Главная // Пожарная безопасность // Рекомендация / РекомендацииСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
"Рекомендации Научно-консультативного совета по вопросам применения законодательства об административных правонарушениях"
(по итогам работы заседания Совета, проведенного 30.05.2013 на базе Арбитражного суда Нижегородской области)
(одобрены Президиумом Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа, протокол заседания Президиума от 09.07.2013 N 5)
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
"Рекомендации Научно-консультативного совета по вопросам применения законодательства об административных правонарушениях"
(по итогам работы заседания Совета, проведенного 30.05.2013 на базе Арбитражного суда Нижегородской области)
(одобрены Президиумом Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа, протокол заседания Президиума от 09.07.2013 N 5)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
РЕКОМЕНДАЦИИ НАУЧНО-КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА
ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Данные рекомендации выработаны Научно-консультативным советом при Федеральном арбитражном суде Волго-Вятского округа по итогам работы заседания Совета 30.05.2013, проведенного на базе Арбитражного суда Нижегородской области
1. Вопрос:
По какой статье
КоАП РФ надлежит квалифицировать нарушение субъектом предпринимательской деятельности
СанПиН 2.3.2.1078 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов",
СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" -
6.3, либо
14.43?
Ответ:
Нарушение требований упомянутых нормативных актов следует квалифицировать по
ст. 6.3 КоАП РФ, поскольку Федеральным
законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" применение этих актов не предусмотрено
(ч. 3 ст. 1).
2. Вопрос:
В каких случаях арбитражный суд, рассматривающий дело об административном правонарушении, может учесть при вынесении решения полученные от административного органа или от лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дополнительные доказательства, не указанные в протоколе об административном правонарушении или в постановлении о привлечении к административной ответственности?
Ответ:
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе представлять суду доказательства, опровергающие данные, содержащиеся в протоколе об административном правонарушении или в постановлении о привлечении к административной ответственности. Административный орган вправе представлять суду дополнительные доказательства в обоснование возражений против доводов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. При этом административный орган не может устранять противоречия в протоколе (постановлении) путем представления дополнительных доказательств.
3. Вопрос:
По какой норме (
ч. 4 ст. 14.1 или
ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ) квалифицируются действия лица, связанные с реализацией по завышенной цене лекарственных средств, входящих в
Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства РФ (на 2013 год - от 30.07.2012 N 1378-р)?
Ответ:
За нарушение порядка ценообразования административная ответственность предусмотрена
ст. 14.6 КоАП РФ.
4. Вопрос:
В ходе проверки административный орган установил факт реализации одним лицом товара, содержащего незаконное использование нескольких товарных знаков, и составил несколько протоколов по признакам правонарушения, предусмотренного
ст. 14.10 КоАП РФ. Применяется ли в данном случае при назначении наказания
ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ?
Ответ:
В таких случаях правонарушитель может быть привлечен к ответственности за каждый факт административного правонарушения.
5. Вопрос:
С какого момента - с момента незаконной установки рекламной конструкции, либо с момента обнаружения административным органом факта такой установки - следует исчислять срок для привлечения к административной ответственности по
ст. 14.37 КоАП РФ?
Ответ:
Административные правонарушения, предусмотренные
ст. 14.37 КоАП РФ, не являются длящимися, и, следовательно, исходя из этого и необходимо исчислять указанный срок.
6. Вопрос:
С какого времени следует исчислять срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный
ст. 14.43 КоАП РФ?
Ответ:
Данное правонарушение не является длящимся и срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня совершения правонарушения.
7. Вопрос:
Как квалифицировать нарушение, если реализация продукции, которая подлежит обязательному подтверждению соответствию техническим регламентам, поставляется без сопроводительной документации (по
ч. 1 ст. 14.8,
ст. 14.43 или
ст. 14.45 КоАП РФ)?
Ответ:
В данном случае подлежит применению
ст. 14.45 КоАП РФ.
8. Вопрос:
Каким образом следует определять количество обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в случаях, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, ранее неоднократно подвергалось административному наказанию за совершение однородного правонарушения, и срок, предусмотренный
ст. 4.6 КоАП РФ, не истек?
Ответ:
Независимо от количества случаев привлечения ранее к административной ответственности, имеет место повторность совершения административного правонарушения.
9. Вопрос:
Образует ли состав административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1,
3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ неисполнение требований предписания органа государственного пожарного надзора об устранении нарушения требований пожарной безопасности, которые на момент проектирования, строительства и ввода объекта в эксплуатацию не действовали?
Ответ:
Наличие у лица, эксплуатирующего здание, обязанности по выполнению новых требований пожарной безопасности зависит от конкретных обстоятельств эксплуатации здания. В том случае, если орган государственного пожарного надзора доказал наличие реальной необходимости и возможности исполнения новых требований, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности и постановление о привлечении к административной ответственности по
ч. 1,
3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ являются законными.
