Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Сахалинского областного суда от 28.01.2016 по делу N 4а-5/2016
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказано наличие в действиях общества составов вменяемых ему правонарушений.


Постановление Сахалинского областного суда от 28.01.2016 по делу N 4а-5/2016
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказано наличие в действиях общества составов вменяемых ему правонарушений.

САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2016 г. по делу N 4а-5/2016
Федеральный судья - Ю.И. Хаиров
Заместитель председателя Сахалинского областного суда Усольцева И.В., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>" К.А.В. на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора Охинского района по пожарному надзору от 13 августа 2015 года и решение судьи Охинского городского суда от 14 сентября 2015 года по делу о привлечении указанного общества к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением главного государственного инспектора Охинского района по пожарному надзору от 13 августа 2015 года N общество с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>" (далее - ООО "<данные изъяты>") привлечено к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 75000 рублей.
Решением судьи Охинского городского суда от 14 сентября 2015 года указанное постановление оставлено без изменения.
11 декабря 2015 года на вышеуказанные вступившие в силу акты поступила жалоба законного представителя ООО "<данные изъяты>", который просит их отменить и прекратить производство по делу. Считает, что должностным лицом при производстве по делу были допущены нарушения требования части 3 статьи 1.5 и части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не был исследован вопрос о возможности соблюдения юридическим лицом норм и правил. Полагает, что судом необоснованно не приняты во внимание доводы относительно невозможности предотвращения нарушений пожарной безопасности в силу незаконной деятельности прежнего руководителя обществом. Считает необоснованными выводы суда о небольшой затратности мероприятий по устранению выявленных нарушений, поскольку судом не были определены ни виды затрат, ни их размер.
Дело истребовано из Охинского городского суда и поступило в Сахалинский областной суд 29 декабря 2015 года.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, согласно распоряжению главного государственного инспектора Охинского района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ N государственным инспектором в ООО "<данные изъяты>" проведена плановая выездная проверка соблюдения учреждением обязательных требований пожарной безопасности по объектам: офисное помещение, расположенное по адресу: <адрес> и автостояночные боксы, столярный цех, расположенные по адресу: <адрес>.
В процессе проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, которые явились основанием для привлечения ООО "<данные изъяты>" к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно:
- в нарушение пункта 3 Правил противопожарного режима в РФ противопожарные инструктажи с работниками ООО "<данные изъяты>" проводятся лицом, не обученным мерам пожарной безопасности и не прошедшим пожарно-технический минимум;
- в нарушение пункта 6 Правил противопожарного режима в РФ в помещении офиса объекта защиты не обеспечено наличие таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны;
- в нарушение статей 53 и 84 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пункта 7 Правил противопожарного режима в РФ планы эвакуации людей при пожаре, размещенные помещения объекта защиты по адресу: <адрес>, не соответствуют требованиям ГОСТ Р 12.2.143.2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля";
- в нарушение пункта 6 статьи 52 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 21 Правил противопожарного режима в РФ, СНиП 21-01-97 и приложение к нему МДС 21-1.98 не проведена обработка огнезащитным составом деревянных конструкций крыши и кровли административно-производственного строения и автомобильных боксов объекта защиты, расположенных по адресу: <адрес>;
- в нарушение подпунктов "а" и "б" пункта 42 Правил противопожарного режима в РФ в производственных помещениях и автомобильных боксов объекта защиты, расположенных по адресу: <адрес>, допускается эксплуатация электропроводов и кабелей с видимыми нарушениями изоляции, а также допускается пользование электроустановочными изделиями без защитных, изоляционных корпусов (крышек) либо имеющими повреждения;
- в нарушение подпункта "в" пункта 42 Правил противопожарного режима в РФ в офисном помещении, производственных помещениях, автомобильных боксах в туалете объекта защиты допускается эксплуатация электросветильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
- в нарушение части 4 статьи 107 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 57 Правил противопожарного режима в РФ установленные в автостояночном боксе объекта защиты пожарные шкафы, предназначенные для размещения в них первичных средств пожаротушения - пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода и средств обеспечения их использования, изготовлены из горючих материалов и не имеют элементов для обеспечения из опломбирования;
- в нарушение пункта 57 Правил противопожарного режима в РФ в автостояночном боксе объекта защиты пожарные рукава со стволами не присоединены к пожарному крану внутреннего противопожарного водопровода;
- в нарушение пунктов 61 и 63 Правил противопожарного режима в РФ, статей 51, 52, 54, 83, 84 и 91 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Свода правил СП 5.13130.2009 "Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические", НПБ 110-03, СНиП 21-02-99 административные и производственные помещения, а также автомобильные боксы объекта защиты, расположенные по адресу: <адрес>, не оборудованы системой обнаружения пожара (установкой и системой пожарной сигнализации);
- в нарушение пунктов 61, 63 и 66 Правил противопожарного режима в РФ, статей 52, 53, 54, 83, 84 и 91, главы 21 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Свода правил СП 3.13130.2009 "Системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре" административные и производственные помещения, а также автомобильные боксы объекта защиты, расположенные по адресу: <адрес>, не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей;
- в нарушение статьи 53 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 33 и 43 Правил противопожарного режима в РФ, пункта 6.1.4 ГОСТ Р 12.4.026-2001 "Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначения и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний" в помещениях и автомобильных боксах объекта защиты, расположенного по адресу: <адрес>, эвакуационные пути и выходы не обеспечены знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ, не выполнены с внешним или внутренним освещением (подсветкой) от аварийного источника электроснабжения и (или) на основе фотолюминесцентных материалов.
Учитывая изложенное, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, судьей сделан обоснованный вывод о наличии в действиях ООО "<данные изъяты>" состава административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наличие выявленных нарушений требований пожарной безопасности обществом не оспаривается.
Нарушений должностным лицом при производстве по делу требований части 3 статьи 1.5 и части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО "<данные изъяты>" были предприняты все зависящие меры по соблюдению требований пожарной безопасности, не представлены такие доказательства обществом и в суд.
Указание в жалобе на невозможность предотвращения нарушений пожарной безопасности в силу незаконной деятельности прежнего руководителя обществом, не может служить основанием для отмены решения судьи, поскольку обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности не ставиться в зависимость от смены руководства и от наличия у привлекаемого к административной ответственности юридического лица долга.
Выводы суда о небольшой затратности мероприятий по устранению выявленных нарушений, правового значения для рассматриваемого дела не имеют.
При таком положении, учитывая, что по делу правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Сахалинского областного суда
постановила:
постановление главного государственного инспектора Охинского района по пожарному надзору от 13 августа 2015 года и решение судьи Охинского городского суда от 14 сентября 2015 года по делу о привлечении общества с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>" к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>" К.А.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Сахалинского областного суда
И.В.УСОЛЬЦЕВА