Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Президиума Сахалинского областного суда от 23.12.2016 N 44Г-46/2016
Требование: О признании незаконным решения комиссии, признании права на постановку на учет, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Оспариваемым решением истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с непредставлением копий финансовых лицевых счетов по месту жительства и регистрации его супруга за последние пять лет.
Решение: Требование удовлетворено частично.


Постановление Президиума Сахалинского областного суда от 23.12.2016 N 44Г-46/2016
Требование: О признании незаконным решения комиссии, признании права на постановку на учет, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Оспариваемым решением истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с непредставлением копий финансовых лицевых счетов по месту жительства и регистрации его супруга за последние пять лет.
Решение: Требование удовлетворено частично.

ПРЕЗИДИУМ САХАЛИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2016 г. N 44г-46/2016
Президиум Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего - Короля М.Н.,
членов президиума - Втулкина В.А., Горовко А.А., Малеванного В.П.,
Пискуновой Н.В.,
при секретаре - Л.О.В.
рассмотрел гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения комиссии, признании права на постановку на учет и возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты
по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 16 августа 2016 года.
Заслушав доклад судьи Сахалинского областного суда Роговой Л.В., объяснения ФИО1 и ее представителя ФИО2, поддержавших кассационную жалобу, возражения представителя Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) ФИО5, президиум
установил:
21 июля 2015 года ФИО1 предъявила к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее ФСИН России) иск о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, которым ей отказано в постановке на учет для получения предусмотренной статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Просила признать за ней право на получение указанной выплаты на состав семьи из трех человек и обязать ответчика принять ее на соответствующий учет со дня подачи ею первоначального рапорта.
В заявлении истица указала, что является пенсионером уголовно-исполнительной системы России, ее выслуга лет в календарном исчислении составляет более 11 лет. 22 ноября 2013 года она подала в жилищную комиссию УФСИН России по Сахалинской области рапорт о постановке ее на учет в целях получения названной единовременной социальной выплаты, приложив необходимые документы. Решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ признано, что предоставленные ею с рапортом документы с последующим их дополнением соответствуют предъявляемым требованиям, сформировано учетное дело и направлено для принятия решения в комиссию ФСИН России, которая приняла обжалуемое решение по тому основанию, что ею не представлена копия финансового лицевого счета за последние 5 лет по месту жительства ее супруга ФИО3 Однако, оснований для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты не имелось, т.к. с 2009 года фактическим местом жительства супруга является <адрес>, где он проживает вместе с ней и их дочерью. На это жилое помещение ею были представлены выписка из домовой книги и справки (копии) финансово-лицевого счета за 2011-2013 годы, а также справка о том, что финансово-лицевые счета за 2009-2010 годы не сохранились, а комиссия УФСИН России по Сахалинской области сочла представленные документы достаточными.
Определениями Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Сахалинской области и комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечен ФИО3 Решением Южно-Сахалинского городского суда от 14 января 2016 года иск ФИО1 удовлетворен частично.
Признано незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, которым ФИО1 отказано в постановке на учет для получения указанной единовременной социальной выплаты.
Этим же решением за ФИО1 признано право на постановку на учет в составе семьи из трех человек для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и на ФСИН России возложена обязанность поставить ФИО1 на соответствующий учет на основании ее рапорта от ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Южно-Сахалинского городского суда от 14 января 2016 года отменено, по делу вынесено новое решение, которым ФИО1 в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
В кассационной жалобе, поданной и поступившей в Сахалинский областной суд 19 октября 2016 года, ФИО1 просит отменить апелляционное определение по основанию неправильного применения положений подпункта "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и иных федеральных органах исполнительной власти. Поскольку ее супруг ФИО3 с 2009 года фактически проживает одной семьей с нею в занимаемом ею жилом помещении, но до 2011 года был зарегистрирован в другом жилом помещении, то она не была обязана представлять в комиссию копии финансовых лицевых счетов на то жилье, где он фактически не проживал, а суд апелляционной инстанции пришел к обратному выводу. Справку от ДД.ММ.ГГГГ с места регистрации ее супруга в жилом помещении, расположенном в другом населенном пункте, о непредоставлении коммунальных услуг в связи с отсутствием централизованного водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения и потому финансовый лицевой счет не ведется, суд апелляционной инстанции посчитал тем документом, который она была обязана представить до решения комиссии ФСИН России об отказе в принятии ее на учет для получения социальной выплаты. Однако, эта справка не подтверждает требуемые сведения о фактическом проживании либо непроживании супруга по месту регистрации, учитывая, что необходимые документы по месту фактического совместного проживания с семьей она представила своевременно.
