Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Томского областного суда от 31.08.2016 N 4а-328/2016
Требования: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: Производство по делу прекращено.
Постановление Томского областного суда от 31.08.2016 N 4а-328/2016
Требования: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: Производство по делу прекращено.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2016 г. N 4а-328/2016
N 4а-328/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
31 августа 2016 года г. Томск
Исполняющий обязанности заместителя председателя Томского областного суда Воротников С.А., рассмотрев жалобу главного государственного инспектора Шегарского района Томской области по пожарному надзору ГУ МЧС России по Томской области Т. на вступившие в законную силу решение судьи Шегарского районного суда Томской области от 15.04.2016 и решение судьи Томского областного суда от 23.05.2016, вынесенные в отношении МКОУ "Вознесенская начальная общеобразовательная школа" по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора отделения надзорной деятельности Шегарского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Томской области С. N 20 от 19.02.2016 МКОУ "Вознесенская начальная общеобразовательная школа" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Шегарского районного суда Томской области от 15.04.2016 указанное постановление отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Томского областного суда от 23.05.2016 решение судьи Шегарского районного суда Томской области от 15.04.2016 оставлено без изменения.
В жалобе главный государственный инспектор Шегарского района Томской области по пожарному надзору ГУ МЧС России по Томской области Т. просит вынесенные по делу судебные акты отменить. В обоснование жалобы, со ссылкой на действующее законодательство, Т. указывает, что при проведении внеплановой выездной проверки МКОУ "Вознесенская начальная общеобразовательная школа" не требовалось согласования с органами прокуратуры, поскольку основанием для проведения служило наличие постановления администрации Баткатского сельского поселения Шегарского района от 03.02.2016 N 13 об установлении особого противопожарного режима на территории поселения. Выражает несогласие с выводами суда о невиновности МКОУ "Вознесенская начальная общеобразовательная школа" со ссылкой на положения
ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Считает необоснованным вывод суда об отсутствии вины образовательного учреждения в нарушении обязательных требований к эвакуационным путям и выходам, предусмотренных
ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы жалобы главного государственного инспектора Шегарского района Томской области по пожарному надзору ГУ МЧС России по Томской области Т., оснований для удовлетворения данной жалобы не усматриваю.
Часть 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Как следует из постановления должностного лица, правонарушение выразилось в том, что 08.02.2016 в 10 час. 00 мин. МКОУ "Вознесенская начальная общеобразовательная школа" в здании школы по адресу: /__/, нарушило требования пожарной безопасности, предусмотренные Федеральным
законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, а также иными документами, содержащими требования пожарной безопасности к эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Основанием для привлечения МКОУ "Вознесенская начальная общеобразовательная школа" к административной ответственности послужили результаты внеплановой выездной проверки от 08.02.2016, проведенной должностными лицами МЧС России по Томской области. Проверка была проведена на основании распоряжения от 04.02.2016 в связи с введением на территории Баткатского сельского поселения с 03.02.2016 "особого противопожарного режима", что следует из распоряжения заместителя начальника Главного управления МЧС России по Томской области от 04.02.2016.
Согласно постановлению администрации Баткатского сельского поселения Шегарского района от 03.02.2016 N 13 особый противопожарный режим был введен на территории сельского поселения на период с 3 по 10 февраля 2016 года в связи с увеличением на территории поселения количества пожаров в жилом секторе. В период введения особого противопожарного режима постановлено провести проверку противопожарного состояния жилого сектора, посетить места проживания, неблагополучных, малообеспеченных семей, а также лиц, ведущих асоциальный образ жизни, усилить контроль за содержанием и исправностью источников противопожарного водоснабжения, своевременной очистки подъездов к ним.
Из распоряжения от 04.02.2016 о проведении внеплановой выездной проверки следует, что предметом проверки является проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вышеперечисленные основания указаны и в
подп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
.Часть 5 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" устанавливает, что внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подп. "а" и "б" п. 2 ч. 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органами прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Из положений
ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Согласно
п. 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к грубым нарушениям относятся, в том числе, нарушения требований в части оснований проведения внеплановой выездной проверки (
п. 2 ч. 2, 3), в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя (ч. 5).
С учетом изложенного судья Томского областного суда обоснованно признал правильными выводы судьи районного суда о грубом нарушении процедуры проведения внеплановой выездной проверки в отношении МКОУ "Вознесенская начальная общеобразовательная школа" и невозможности учета ее результатов в качестве доказательств по делу.
Вопреки доводам жалобы, судья районного суда и судья Томского областного суда обоснованно отвергли выводы должностного лица пожарного надзора о том, что согласование внеплановой проверки, проводимой в связи с введением "особого противопожарного режима", с органами прокуратуры в данном случае не требовалось.
Иные доводы жалобы значения не имеют, поскольку основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, а именно, постановлением администрации Баткатского сельского поселения Шегарского района от 03.02.2016 N 13 особый противопожарный режим в отношении юридических лиц не вводился, в связи с чем никаких мероприятий в отношении них не предусматривалось.
Довод жалобы о необоснованности вывода суда об отсутствии вины образовательного учреждения в нарушении обязательных требований к эвакуационным путям и выходам, предусмотренных
ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", также не может быть принят из нижеследующего.
Согласно
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В обоснование отсутствия вины МКОУ "Вознесенская начальная общеобразовательная школа" были представлены следующие документы: ходатайство начальнику управления образования администрации Шегарского района Г. от 05.09.2014 N 45; письмо главе Шегарского района Томской области Е. от 13.10.2014 N 13; письмо и.о. главы Шегарского района Томской области М. от 25.05.2015 N 277; ходатайство начальнику управления образования администрации Шегарского района Г. от 15.07.2015 N 35; справка из управления финансов администрации Шегарского района, которые получили надлежащую оценку в ходе рассмотрения дела судом первой и второй инстанции.
Таким образом, судьей районного суда и судьей Томского областного суда полно и объективно исследованы, верно установлены фактические обстоятельства дела, все представленные доказательства исследованы и оценены в соответствии с положениями
ст. 26.11 КоАП РФ. Каких-либо доказательств, опровергающих выводы о невиновности МКОУ "Вознесенская начальная общеобразовательная школа" в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, с жалобой не представлено и в материалах дела не имеется.
В связи с чем судья районного суда и судья Томского областного суда пришли к обоснованному выводу о необходимости прекращения производства по делу по
п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановленные по делу судебные акты сомнений в законности и обоснованности не вызывают, а потому оснований для их отмены не имеется.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судьей районного суда и судьей Томского областного суда не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исполняющий обязанности заместителя председателя Томского областного суда
постановил:
решение судьи Шегарского районного суда Томской области от 15.04.2016 и решение судьи Томского областного суда от 23.05.2016, вынесенные в отношении МКОУ "Вознесенская начальная общеобразовательная школа" по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу главного государственного инспектора Шегарского района Томской области по пожарному надзору ГУ МЧС России по Томской области Т. - без удовлетворения.
Исполняющий обязанности заместителя председателя Томского областного суда С.А. Воротников