Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Челябинского областного суда от 17.11.2021 по делу N 7-912/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.

Решение Челябинского областного суда от 17.11.2021 по делу N 7-912/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.


Содержание


ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 17 ноября 2021 г. по делу N 7-912/2021
Судья Корсакова Т.Г.
Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н., при секретаре А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении С.С. по жалобе С.С. на постановление заместителя руководителя Государственного казенного учреждения "Управление лесничествами Челябинской области" N 254 от 09 июля 2021 года, решение судьи Нагайбакского районного суда челябинской области от 13 сентября 2021 года,
установил:
постановлением заместителя руководителя Государственного казенного учреждения "Управление лесничествами Челябинской области" N 254 от 09 июля 2021 года С.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Решением судьи Нагайбакского районного суда Челябинской области от 13 сентября 2021 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Челябинский областной суд, С.С. просит вынесенные по делу акты отменить, производство по делу прекратить. В обосновании отсутствия состава административного правонарушения указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что причиной возгорания явился переход огня с его земельного участка. Протокол осмотра места административного правонарушения и объяснения МАС, МПА необоснованно положены в основу доказанности вины, поскольку указанным лицам не были разъяснены права, предусмотренные ст. 25.7 КоАП РФ и 17.9 КоАП РФ. Постановление и протокол об административном правонарушении противоречат иным материалам дела. Доказательств ненадлежащего содержания земельного участка С.С. материалы дела не содержат.
В ходе судебного заседания представитель Главного управления лесами Челябинской области С.А. против доводов жалобы возражал.
С.С., защитник Сычев А.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания в адрес суда не поступило. При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, оснований для отмены вынесенных по делу актов не нахожу.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей, на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц от пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей.
В силу положений статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
Согласно статье 99 Лесного кодекса Российской Федерации виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. При этом меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.
В силу части 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1614 от 07 октября 2020 года "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" пунктом 10 предусмотрено, что со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения С.С. к административной ответственности послужило то, что в 30 апреля 2021 года в 18 часов 20 мин. в <данные изъяты> произошел лесной пожар на землях лесного фонда. Общая площадь пожара составила 0,5 га.. В ходе обследования лесного массива в квартале 35 выдел 106 установлено, что причиной пожара стал переход огня с земельного участка иной категории с кадастровым номером N. В ходе административного расследования установлено, что данный участок принадлежит на праве собственности С.С., и граничит с землями лесного фонда. Территория земельного участка, прилегающая к лесу и принадлежащая С.С. не была очищена от сухой травянистой растительности, лес не отделен противопожарной минерализованной полосой шириной 1,4 метра или иным противопожарным барьером. В связи с чем, С.С. был нарушен п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах.
По факту совершения вышеуказанного правонарушения 24 июня 2021 года в отношении С.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ и по результатам его рассмотрения заместителем руководителя ГКУ "Управление лесничествами Челябинской области" N 254 от 09 июля 2021 года С.С. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом N 10 об административном правонарушении от 24 июня 2021 года; актом о лесном пожаре N 6 от 30 апреля 2021 года; актом обследования места лесного пожара от 30 апреля 2021 года; справкой расчета размера ущерба, причиненного лесным насаждениям и перечетной ведомостью деревьев породы береза в квартале 35 выдел 106 Арсинского участкового лесничества; объяснениями руководителя тушения лесного пожара ДАО от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом осмотра места происшествия от 30 апреля 2021 года; фототоблицами от 30 апреля 2021 года к месту возгорания травы; определением N 6 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 01 мая 2021 года; объяснениями лесовода ЧРБУ "Верхнеуральское лесничество" ЧЗГ от 03 июня 2021 года; объяснениями лица, тушившего пожар МАИ; выпиской из ЕГРН о принадлежности земельного участка с кадастровым номером N, на праве собственности С.С.; ответом Руководителю ГКУ "Управление лесничествами Челябинской области" БАМ заместителем начальника ТО "Верхнеуральское лесничество" ТЛВ по факту обращения С.С., с заявлением о проверке возникшего пожара 30 апреля 2021 года в лесном массиве и иными материалами дела.
