Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Президиума Хабаровского краевого суда от 26.02.2018 N 44г-16/2018
Требование: О признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия, признании права на получение единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истица считает решение незаконным ввиду несоответствия нормам действующего законодательства и нарушающим ее права.
Решение: Дело передано на новое апелляционное рассмотрение в ином составе судей.


Постановление Президиума Хабаровского краевого суда от 26.02.2018 N 44г-16/2018
Требование: О признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия, признании права на получение единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истица считает решение незаконным ввиду несоответствия нормам действующего законодательства и нарушающим ее права.
Решение: Дело передано на новое апелляционное рассмотрение в ином составе судей.

ПРЕЗИДИУМ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2018 г. N 44г-16/2018
Президиум Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Барабанова С.Г.
членов президиума Мироновой Л.Ю., Трофимовой Н.А.
при секретаре П.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 21 сентября 2017 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 22 ноября 2017 года по гражданскому делу по иску О. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю о признании незаконным решение комиссии, возложении обязанности совершить определенные действия, признании права на получение единовременной социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Хабаровского краевого суда Скурихиной Л.В., объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю К., действовавшей на основании доверенностей N от 21 марта 2017 года, N от 21 марта 2017 года, объяснения О., изучив материалы гражданского дела, президиум Хабаровского краевого суда
установил:
О. обратилась в суд к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) с иском о признании незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом от 18.05.2016 года N 34, в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании право на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о постановке О. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование иска указала, что 28.01.2014 года обратилась с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. 21 марта 2017 года ею была получена выписка из протокола от 18.05.2016 года N 34 заседания комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Основанием для отказа в постановке на учет послужило отсутствие обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.20013 года N 369, а также ухудшение жилищных условий в 2010 году (пункт 12 указанных Правил). Решение комиссии полагает незаконным ввиду несоответствия нормам действующего законодательства и нарушающим ее права.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 21 сентября 2017 года исковые требования О. удовлетворены.
Судом постановлено признать незаконным решение комиссии ФСИН России, изложенное в протоколе от 18.05.2016 года N 34, в части отказа в постановке О. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Признать за О. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать комиссию ФСИН России рассмотреть рапорт О. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с приложенными к нему документами в порядке и сроки, установленные законом.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 22 ноября 2017 года, принятым по апелляционной жалобе ФСИН России, решение суда первой инстанции отменено в части признания за О. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований о признании за О. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказано.
В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене в удовлетворенной части иска состоявшихся по делу судебных постановлений, ссылаясь на допущенные судами, разрешившими дело, существенные нарушения норм материального права.
Определением судьи Хабаровского краевого суда Скурихиной Л.В. от 08 февраля 2018 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения по существу в судебном заседании президиума Хабаровского краевого суда.
Представители истца О. - С.В., С.Н., извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причине неявки не сообщили.
Президиум Хабаровского краевого суда, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей истца.
Выслушав объяснения представителя ФСИН России К., просившей отменить принятые по делу судебные постановления по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, объяснения О., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы жалобы и возражений, президиум Хабаровского краевого суда находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке состоявшегося по делу судебного постановления.
В силу статьи 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Президиум Хабаровского краевого суда приходит к выводу о том, что такого рода существенные нарушения норм материального права были допущены судом при разрешении настоящего спора.
Судом установлено и из материалов дела следует, что лейтенант внутренней службы О. проходила службу в УИС с марта 2002 года по 23 мая 2017 года в должности инженера отделения планирования, проектирования и контроля за эксплуатацией ИТСОН и ПС Хабаровского филиала ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России, уволена по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, общая продолжительность службы составляет 17 лет.
28 января 2014 года О. обратилась с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи 3 человека.
13.02.2014 года подкомиссией УФСИН России по Хабаровскому краю принято решение о направлении рапорта О. в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения указанной единовременной выплаты.
18.05.2016 года комиссия ФСИН России приняла решение, которым О. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года N 369, а также в соответствии с пунктом 12 Правил в связи с ухудшением жилищных условий в 2010 году.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что при выявлении недостатков в документах, предоставленных для решения вопроса о постановке заявителя на учет для получения единовременной социальной выплаты, комиссия ФСИН России в соответствии с пунктами 10, 10.1, 10.2 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России от 29.08.2013 года N 496, возвращает документы сотруднику с указанием в письменном виде причин возврата; на момент принятия решения об отказе в постановке О. на учет для получения единовременной социальной выплаты прошло более пяти лет со дня продажи заявителем жилого помещения, расположенного по <адрес>, и доказательств преднамеренного совершения этих действий не представлено.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в указанной части.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждения и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ" утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, устанавливающие порядок выплаты единовременной социальной выплаты, а также порядок и условия принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты, согласно пункту 23 которых единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты к заявлению прилагаются выписки из домовых книг, копии финансово-лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы.
В соответствии с пунктом 7 Правил на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ, сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Пунктами 10.1, 10.2 действовавшего на момент подачи истцом заявления в территориальную подкомиссию Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России от 29.08.2013 года N 496, предусмотрено, что территориальные подкомиссии осуществляют, в том числе функции по принятию документов для получения единовременной выплаты; проверке сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовке для направления во ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
При этом, в целях выполнения возложенных на них функций территориальные подкомиссии наделены полномочиями по проведению проверки представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
Тем самым, территориальная подкомиссия уполномочена на проверку соответствия представленных документов установленному перечню, а также их оформления, но не на проверку содержания данных документов, что отнесено к исключительной компетенции комиссии ФСИН России, равно как и непосредственное принятие решения о постановке лица на учет для получения единовременной социальной выплаты, либо решения об отказе в постановке на такой учет.
В соответствии с пунктом 4 приказа ФСИН России от 16.10.2014 г. N 550 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения", заявление О., поданное до вступления настоящего приказа, подлежало рассмотрению комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
Как следует из содержания пункта 7 Порядка, утвержденного приказом ФСИН России от 16.10.2014 г. N 550, комиссия осуществляет следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты и их проверку на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления; принятие решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него.
По смыслу вышеприведенных правовых положений, комиссия ФСИН принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, предусмотренных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном законом порядке.
При этом комиссии ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком.
Непредставление полного пакета документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты препятствует определению нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
Вышеприведенные правовые положения в их системной взаимосвязи не были учтены при разрешении возникшего спора судебными инстанциями, которые пришли к выводу о том, что при выявлении недостатков в документах, представленных для рассмотрения вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, комиссия ФСИН России в силу предоставленных ей полномочий обязана была возвратить документы сотруднику с указанием причин возврата.
Допущенные судом при разрешении дела нарушения норм материального права, являясь существенными, повлияли на исход дела и не могут быть исправлены без отмены принятых по делу судебных постановлений, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 22 ноября 2017 года подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в целях соблюдения разумных сроков судопроизводства.
Руководствуясь статьями 387, 388, пунктом 2 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Хабаровского краевого суда
постановил:
кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний удовлетворить в части, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 22 ноября 2017 года отменить, гражданское дело по иску О. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю о признании незаконным решение комиссии, возложении обязанности совершить определенные действия, признании права на получение единовременной социальной выплаты передать в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда для нового рассмотрения в апелляционном порядке в ином составе судей.
Постановление президиума Хабаровского краевого суда вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
С.Г.БАРАБАНОВ