указанных правил является существенным нарушением процессуальных требований, что служит основанием для отмены решения суда первой инстанции.
решил:
решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.12.2017 г., вынесенное в отношении ООО "РН-Юганскнефтегаз" по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ отменить, дело направить в Сургутский районный суд на новое рассмотрение в ином составе судей.
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Л.М. Солопаева Копия верна:
Судья
суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Л.М.СОЛОПАЕВА