10. Вопрос:
Каким образом суду следует применять нормы
ч. 1 и
ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при установлении в ходе одной проверки нарушений в деятельности одного субъекта хозяйственной деятельности одновременно нескольких административных правонарушений, предусмотренных разными частями
ст. 20.4 КоАП РФ?
Ответ:
Необходимо применять
ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ, согласно которой при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Таким образом, вынесение отдельных постановлений по каждому составу правонарушения (например, отсутствие обучения сотрудников противопожарным мерам -
ч. 1 ст. 20.4, отсутствие огнетушителей -
ч. 3 ст. 20.4, отсутствие АУПС -
ч. 4 ст. 20.4) является обоснованным.
11. Вопрос:
Должен ли орган пожарного надзора при привлечении лица к административной ответственности по
ст. 20.4 КоАП РФ учитывать, что принадлежащий данному лицу объект недвижимого имущества, в котором были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, соблюдение которых требует проведения строительных и иных работ, относится к объектам культурного наследия?
Ответ:
Федеральный
закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" содержит запреты в части проведения строительных и иных работ на территории памятника и имеет приоритет перед нормами законодательства о пожарной безопасности. Если орган пожарного надзора при составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении не принял во внимание, что объект недвижимого имущества, в котором были выявлены нарушения требований, выполнение которых приведет к проведению строительных и других работ, относится к объектам культурного наследия, в действиях лица, привлеченного к административной ответственности по
ст. 20.4 КоАП РФ, отсутствует состав правонарушения, в частности такой признак, как вина.
12. Вопрос:
Руководитель организации или юридическое лицо могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной
ч. 1,
3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ, в случае нарушения требований
Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390?
Ответ:
К административной ответственности по упомянутой
статье могут быть привлечены как юридическое лицо, так и руководитель организации.
13. Вопрос:
Является ли допустимым доказательством протокол об административном правонарушении по
ст. 20.4 КоАП РФ, составленный в отношении арендатора, если проверка по Федеральному
закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проводилась в отношении арендодателя?
Ответ:
В силу
п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом для возбуждения дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протокол об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Поэтому при обнаружении таких данных возбуждение дела об административном правонарушении возможно и в отношении арендатора.
14. Вопрос:
Может ли помощник прокурора возбуждать дело об административном правонарушении?
Ответ:
В
п. 2 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" указано, что производство об административном правонарушении возбуждает прокурор или его заместители. Возможность возбуждения таких дел помощником прокурора данная
статья не предусматривает.
15. Вопрос:
Возможно ли в порядке
п. 9 ч. 1 ст. 148 АПК РФ оставление заявления административного органа о привлечении к административной ответственности без рассмотрения при наличии указанных в данной норме обстоятельств?
Ответ:
Положение
п. 9 ч. 1 ст. 148 АПК РФ в публично-правовых спорах, в том числе о привлечении к административной ответственности, применяется без каких-либо особенностей.
16. Вопрос:
Переходит ли обязанность по уплате административного штрафа к реорганизованному лицу в случае, если на дату вынесения постановления о привлечении организации к административной ответственности юридическое лицо изменило организационно-правовую форму (реорганизовалось из ЗАО в ОАО)?
Ответ:
По смыслу
п. 5 ст. 58 ГК РФ, при создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования к нему переходят все виды прав и обязанностей, в том числе, связанные с привлечением юридического лица к административной ответственности. В таких случаях хозяйствующий субъект, совершивший административное правонарушение, не перестает существовать, а лишь изменяет свою организационно-правовую форму и поэтому в силу
ч. 6 ст. 2.10 КоАП РФ к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
17. Вопрос:
В соответствии с какой нормой (
ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ или
ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ) следует квалифицировать нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о платной медицинской услуге (
разд. III Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006)?
Ответ:
Данное деяние содержит состав правонарушения, предусмотренный
ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
18. Вопрос:
Имеется ли состав административного правонарушения, предусмотренного
ст. 14.10 КоАП РФ, при реализации товара, содержащего признаки контрафактности, на экспорт (не изготовителем), в случае перехода права собственности на товар за пределами Российской Федерации?
Ответ:
Вне зависимости от места перехода права собственности на товар, содержащий признаки контрафактности, при его экспорте с территории Российской Федерации имеет место состав правонарушения, предусмотренного
ст. 14.10 КоАП РФ.
19. Вопрос:
Можно ли привлечь к административной ответственности в виде дисквалификации по
ст. 14.32 КоАП РФ физическое лицо, которое к моменту возбуждения или рассмотрения административного дела сменило место работы.
Ответ:
Указанное обстоятельство не является основанием для освобождения лица от административной ответственности в виде дисквалификации за совершенное ранее деяние. На весь срок дисквалификации с данным субъектом не допускается заключение нового договора на осуществление им такой деятельности.
Данные Рекомендации одобрены
Президиумом Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
(протокол заседания Президиума от 09.07.2013 N 5) и
согласованы с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации