Главная // Пожарная безопасность // ПутеводительСПРАВКА
Источник публикации
Подготовлен специалистами АО "ИС МЕГАНОРМ"
Название документа
Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Представление декларации пожарной безопасности
Дата
29.11.2024
Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Представление декларации пожарной безопасности
| | ИС МЕГАНОРМ | Изменения за последний месяц | Актуально на 29.11.2024 | |
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ГОСУСЛУГАМ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЕКЛАРАЦИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1. Декларация пожарной безопасности. Общая информация >>>
1.1. Нормативное регулирование представления декларации пожарной безопасности >>>
1.2. Случаи, в которых необходимо представление декларации пожарной безопасности >>>
1.3. Лица, которые обязаны представить декларацию пожарной безопасности, срок ее подачи и орган, в который она представляется >>>
1.4. Последствия непредставления декларации пожарной безопасности или представления декларации, содержащей неполные либо недостоверные сведения >>>
2. Порядок представления декларации пожарной безопасности >>>
2.1. Составление декларации пожарной безопасности >>>
2.2. Подготовка документов, прилагаемых к декларации пожарной безопасности >>>
2.3. Представление документов для регистрации декларации пожарной безопасности в подразделение МЧС России >>>
2.4. Регистрация декларации пожарной безопасности >>>
3. Дополнительные процедуры, осуществляемые после представления декларации пожарной безопасности >>>
3.1. Уточнение декларации пожарной безопасности >>>
1. ДЕКЛАРАЦИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
1.1. Нормативное регулирование представления декларации пожарной безопасности >>>
1.2. Случаи, в которых необходимо представление декларации пожарной безопасности >>>
1.3. Лица, которые обязаны представить декларацию пожарной безопасности, срок ее подачи и орган, в который она представляется >>>
1.4. Последствия непредставления декларации пожарной безопасности или представления декларации, содержащей неполные либо недостоверные сведения >>>
1.1. Нормативное регулирование представления декларации пожарной безопасности
Порядок представления декларации пожарной безопасности регулируется:
- Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон);
- Приказом МЧС России от 16.03.2020 N 171 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности и формы декларации пожарной безопасности" (далее - Регламент);
- Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.07.2020 N 1084) (далее - Правила расчетов).
1.2. Случаи, в которых необходимо представление декларации пожарной безопасности
В рамках реализации мер пожарной безопасности в отношении объектов защиты (зданий, сооружений, производственных объектов) собственнику такого объекта или лицу, которое владеет им на другом законном основании (в частности, на праве аренды, хозяйственного ведения), необходимо разработать и в уведомительном порядке представить декларацию пожарной безопасности. Это нужно сделать в течение шести месяцев со дня приобретения права на объект (ч. 5 ст. 6, ч. 1 ст. 64 Закона).
Декларация пожарной безопасности - это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска (п. 7 ст. 2 Закона). Она предусматривает (ч. 1 ст. 64 Закона):
- оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
- оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
Декларация пожарной безопасности должна составляться в отношении (ч. 1 ст. 64 Закона):
1) объектов защиты, для которых законодательством РФ о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4).
Согласно ч. 1 ст. 49 ГрК РФ такая экспертиза проводится в отношении объектов капитального строительства (т.е. зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и др.), - п. 10 ст. 1 ГрК РФ). При этом в ч. 2, 3, 3.8 ст. 49 ГрК РФ установлены исключения, когда экспертиза проектной документации в отношении объектов капитального строительства не проводится;
2) зданий (их частей) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1.
К ним относятся (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона):
- здания дошкольных образовательных организаций;
- специализированные дома престарелых и инвалидов (не квартирные);
- спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций;
- здания медицинских организаций, предназначенные для оказания медицинской помощи в стационарных условиях (круглосуточно).
Декларация может составляться как на объект защиты в целом, так и на отдельные входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования пожарной безопасности (п. 36 Регламента).
Случаи, в которых не требуется составление декларации пожарной безопасности
Декларация пожарной безопасности не составляется в отношении зданий следующих классов функциональной пожарной опасности (ч. 1 ст. 64 Закона):
- Ф1.3 - многоквартирные жилые дома, в том числе общежития квартирного типа (пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона);
- Ф1.4 - одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные (пп. "г" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона).
Также декларация пожарной безопасности не должна составляться в отношении объектов капстроительства, по которым
не проводится экспертиза проектной документации (ч. 1 ст. 64 Закона). Данные объекты перечислены в ч. 2 ст. 49 ГрК РФ.
Указанная экспертиза может не проводиться по решению застройщика в отношении изменений, внесенных в проектную документацию, которая ранее получила положительное заключение экспертизы, если одновременно выполняются условия, приведенные в ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ.
Не нужна экспертиза проектной документации и в ситуациях, когда для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получать разрешения на строительство (ч. 3 ст. 49 ГрК РФ, ч. 1 ст. 64 Закона).
Однако в отдельных случаях и для этих объектов экспертиза проектной документации может быть обязательна. В частности, если капитальное строительство планируется в границах охранных зон трубопроводов (ч. 2, 2.1 ст. 49 ГрК РФ).
Соответственно, при строительстве или реконструкции указанных объектов с привлечением бюджетных средств необходимо составить декларацию пожарной безопасности.
Кроме того, Правительство РФ вправе определить иные случаи, в которых проведение экспертизы проектной документации не требуется (ч. 3 ст. 49 ГрК РФ).
1.3. Лица, которые обязаны представить декларацию пожарной безопасности, срок ее подачи и орган, в который она представляется
Лица, которые обязаны представить декларацию
Декларацию пожарной безопасности должен разработать и представить собственник объекта защиты или лицо, которое владеет им на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) (ч. 5 ст. 6 Закона).
Лица, обязанные представлять декларацию, должны разработать и подать ее в уведомительном порядке в течение шести месяцев со дня приобретения права на объект защиты (ч. 5 ст. 6 Закона).
Орган, в который подаются документы для регистрации декларации
Декларация пожарной безопасности представляется в подразделение МЧС России. Выбор подразделения зависит от территории, на которой расположен объект защиты (п. 36 Регламента). Документы нужно направить:
- в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ГПН, - если объект защиты, принадлежащий одному собственнику, расположен на территории двух и более федеральных округов, двух и более субъектов РФ в пределах одного федерального округа. Исключения - объекты защиты, принадлежащие организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют структурные подразделения специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, созданные для организации профилактики и тушения пожаров в ЗАТО, в особо важных и режимных организациях, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления ГПН;
- территориальный отдел (отделение, инспекция) соответствующего территориального органа МЧС России - органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъекту РФ, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ГПН, - если объект защиты расположен в пределах территории одного муниципального образования;
- соответствующий орган ГПН специального или воинского подразделения федеральной противопожарной службы - если объект защиты расположен в пределах территорий ЗАТО, особо важных и режимных организаций.
Контактная информация приведена на сайте МЧС России www.mchs.gov.ru, а также на сайтах главных управлений МЧС России по субъектам РФ.
1.4. Последствия непредставления декларации пожарной безопасности или представления декларации, содержащей неполные либо недостоверные сведения
В КоАП РФ ответственность за непредставление декларации пожарной безопасности либо представление ее с неполными или недостоверными сведениями напрямую не установлена. Исходя, в частности, из судебной практики такое поведение может повлечь ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ как за нарушение требований пожарной безопасности. Ответственность установлена в виде предупреждения или штрафа в размере:
- для граждан - от 5 000 до 15 000 руб.;
- для должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб. Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;
- для индивидуальных предпринимателей - от 40 000 до 60 000 руб.;
- для юридических лиц - от 300 000 до 400 000 руб.
Если декларация пожарной безопасности не представлена (представлена с неполными или недостоверными сведениями) в условиях введенного особого противопожарного режима, ответственность в виде штрафа наступает в соответствии с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ. Размер штрафа составляет:
- для граждан - от 10 000 до 20 000 руб.;
- для должностных лиц - от 30 000 до 60 000 руб. Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;
- для индивидуальных предпринимателей - от 60 000 до 80 000 руб.;
- для юридических лиц - от 400 000 до 800 000 руб.
2. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1. Составление декларации пожарной безопасности >>>
2.2. Подготовка документов, прилагаемых к декларации пожарной безопасности >>>
2.3. Представление документов для регистрации декларации пожарной безопасности в подразделение МЧС России >>>
2.4. Регистрация декларации пожарной безопасности >>>
2.1. Составление декларации пожарной безопасности
Декларация пожарной безопасности может составляться как на объект защиты в целом, так и на отдельные здания, сооружения, строения, которые входят в состав объекта и к которым установлены требования пожарной безопасности (п. 36 Регламента). Декларация должна быть составлена согласно форме, утвержденной Приказом МЧС России от 16.03.2020 N 171 (Приложение N 2 к Приказу).
В декларации отражаются следующие сведения:
- функциональное назначение и полное наименование объекта защиты;
- о владельце объекта защиты: организационно-правовая форма юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, индивидуального предпринимателя;
- ОГРН юридического лица;
- ИНН;
- адрес объекта защиты;
- почтовый и электронный адреса, телефон, факс владельца объекта защиты (при наличии);
- о вводе объекта защиты в эксплуатацию, проведении реконструкции, капитального ремонта, изменении класса функциональной пожарной опасности (для объектов защиты, введенных в эксплуатацию);
- дата ввода в эксплуатацию, дата проведения реконструкции, дата капитального ремонта, дата изменения класса функциональной пожарной опасности и объем проведенных работ по реконструкции, капитальному ремонту, реквизиты документов, на основании которых проводились соответствующие работы.
Далее в декларации последовательно заполняются четыре раздела.
Раздел 1. Характеристика объекта защиты.
В данном разделе нужно дать характеристику объекта защиты по следующим параметрам:
- степень огнестойкости;
- класс конструктивной пожарной опасности;
- класс функциональной пожарной опасности;
- высота здания;
- площадь этажа в пределах пожарного отсека здания;
- объем здания;
- количество этажей;
- категория наружных установок по пожарной опасности, категория зданий, сооружений по пожарной и взрывопожарной опасности (указывается для зданий производственного или складского назначения);
- перечень и тип систем противопожарной защиты (системы противодымной защиты, пожарной сигнализации, пожаротушения, оповещения и управления эвакуацией, внутренний и наружный противопожарные водопроводы).
Раздел 2. Оценка пожарного риска, проведенная на объекте защиты.
В форме декларации указано, что данный раздел должен заполняться в том случае, если проводился расчет пожарного риска. Такой расчет не требуется, если выполняются обязательные требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", и требования нормативных документов по пожарной безопасности (ч. 3 ст. 6 Закона).
Также расчет пожарного риска не требуется по объектам, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до вступления в силу Закона (ч. 3 ст. 6 Закона).
В разделе указываются:
- расчетные значения пожарного риска;
- комплекс выполняемых дополнительных инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска, включая перечень и тип систем противопожарной защиты.
Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.07.2020 N 1084. Для оценки пожарного риска его расчетные величины сопоставляются с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Законом (п. 2 Правил расчетов).
Расчетные величины пожарного риска определяются по методикам, утверждаемым МЧС России (п. 3 Правил расчетов).
Методики расчета основываются (п. 4 Правил расчетов):
а) на анализе пожарной опасности объекта защиты;
б) определении частоты возникновения пожаров (реализации пожароопасных ситуаций);
в) построении полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценке последствия воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) учете состава системы обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
е) учете степени опасности для группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара, ведущих к гибели 10 человек и более, при проведении расчета по оценке социального пожарного риска.
На данный момент утверждены следующие методики:
- Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности (утв. Приказом МЧС России от 14.11.2022 N 1140);
- Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах (утв. Приказом МЧС России от 10.07.2009 N 404).
Расчеты по оценке пожарного риска отражаются в виде отчета и прилагаются к декларации (п. 5 Правил расчетов, п. 14 Регламента).
Требования к оформлению отчета утверждены Приказом МЧС России от 29.09.2021 N 645.
Учтите особенности порядка его оформления, которые зависят от названных Методик определения расчетных величин пожарного риска (п. 4.9 СП "Расчет пожарного риска. Требования к оформлению").
Обратите внимание!
В п. 4.9 СП "Расчет пожарного риска. Требования к оформлению" есть ссылка на Методику определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности, утвержденную Приказом МЧС России от 30.06.2009 N 382. Этот документ утратил силу, а заменяющие его положения содержатся в одноименной Методике, утвержденной Приказом МЧС России от 14.11.2022 N 1140.
Раздел 3. Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара.
Данный раздел, согласно форме декларации, может быть заполнен одним из двух способов:
- исходя из собственной оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара. В таком случае сумму ущерба третьим лицам от возможного пожара на объекте защиты составитель декларации определяет самостоятельно (абз. 9 письма МЧС России от 07.04.2010 "Разъяснение по вопросам разработки декларации пожарной безопасности" (данное разъяснение не утратило актуальность после издания МЧС России Приказа от 16.03.2020 N 171 об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности));
- путем приведения реквизитов документов страхования.
Раздел 4. Сведения о выполнении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты.
В данном разделе согласно форме декларации приводится:
1) наименование противопожарного мероприятия:
- противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями;
- наружное противопожарное водоснабжение;
- проезды и подъезды для пожарной техники;
- конструктивные и объемно-планировочные решения, степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности;
- обеспечение безопасности людей при возникновении пожара, эвакуационные пути и выходы;
- обеспечение безопасности пожарно-спасательных подразделений при ликвидации пожара;
- системы противопожарной защиты (системы противодымной защиты, пожарной сигнализации, пожаротушения, оповещения и управления эвакуацией, внутренний и наружный противопожарные водопроводы);
- размещение, управление и взаимодействие оборудования противопожарной защиты с инженерными системами зданий и оборудованием, работа которого направлена на обеспечение безопасной эвакуации людей, тушение пожара и ограничение его развития;
- организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности объекта защиты и противопожарный режим.
2) реквизиты нормативных правовых актов, нормативных документов по пожарной безопасности, перечень статей (частей, пунктов), которые устанавливают требования пожарной безопасности к объекту защиты.
Основными документами, устанавливающими требования к объектам защиты в области противопожарной безопасности, являются Закон, а также Правила противопожарного режима в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479). Перечень действующих документов в области пожарной безопасности приведен в материале о нормах и правилах пожарной безопасности.
Если в отношении объекта защиты предусмотрены требования технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации приводится перечень статей (частей, пунктов) данных документов, требования которых установлены и выполнены для соответствующего объекта защиты (ч. 4 ст. 64 Закона);
3) информация о том, выполняются мероприятия или нет.
В декларации указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) разработавшего ее лица (которое должно заверить декларацию своей подписью), проставляется дата заполнения. При наличии печати декларант также проставляет на ней оттиск печати.
Следует иметь в виду, что наличие печатей для АО и ООО не является обязательным (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Вместе с тем такие организации вправе иметь печать, сведения о наличии которой должны содержаться в уставе.
О возможности составить и представить декларацию пожарной безопасности в электронной форме см. в разделе материала о представлении декларации в орган ГПН.
