Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Суда Чукотского автономного округа от 14.02.2017 N 7а-2/2017
Требование: О привлечении к административной ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах).
Постановление Суда Чукотского автономного округа от 14.02.2017 N 7а-2/2017
Требование: О привлечении к административной ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах).
Содержание
Отменяя постановление заместителя госинспектора Я. и прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено данное постановление, судья Билибинского районного суда исходил из того, что в протоколе об административном правонарушении от 8 июля 2016 года отсутствует указание на дату совершения правонарушения, место, время совершения и событие административного правонарушения, следовательно, данный протокол составлен должностным лицом с нарушением требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в связи с чем не может быть признан допустимым доказательством по делу. Допущенные нарушения не могут быть устранены ни должностным лицом при рассмотрении дела и вынесении постановления, ни судом при рассмотрении жалобы на это постановление, возможность возвращения протокола должностному лицу, его составившему, на стадии рассмотрения жалобы в порядке главы 30 КоАП РФ отсутствует
СУД ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 февраля 2017 г. N 7а-2/2017
Заместитель председателя суда Чукотского автономного округа Калинина Н.Л., рассмотрев жалобу заместителя главного государственного лесного инспектора федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), заместителя главного государственного инспектора федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Чукотского автономного округа, начальника Управления лесами Я. (далее - заместитель госинспектора) на вступившее в законную силу решение судьи Билибинского районного суда Чукотского автономного округа от 28 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении юридического лица Акционерного общества "Чукотэнерго" (далее - АО "Чукотэнерго"),
установил:
постановлением заместителя госинспектора Я. от 15 июля 2016 года юридическое лицо АО "Чукотэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Решением судьи Билибинского районного суда Чукотского автономного округа от 28 сентября 2016 года вышеуказанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено по
п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В жалобе на вступившее в законную силу решение судьи Билибинского районного суда от 28 сентября 2016 года заместитель госинспектора Я., указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит протокол об административном правонарушении от 8 июля 2016 года признать допустимым доказательством по делу, постановление о назначении административного наказания от 15 июля 2016 года - законным и обоснованным; решение судьи Билибинского районного суда Чукотского автономного округа от 28 сентября 2016 года отменить, вынести по делу об административном правонарушении новое решение.
В возражениях на жалобу заместителя госинспектора Я. АО "Чукотэнерго", находя решение Билибинского районного суда Чукотского автономного округа от 28 сентября 2016 года соответствующим фактическим обстоятельствам дела и основанным на правильном толковании норм материального и процессуального права, просит его оставить без изменения, жалобу Я. - без удовлетворения.
Прокурор Чукотского автономного округа в возражениях на жалобу заместителя госинспектора Я. указывает на законность и обоснованность решения судьи Билибинского районного суда, на отсутствие оснований для удовлетворения жалобы.
Изучив состоявшееся по делу судебное постановление, проверив материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы жалобы заместителя госинспектора Я., нахожу решение судьи Билибинского районного суда Чукотского автономного округа от 28 сентября 2016 года законным и обоснованным.
Частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Указанная норма является бланкетной, то есть отсылочной, и для привлечения к административной ответственности по данной
статье требуется установить нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 8 июля 2016 года Акционерным обществом "Чукотэнерго" совершено административное правонарушение, предусмотренное
ч. 1 ст. 8.32 КоАп РФ, выразившееся в следующем: как следует из содержания протокола N 2 "О лесном пожаре N 2Б" от 6 июня 2016 года по данным ГАУ ЧАО "База авиационной охраны лесов" 4 июня 2016 года в 22 часа 15 минут был обнаружен лесной пожар в районе в районе среднего течения ручья Золотистый. Пожар возник в лесном фонде Билибинского участкового лесничества (квартал 123, выдел N 13), азимут 120 градусов, удаление от г. Билибино 52 километра. Площадь пожара в момент обнаружения 6 гектар. Пдощадь пожара после ликвидации составляет 23 гектара. Предполагаемая причина пожара - соприкосновение высоковольтного провода линии электропередач (ЛЭП) с верхушками деревьев (лиственницы).
Собственник и класс напряженности ЛЭП были установлены в процессе проведения административного расследования. Собственником ЛЭП является АО "Чукотэнерго". Класс напряжения ЛЭП составляет 110 кВ. Наименование ЛЭП "Бета-Алискерово". Свидетельство о государственной регистрации права серия <данные изъяты> от 14.09.2011 г.
Далее в протоколе приводятся нормы
чч.1,
2 ст. 51,
ч. 1 ст. 52,
пп. 1,
4 ч. 1,
ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации, подп."а,
б" п. 21,
пп. 22,
23,
24 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 г. N 160, пп. 34, 35, 38 Правил пожарной безопасности в лесах.
