Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Президиума Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 16.07.2015 N 44Г-47/2015
Об отмене апелляционного определения по делу по иску об оспаривании задержки присвоения очередного специального звания, компенсации морального вреда в части возложения обязанности присвоить специальное звание "подполковник внутренней службы", оставлено в силе решение Якутского городского суда РС (Я) от 15 января 2015 г.
Постановление Президиума Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 16.07.2015 N 44Г-47/2015
Об отмене апелляционного определения по делу по иску об оспаривании задержки присвоения очередного специального звания, компенсации морального вреда в части возложения обязанности присвоить специальное звание "подполковник внутренней службы", оставлено в силе решение Якутского городского суда РС (Я) от 15 января 2015 г.
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2015 г. N 44-г-47/2015
Президиум Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего - Горевой Л.Т.,
членов президиума - Данилова А.Р., Дмитриевой Л.А., Летучих Л.Е., Седалищева А.Н.,
при секретаре Н.,
по кассационной жалобе представителя ответчика по доверенности К. рассмотрел гражданское дело по иску М. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) об оспаривании задержки присвоения очередного специального звания, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Данилова А.Р., президиум Верховного Суда Республики Саха (Якутия)
установил:
М., .........., проходит службу в ГУ МЧС России по РС (Я) в должности.......... отдела...........
Специальное звание ".........." М. было присвоено приказом ГУ МЧС России по РС (Я) N... от 28 октября 2009 г.
Приказами от 28 мая 2014 года N... и N... от 03 июня 2014 г. М. был уволен со службы, но восстановлен на службе в ранее занимаемой должности с 4 июня 2014 г. в судебном порядке -
определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РС (Я) от 29 октября 2014 г.
Истец обратился в суд с данным иском, которым он оспорил приказ N... от 29 октября 2014 г. о создании комиссии по служебной проверке и решение ГУ МЧС России по РС (Я) от 31 октября 2014 г. о задержке присвоения очередного специального звания. Свои требования истец обосновал тем, что на момент обращения с рапортом о присвоении очередного специального звания он дисциплинарных взысканий не имел, в решении не указаны установленные
Положением о службе в органах внутренних дел РФ основания для задержки присвоения очередного звания.
Истец просил суд отменить приказ о создании комиссии, признать незаконным решение комиссии о задержке представления его к присвоению очередного специального звания, возложить на начальника ГУ МЧС России по РС (Я) обязанность присвоить ему специальное звание "..........", взыскать компенсацию морального вреда, который истцом в денежном выражении оценен в размере.......... рублей.
Решением Якутского городского суда РС (Я) от 15 января 2015 г. иск удовлетворен частично. Суд признал незаконными и отменил приказ ГУ МЧС России по РС (Я) N... от 29 октября 2014 г. о создании комиссии для проведения служебной проверки в отношении.......... М., решение ГУ МЧС России по РС(Я) от 31 октября 2014 г. о задержке представления к присвоению очередного специального звания "..........".......... М.; взыскал с ГУ МЧС России по РС (Я) в пользу истца компенсацию морального вреда в размере.......... руб.
В удовлетворении требований о возложении обязанности о присвоении специального звания ".........." - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РС (Я) от 16 марта 2015 г. решение суда первой инстанции отменено в части отказа в возложении обязанности по присвоению специального звания, и в этой части принято новое решение, которым на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) возложена обязанность присвоить М. специальное звание "подполковник внутренней службы".
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд РС (Я) 23 апреля 2015 г., представитель ГУ МЧС РФ по РС (Я) просит пересмотреть состоявшиеся судебные постановления в полном объеме, ссылаясь на нарушения судами первой и апелляционной инстанции норм материального права вследствие ненадлежащего исследования и оценки обстоятельств дела.
По запросу судьи Верховного Суда РС (Я) от 20 мая 2015 г. дело истребовано для проверки и определением судьи Верховного Суда РС (Я) от 16 июня 2015 г. кассационная жалоба с делом, поступившей 26 мая 2015 г., передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев дело по доводам кассационной жалобы, находит апелляционное определение подлежащим отмене, в части возложения на ответчика обязанности по присвоению истцу специального звания "подполковник внутренней службы".
Согласно положениям
статьи 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В настоящем случае допущены подобные нарушения и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов ответчика, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Суд апелляционной инстанции, частично отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования истца в полном объеме, исходил из того, что поскольку приказ о создании комиссии для проведения служебной проверки в отношении М. и решение о задержке представления его к присвоению очередного специального звания признаны незаконными, то в этом случае также не имеется, предусмотренных
статьей 32 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, оснований для задержки присвоения очередного специального звания.
Между тем, вывод суда апелляционной инстанции о возложении на ведомство обязанности присвоить специальное звание основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с
п. 91 Инструкции "О порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", утвержденной Приказом МЧС России от 03.11.2011 N 668, присвоение очередных специальных званий сотрудникам ГУ МЧС России осуществляется в порядке, установленном
статьями 22 -
33 Положения о службе в органах внутренних дел, и лицами в соответствии с полномочиями, установленными
Приказом МЧС России от 21.07.2003 N 442 "О правах и полномочиях должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по применению Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в отношении подчиненных им лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Согласно
части 1 статьи 22 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1, специальные звания сотрудникам органов внутренних дел присваиваются персонально с учетом их квалификации, образования, отношения к службе, выслуги лет и занимаемой штатной должности, а также других условий, предусмотренных данным
Положением.
Указанная норма, регулируя присвоение специальных званий сотрудникам органов внутренних дел, направлена на обеспечение последовательного прохождения службы указанными лицами и возможности их дальнейшего продвижения по службе.
Перечень должностных лиц и их полномочий по назначению на должности, освобождению от должностей, присвоению специальных званий и увольнению со службы лиц рядового и начальствующего состава государственной противопожарной службы утвержден Приказом МЧС России от 25 декабря 2001 года N....
Согласно
разделу 3 данного Перечня, очередные специальные звания среднего и старшего начальствующего состава до подполковника внутренней службы включительно, присваиваются приказами должностных лиц, имеющих право на назначение на должности лиц указанных составов.
Принимая решение о возложении обязанности на ГУ МЧС России по РС (Я) о присвоении М. специального звания "..........", суд апелляционной инстанции не учел, что действующим специальным законодательством установлено, что вопросы присвоения очередных специальных званий оформляются приказом руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного руководителя при соблюдении определенной законом процедуры, в частности, приведенного выше Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Суд в данном случае такими полномочиями не наделен.
Суд первой инстанции в своем решении, признав незаконными и отменив оспариваемые акты, устранил препятствия к осуществлению гражданином своих прав на присвоение ему очередного специального звания в связи с прохождением службы в системе МЧС России, но, не вторгаясь при этом в полномочия должностных лиц МЧС России, которые предоставлены им специальными нормативными актами.
Суд апелляционной инстанции не учел требования специальных норм, специфики возникших правоотношений и особого статуса лиц, проходящих службу в МЧС России, что привело к принятию неправосудного решения, которым на ведомство неправомерно возложена безусловная обязанность - присвоить истцу специальное звание "..........".
Исходя из изложенного, определение суда апелляционной инстанции в указанной части не может быть признано законным и обоснованным, как вынесенное вследствие неправильного толкования и применения приведенных норм материального права.
постановил:
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2015 г. по данному делу отменить в части возложения на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) обязанности присвоить М. специальное звание "подполковник внутренней службы" и оставить в силе решение Якутского городского суда РС (Я) от 15 января 2015 г.
Председатель
Верховного Суда Республики Саха (Якутия)
Л.Т.ГОРЕВА