2.2. Подготовка документов, прилагаемых к декларации пожарной безопасности
К декларации пожарной безопасности, как это предусмотрено в самой форме декларации, должны прилагаться:
1. Расчеты по оценке пожарного риска. Данные расчеты являются составной частью декларации пожарной безопасности (ч. 6 ст. 6 Закона). Расчет оформляется в виде
отчета, в который, в частности, включаются (п. 5 Правил расчетов, п. 4.1 СП "Расчет пожарного риска. Требования к оформлению"):
а) наименование и адрес объекта защиты;
б) анализ пожарной опасности объекта защиты;
в) исходные данные для проведения расчета по оценке пожарного риска;
г) наименование использованной методики расчета по оценке пожарного риска;
д) значения расчетных величин пожарного риска для объекта защиты;
е) вывод о соответствии или несоответствии расчетных величин пожарного риска соответствующим нормативным значениям пожарных рисков, установленным Законом.
Исходные данные в отчете зависят от объекта защиты, в отношении которого производится расчет. Перечни данных предусмотрены:
а) для зданий и сооружений - в п. 6 Правил расчетов;
б) для производственных объектов защиты с наличием наружных установок (оборудования) - в п. 7 Правил расчетов;
в) для производственных объектов защиты с наличием магистральных трубопроводов - в п. 8 Правил расчетов.
Требования к оформлению отчета утверждены Приказом МЧС России от 29.09.2021 N 645.
Учтите особенности порядка его оформления, которые зависят от применяемых Методик определения расчетных величин пожарного риска (п. 4.9 СП "Расчет пожарного риска. Требования к оформлению").
Обратите внимание!
В п. п. 4.1, 4.9 СП "Расчет пожарного риска. Требования к оформлению" есть ссылка на Методику определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности, утвержденную Приказом МЧС России от 30.06.2009 N 382. Этот документ утратил силу, а заменяющие его положения содержатся в одноименной Методике, утвержденной Приказом МЧС России от 14.11.2022 N 1140.
2. Копия страхового полиса (если в разд. II декларации не приводилась собственная оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара).
2.3. Представление документов для регистрации декларации пожарной безопасности в подразделение МЧС России
Для регистрации декларации пожарной безопасности необходимо представить (п. 14 Регламента):
- заявление;
- саму декларацию. Декларация представляется (направляется) заявителем в подразделение МЧС России в двух экземплярах. Если проводились расчеты по оценке пожарного риска в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, то к ней нужно приложить эти расчеты и копию страхового полиса (если он есть).
Декларацию можно представить (направить) одним из следующих способов (п. 14 Регламента):
- лично;
- почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
- в виде электронного документа через Единый портал госуслуг (www.gosuslugi.ru). Декларация должна быть подписана электронной подписью заявителя.
Обратите внимание!
Заявление можно заполнить на Едином портале госуслуг (www.gosuslugi.ru). Для этого необходима усиленная квалифицированная электронная подпись или простая электронная подпись (п. п. 16, 33 Регламента).
Рекомендация: уточните в подразделении МЧС России, можно ли представить (направить) заявление в форме бумажного документа вместе с декларацией одним из способов, которые предусмотрены для нее.
2.4. Регистрация декларации пожарной безопасности
Если принято решение о регистрации декларации, должностное лицо подразделения МЧС России в течение
пяти рабочих дней со дня регистрации заявления вносит сведения в журнал учета деклараций (п. 40 Регламента).
В течение трех рабочих дней со дня внесения сведений в этот журнал и присвоения декларации регистрационного номера один ее экземпляр возвращается заявителю (вручается лично либо направляется по почте заказным письмом с уведомлением или с использованием сети Интернет (если известен адрес электронной почты заявителя)), а второй остается в подразделении МЧС России (п. 40 Регламента).
Общий срок предоставления госуслуги не должен превышать восьми рабочих дней со дня поступления заявления о регистрации декларации (п. 12 Регламента).
Отказ в регистрации декларации пожарной безопасности
Откажут в регистрации декларации в следующих случаях (п. 21 Регламента):
- не представлены документы, указанные в п. 14 Регламента;
- в декларации отсутствуют сведения, которые предусмотрены утвержденной формой.
