Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 10.03.2016 N 4а-13/2016
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок решения органа, осуществляющего государственный (муниципальный) контроль).
Решение: В удовлетворении требования отказано.

Постановление Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 10.03.2016 N 4а-13/2016
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок решения органа, осуществляющего государственный (муниципальный) контроль).
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Содержание


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2016 г. N 4а-13-16
Председатель Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Горева Л.Т., рассмотрев жалобу представителя по доверенности З. в интересах МБОУ "Теплоключевская средняя общеобразовательная школа" на постановление мирового судьи судебного участка N 30 Томпонского района РС (Я) от 04 сентября 2015 года, решение Томпонского районного суда РС (Я) от 20 ноября 2015 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения "Теплоключевская средняя общеобразовательная школа" (далее - МБОУ "Теплоключевская СОШ"),
установил:
Постановлением мирового судьи по судебному участку 30 Томпонского района РС (Я) от 04 сентября 2015 года МБОУ "Теплоключевская средняя общеобразовательная школа" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 90 000 рублей.
Решением Томпонского районного суда РС (Я) от 20 ноября 2015 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Саха (Якутия), заявитель ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, считая их незаконными.
Изучение дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела усматривается, что 19 августа 2015 года при проведении внеплановой выездной проверки МБОУ "Теплоключевская СОШ" выявлено неисполнение в срок пункта 3 Предписания, а именно: в нарушение п. 7 ст. 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не обеспечено дублирование сигналов автоматической установки пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, срок для устранения которого истек 01 августа 2015 года.
В связи с выявленным фактом невыполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, в отношении МБОУ "Теплоключевская СОШ" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения юридическим лицом административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств: протоколом об административном правонарушении от 26 августа 2015, распоряжением N... от 17 августа 2015 о проведении плановой выездной проверки, актом проверки от 19 августа 2015, предписанием по устранению нарушений требований пожарной безопасности N... от 24 декабря 2014 и другими материалами дела.
Вышеперечисленным доказательствам, отвечающим требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, с соблюдением правил ст. 26.11 КоАП РФ, мировым судьей дана обоснованная правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности и сделан правильный вывод о виновности МБОУ "Теплоключевская СОШ" в совершении административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что положения ч. 4 ст. 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ не распространяется на требования к зданию МБОУ "Теплоключевская СОШ", введенного в эксплуатацию в 2004 году, основаны на неверном толковании норм права и не влекут отмену судебных актов.
В силу ст. 6 Закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Как установлено судом, МБОУ "Теплоключевская СОШ" не выполнило в установленные сроки законные требования предписания N... от 24.12.2014 года, в части устранения нарушений требований п. 7 ст. 83 Закона N 123-ФЗ.
Согласно ч. 4 ст. 4 Закона N 123-ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.
Руководствуясь указанной статьей, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что требования предписания N... от 24.12.2014 года являются законными.
Довод надзорной жалобы о том, МБОУ "Теплоключевская СОШ" не может быть субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, так как оно не является собственником подвергнутого проверке здания, основан на ошибочном толковании норм права.
Из Устава МБОУ "Теплоключевская СОШ" следует, что учреждение является юридическим лицом (некоммерческой организацией) и вправе самостоятельно использовать имущество, закрепленное за ним учредителем на праве оперативного управления для обеспечения финансирования основных направлений уставной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Бюджетное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, владеет, пользуется, распоряжается имуществом на праве оперативного управления.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N ФЗ-69 "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Так как здание, занимаемое МБОУ "Теплоключевская СОШ", закреплено за ним на праве оперативного управления, названное учреждение является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности, поскольку владение и пользование этим имуществом предполагает соблюдение юридическим лицом установленных законодательством требований пожарной безопасности при его использовании.
Предписание об устранении нарушений обязательно для исполнения всеми должностными лицами, гражданами, юридическими лицами, независимо от организационно - правовой формы последних, осуществляющими свою деятельность. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет административную ответственность в соответствии с ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Все нарушения требований пожарной безопасности, отраженные в предписании от 24.12.2014 года, представляют собой непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в зданиях и помещениях МБОУ "Теплоключевская СОШ", могут повлечь тяжкие последствия вследствие возможного возникновения пожара и за данные нарушения наступает административная ответственность, поскольку они подлежат обязательному устранению.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Выводы о виновности МБОУ "Теплоключевская СОШ" сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по делу доказательств, которые были оценены судьей в совокупности на предмет достоверности, достаточности и допустимости, в соответствии с правилами ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы представителя МБОУ "Теплоключевская СОШ" на постановление мирового судьи от 04 сентября 2015 года судьей районного суда дело проверено в полном объеме, в решении судьи дана объективная правовая оценка всем доводам жалобы, приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения МБОУ "Теплоключевская СОШ" к административной ответственности по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановление о привлечении МБОУ "Теплоключевская СОШ" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
В удовлетворении жалобы З. - отказать.
Постановление мирового судьи судебного участка N 30 Томпонского района РС (Я) от 04 сентября 2015 года, решение Томпонского районного суда РС (Я) от 20 ноября 2015 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения "Теплоключевская средняя общеобразовательная школа", - оставить без изменения.
Председатель Верховного Суда
Республики Саха (Якутия)
Л.Т.ГОРЕВА