Как на нарушение в жалобе также указано, что при отмене решения суда первой инстанции не были учтены требования пунктов 10, 10.1 и 10.2 Порядка формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты. Территориальная комиссия (подкомиссия) обязана проверять сведения, представленные сотрудником документы на предмет их соответствия установленному порядку их оформления и при выявлении недостатков должна возвратить заявителю документы с указанием в письменном виде причин возврата. Жилищно-бытовая комиссия УФСИН по Сахалинской области в представленном ею пакете документов недостатков не выявила, поэтому последующий отказ комиссии УФСИН России в постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты не должен умалять ее права быть поставленной на такой учет.
Дело истребовано из суда первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ и поступило в Сахалинский областной суд ДД.ММ.ГГГГ.
Определением судьи Сахалинского областного суда ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Сахалинского областного суда.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, президиум находит обжалуемое апелляционное определение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ).
Статьей 4 Федерального закона N 283-ФЗ предусмотрено, что сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (пункт 1).
Такая единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; и иное (пункты 4 и 5).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила).
Пунктом 5 названных выше Правил установлено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
В этом же пункте определено, что к заявлению прилагаются, помимо прочего, выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з").
На основании заявления и документов, перечисленных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил).
При этом, заявление и документы, перечисленные в пункте 5 Правил, изначально подаются сотрудником учреждения и органа уголовно-исполнительной системы в комиссию территориального органа ФСИН России, созданную во исполнение пункта 2 названного выше Постановления Правительства от 24 апреля 2013 года N 369 на основании Приказа ФСИН России от 29 августа 2013 года N 496. Этим же Приказом ФСИН России утвержден Порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с указанного учета.
Из материалов истребованного дела следует и установлено судом, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходила службу в УФСИН России по Сахалинской области и выслуга лет ко дню ее обращения с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты определена в размере 11 лет 10 месяцев 25 дней (л.д. 18).
ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом она направила в УФСИН России по Сахалинской области рапорт о постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты с приложением по описи пакета документов, а ДД.ММ.ГГГГ направила второй рапорт с приложением дополнительных документов (л.д. 19-31).
Решением комиссии по жилищно-бытовым вопросам УФСИН России по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом N, представленные ФИО1 с рапортом документы были признаны собранными в соответствии с пунктом 5 Правил, учетное дело сформировано и направлено для принятия решения в комиссию ФСИН России (л.д. 40).
Решением ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с непредставлением копий финансовых лицевых счетов по месту жительства и регистрации ФИО3 - супруга ФИО1 за последние пять лет (л.д. 32-33).
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск в части необоснованного отказа в постановке ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты и возлагая на ответчика обязанность принять истицу на учет, указал, что жилой <адрес>, где в <адрес> до января 2011 года был зарегистрирован по месту жительства ее супруг ФИО3, является частным домовладением, коммунальные услуги по этому дому не предоставляются, поэтому финансовые лицевые счета не ведутся, соответственно требование о предоставлении таковых является необоснованным.
Отменяя это решение, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в соответствии с пунктами 5 и 7 Правил ФИО1 обязана была представить за последние пять лет до дня подачи рапорта либо копии финансовых лицевых счетов с места жительства ее супруга в селе <адрес>, Холмского района, Сахалинской области, либо документ, подтверждающий невозможность их получения, чего представлено не было. Представление ею справки об отсутствии финансовых лицевых счетов на этот жилой дом уже после принятия комиссией ФСИН России решения об отказе в постановке на учет для получения социальной выплаты основанием для отмены оспариваемого ею решения не является, с чем согласиться нельзя.