Каких-либо объективных доказательств, опровергающих вышеуказанные выводы, в деле об административном правонарушении не имеется.
Согласно акта о лесном пожаре N 6 от 30 апреля 2021 года, 30 апреля 2021 года в 18 час. 20 мин. в квартале <данные изъяты>, удаленностью 4 км от <адрес>, азимут <данные изъяты> мастером Арсинского ППУ КММ обнаружен лесной пожар.
При осмотре места пожара на землях лесного фонда в квартале <данные изъяты>, произошедшего 30 апреля 2021 года в 18 часов 20 минут установлено, что причиной возгорания является переход огня с земель иных категорий на участок Арсинского участкового лесничества Верхнеуральского лесничества.
Из протокола осмотра места происшествия от 30 апреля 2021 года, составленного в присутствии двух понятых, очаг возгорания находится возле края проселочной дороги и далее по направлению ветра с юга на север по сухой травянистой растительности в сторону лесного массива. Вокруг квартала 35 выдел 106 имеется сухая травянистая растительность, данный участок в муниципальной собственности.
Согласно объяснениям руководителя тушения лесного пожара ДАО от 30 апреля 2021 года, на место пожара прибыло две машины МЧС, поля, прилегающие к лесу, опаханы не были.
В соответствии с ответом Руководителю ГКУ "Управление лесничествами Челябинской области" БАМ заместителем начальника ТО "Верхнеуральское лесничество" ТЛВ по факту обращения С.С. в ходе пожара, произошедшего 30 апреля 2021 года, сухая растительность, неубранная с территории земельного участка, принадлежащего С.С., выгорела. О лесного фонда, С.С., в нарушение п. 10 "Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства N от 07 октября 2020 года, она не была отделена минерализованной полосой.
Оснований для признания имеющихся доказательств, недопустимыми не имеется.
Указанные доказательства оценены судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в совокупности подтверждают наличие в действиях С.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований не согласиться с данной оценкой не имеется.
Таким образом, нарушение Правил пожарной безопасности, которое вменено С.В. не ставят под сомнение, изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства, а также имеющуюся совокупность материалов дела, в связи с чем, утверждения жалобы в данной части не могут быть приняты во внимание.
Вопреки позиции заявителя о необходимости установления очага возгорания, данное обстоятельство в рассматриваемой ситуации не является квалифицирующим признаком состава административного правонарушения.
В рассматриваемом случае рассматривается обязанность С.С. по соблюдению установленных требований и правил, направленных предупреждение лесных пожаров, а также на выполнение противопожарных мероприятий в отношении земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, обусловлено императивными требованиями закона. Материалами дела установлено, что в нарушение п. 10 "Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства N 1614 от 07 октября 2020 года, земельный й участок не был очищен от сухой травянистой растительности, а так же отделен минерализованной полосой.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебной инстанцией норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Таким образом, С.С. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Протокол об административном правонарушении в отношении С.В. составлен уполномоченным должностным лицом 24 июня 2021 года в отсутствие С.В., извещенного о месте и времени его составления надлежащим образом в присутствии защитника.
Ссылка в жалобе на процессуальные нарушения, выразившиеся в неразъяснении прав, предусмотренных КоАП РФ, понятым при производстве по делу об административном правонарушении, не свидетельствует о необходимости исключения из числа доказательств письменных объяснений понятых, протокола осмотра места происшествия, поскольку дело было возбуждено в соответствии со ст. 40 УПК РФ, права понятым были разъяснены.
Постановление по делу об административном правонарушении отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Событие административного правонарушения установлено на основании представленных материалов дела. Судьей районного суда дело проверено в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции назначенной статьи, учтены все обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения дела по существу, данные о личности правонарушителя.
Безусловных оснований для отмены вынесенных по делу решений, не усматриваю.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
решил:
постановлением заместителя руководителя Государственного казенного учреждения "Управление лесничествами Челябинской области" N 254 от 09 июля 2021 года, решение судьи Нагайбакского районного суда челябинской области от 13 сентября 2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении С.С. оставить без изменения, жалобу С.С. - без удовлетворения.
Судья
Е.Н.МАЙОРОВА