Дополнительная информация о возможных действиях заявителя при отказе в регистрации декларации либо в случае, если декларация не была зарегистрирована в установленный срок Если заявителю было отказано в регистрации декларации пожарной безопасности либо она не была зарегистрирована в установленный срок, отказ (бездействие) подразделения МЧС России можно обжаловать в досудебном порядке в соответствии со ст. 11.4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (далее - Закон N 210-ФЗ) (ч. 1 ст. 11.4 Закона N 210-ФЗ, Распоряжение Правительства РФ от 17.08.2024 N 2229-р, п. 44 Приложения к Распоряжению Правительства РФ от 17.08.2024 N 2229-р). Такой порядок предусматривает, в частности, следующее: - по общему правилу жалоба подается в электронном виде с использованием Единого портала госуслуг (ч. 2 ст. 11.4 Закона N 210-ФЗ); - жалобу нужно подать в течение 30 календарных дней со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Если этот срок пропущен по уважительной причине, он может быть восстановлен, если одновременно с жалобой подано ходатайство о его восстановлении и должностное лицо, рассматривающее жалобу, признает причину пропуска срока уважительной, а срок подачи ходатайства разумным (ч. 3 ст. 11.4, ч. 10 ст. 11.4 Закона N 210-ФЗ); - заявитель может отозвать жалобу до того, как по ней принято решение. При этом повторно подать жалобу по тем же основаниям он уже не может (ч. 7 ст. 11.4 Закона N 210-ФЗ); - жалоба рассматривается в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Правительство РФ может установить более короткий срок рассмотрения (ч. 11 ст. 11.4 Закона N 210-ФЗ). Требования к содержанию жалобы указаны в ч. 5 ст. 11.4 Закона N 210-ФЗ. Обращаться в суд можно только после досудебного обжалования в соответствии со ст. 11.4 Закона N 210-ФЗ. Исключение - случай, когда в суд обращается гражданин, который не занимается предпринимательской деятельностью (ч. 16 ст. 11.4 Закона N 210-ФЗ). Учтите, что отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в п. п. 3 - 8 ч. 13 ст. 11.4 Закона N 210-ФЗ, не является результатом досудебного обжалования и не может быть основанием для судебного обжалования (ч. 14 ст. 11.4 Закона N 210-ФЗ). С порядком подачи и рассмотрения жалобы можно ознакомиться, например, на Едином портале госуслуг или информационных стендах подразделений МЧС России (п. п. 4, 68 Регламента). Что касается судебного обжалования, то обращаться следует в арбитражный суд (если эксплуатация объекта защиты связана с осуществлением предпринимательской деятельности) или в суд общей юрисдикции (если объект защиты будет эксплуатироваться не для целей предпринимательской деятельности). Заявление будет рассматриваться в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ или гл. 22 КАС РФ соответственно. Обжаловать действие (бездействие) можно в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, ч. 1 ст. 219 КАС РФ). Заявление об оспаривании бездействия может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у органа сохраняется обязанность совершить действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась (ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ). |
3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ПОСЛЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1. Уточнение декларации пожарной безопасности
Уточненную декларацию пожарной безопасности необходимо подать, если изменился класс функциональной пожарной опасности объекта защиты, проведены его капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение (ч. 3 ст. 64 Закона).
Документ подается и регистрируется в порядке, установленном для регистрации декларации. Это следует из п. 35 Регламента.
Срок представления - в течение одного года со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или завершения соответствующих работ (ч. 3 ст. 64 Закона).
Уточненная декларация составляется по утвержденной форме и представляется в подразделение МЧС России в двух экземплярах. К декларации прилагаются копии документов, подтверждающих изменения (п. п. 15, 37 Регламента).
Собственник или законный владелец объекта защиты вправе представить декларацию в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 7 ст. 64 Закона, п. 14 Регламента). Полагаем, что данное правило распространяется и на уточненную декларацию.
Обратите внимание!
Регламент не приведен в соответствие с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности. Считаем, что Регламент применяется в части, не противоречащей Закону.