В соответствии с пунктами 10, 10.1, 10.2 и 11 Порядка, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, Территориальная комиссия проводит проверку представленных для получения единовременной социальной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 дней со дня регистрации рапорта сотрудника, а при выявлении недостатков в указанных документах возвращает их сотруднику с указанием в письменном виде причин их возврата. Надлежаще оформленные документы рассматривает в 20-дневный срок со дня регистрации рапорта и в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о направлении документов в Комиссию ФСИН России формирует учетное дело и направляет его в Комиссию ФСИН.
Пунктами 19 - 23 того же Порядка предусмотрено, что в течение 3 месяцев с даты приема (получения) документов Комиссия ФСИН России рассматривает их и принимает одно из следующих решений; - о постановке сотрудника на учет для получения единовременной выплаты; - об отказе в постановке сотрудника на учет для получения единовременной выплаты; - о внесении директору ФСИН России предложения о предоставлении единовременной выплаты состоящему на учете сотруднику; - о снятии сотрудника с учета для получения единовременной выплаты. Выписка из решения в течение 10 дней направляется в соответствующую Территориальную комиссию, которая в свою очередь не позднее 3 рабочих дней со дня получения выписки из решения Комиссии ФСИН России доводит решение до сведения сотрудника.
Материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ комиссия по жилищно-бытовым вопросам УФСИН России по Сахалинской области (территориальная комиссия) рассмотрела рапорты ФИО1 от 22 и ДД.ММ.ГГГГ с поданными ею документами, признала их соответствующими требованиям пункта 5 Правил и подлежащими направлению в ФСИН России (л.д. N).
В Комиссию ФСИН России выписка из принятого территориальной комиссией в отношении ФИО1 ФИО3 с пакетом документов (сформированное учетное дело) были направлены в ФСИН России ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с нарушением установленного срока (л.д. 37-39).
Комиссией ФСИН России решение об отказе в постановке ФИО1 на учет для получения единовременной выплаты было принято только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. более чем через 8 месяцев после поступления документов (л.д. 32-34).
Выписка из этого решения получена ФИО1 из комиссии по жилищно-бытовым вопросам УФСИН России по Сахалинской области только ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34-35).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ФСИН России по вопросу повторного рассмотрения ее рапорта, приложив не представленную ею изначально справку Чаплановского управления администрации муниципального образования "Холмский городской округ" от ДД.ММ.ГГГГ N об отсутствии лицевого счета на <адрес> селе <адрес> Холмского района, где до ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован ее супруг ФИО3, а ДД.ММ.ГГГГ получила отрицательный ответ с предложением вновь обратиться в территориальную комиссию с рапортом о постановке на учет для получения единовременной выплаты (л.д. 54-60).
Между тем, пунктом 7 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ предусмотрено, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами, уволенными со службы с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Как видно из дела, ФИО1 уволена со службы из органов уголовно-исполнительной системы с правом на пенсию приказом УФСИН России по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ N-лс.
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении территориальной комиссией и Комиссией ФСИН России установленного порядка проверки и принятия рапорта с документами в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, а также о нарушении права ФИО1 на своевременное рассмотрение принятых документов и своевременное уведомление о принятом решении, что после увольнения со службы повлекло для нее утрату права на указанную выплату.
Суд апелляционной инстанции эти обстоятельства не учел, что привело к незаконному отказу в удовлетворении заявленных ФИО1 требований.
Поскольку судом апелляционной инстанции допущена ошибка в применении норм материального права и установления и проверки новых обстоятельств не требуется, президиум отменяет обжалуемое апелляционное определение с оставлением без изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 386, 388 и пунктом 4 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Сахалинского областного суда
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 16 августа 2016 года отменить.
Решение Южно-Сахалинского городского суда от 14 января 2016 года оставить без изменения.
Председательствующий
М.Н.КОРОЛЬ