Отменяя постановление заместителя госинспектора Я. и прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено данное постановление, судья Билибинского районного суда исходил из того, что в протоколе об административном правонарушении от 8 июля 2016 года отсутствует указание на дату совершения правонарушения, место, время совершения и событие административного правонарушения, следовательно, данный протокол составлен должностным лицом с нарушением требований
ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в связи с чем не может быть признан допустимым доказательством по делу. Допущенные нарушения не могут быть устранены ни должностным лицом при рассмотрении дела и вынесении постановления, ни судом при рассмотрении жалобы на это постановление, возможность возвращения протокола должностному лицу, его составившему, на стадии рассмотрения жалобы в порядке
главы 30 КоАП РФ отсутствует.
Указанные выводы судьи являются законными и обоснованными, надлежащим образом мотивированными, а довод жалобы заместителя госинспектора Я. о том, что в протоколе об административном правонарушении от 8 июля 2016 года указаны время, место и событие административного правонарушения, - не соответствующим действительности.
В соответствии с
п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит в числе прочих обстоятельств наличие события административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со
ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены
ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
Исходя из данной нормы, в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения, статья
КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в
п. 4 постановления от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в
ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, заключается в нарушении правил пожарной безопасности в лесах. Учитывая, что данная норма является бланкетной, при описании события административного правонарушения в протоколе в обязательном порядке должны быть указаны нормы Правил пожарной безопасности в лесах, нарушенные лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Как правильно указал судья в решении от 28 сентября 2016 года, в протоколе об административном правонарушении от 8 июля 2016 года указаны время, место и обстоятельства пожара, произошедшего 6 июня 2016 года в лесном фонде Билибинского участкового лесничества, тогда как должны быть указаны место, время и событие административного правонарушения, вменяемого в вину АО "Чукотэнерго".
В протоколе об административном правонарушении от 8 июля 2016 года не отражены обстоятельства правонарушения, совершенного АО "Чукотэнерго", отсутствует ясное описание события административного правонарушения, достаточного для квалификации действий юридического лица по
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, то есть из содержания протокола об административном правонарушении невозможно установить, какие именно действия (бездействие) АО "Чукотэнерго" образуют объективную сторону вменяемого ему административного правонарушения. Сам по себе факт пожара, произошедшего 6 июня 2016 года, не свидетельствует о том, что юридическим лицом допущены какие-либо нарушения Правил пожарной безопасности в лесах. Простое перечисление норм Лесного
кодекса Российской Федерации и Правил пожарной безопасности в лесах в протоколе об административном правонарушении безотносительно к конкретным действиям (бездействию) юридического лица также не является изложением события административного правонарушения.
Вопреки доводам заместителя госинспектора Я. в жалобе, наличие других материалов дела об административном правонарушении, подтверждающих факт совершения правонарушения, в отсутствие надлежащим образом оформленного протокола об административном правонарушении не может явиться основанием для привлечения лица к административной ответственности, поскольку именно протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, на основании которого принимается решение по делу об административном правонарушении. Именно в этом документе фиксируются основные сведения, отражающие существо совершенного правонарушения, поэтому при наличии в нем существенных недостатков дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено по существу, производство по делу подлежит прекращению либо в ходе рассмотрения его по существу или в процессе обжалования, опротестования.
Кроме того, в силу положений
ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, существу вмененного административного правонарушения.
Исходя из смысла и содержания указанной нормы закона, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых
ст. 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, неправильное описание события административного правонарушения влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишает его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.
При таких обстоятельствах не усматриваю необходимости входить в обсуждение иных доводов жалобы, поскольку они не имеют правового значения для оценки законности и обоснованности принятого судьей Билибнского районного суда 28 сентября 2016 года решения.
Учитывая, что судьей Билибинского районного суда при вынесении решения не допущены существенные нарушения норм процессуального права, которые повлияли бы на исход дела, отсутствуют основания для отмены или изменения вступившего в законную силу решения судьи Билибинского районного суда от 28 сентября 2016 года.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь
ст. 30.17,
30.18 КоАП РФ, заместитель председателя суда Чукотского АО
постановил:
решение судьи Билибинского районного суда <адрес> от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении юридического лица Акционерного общества "Чукотэнерго" оставить без изменения, жалобу заместителя главного государственного лесного инспектора федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), заместителя главного государственного инспектора федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Чукотского автономного округа, начальника Управления лесами Я.- без удовлетворения.
Заместитель председателя суда
Чукотского автономного округа
Н.Л.КАЛИНИНА