Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Томского областного суда от 26.06.2015 N 4а-258/2015
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах).
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Томского областного суда от 26.06.2015 N 4а-258/2015
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах).
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2015 г. N 4а-258/2015
Исполняющий обязанности заместителя председателя Томского областного суда Гончаров А.И., рассмотрев жалобу защитника закрытого акционерного общества "Лесоперерабатывающий комбинат "Партнер-Томск" (далее - ЗАО "ЛПК "Партнер-Томск", общество) С. на вступившие в законную силу постановление председателя Комитета государственного и лесного контроля и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области N 258-8.32/2014 от 23 мая 2014 года, решение судьи Зырянского районного суда Томской области от 02 февраля 2015 года и решение судьи Томского областного суда от 01 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением председателя Комитета государственного и лесного контроля и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области N 258-8.32/2014 от 23.05.2014 ЗАО "ЛПК "Партнер-Томск" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере девяноста тысяч рублей.
Решением судьи Зырянского районного суда Томской области от 02.02.2015, оставленным без изменения решением судьи Томского областного суда от 01.04.2015, постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника ЗАО "ЛПК "Партнер-Томск" С. - без удовлетворения.
В жалобе защитник ЗАО "ЛПК "Партнер-Томск" С. просит отменить постановление должностного лица от 23.05.2014 и постановленные по делу судебные акты. В обоснование жалобы указывает, что общество не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку административный орган в нарушение
ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ направлял извещения о совершении процессуальных действий по адресу: /__/ в то время как согласно выписке из ЕГРЮЛ местом нахождения общества является: /__/. Доказательств того, что ЗАО "ЛПК "Партнер-Томск" заявляло ходатайство о направлении извещений о совершении процессуальных действий по иному адресу, чем указано в ЕГРЮЛ, суду не представлено. Отмечает, что по адресу: /__/ находится обособленное подразделение общества, которое не является ни его представительством, ни его филиалом. Ссылается на то, что протокол об административном правонарушении не соответствует требованиям
КоАП РФ, так как в нем неверно указано КПП общества, а также его местонахождение, в связи с чем протокол подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения допущенных недостатков.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы жалобы защитника ЗАО "ЛПК "Партнер-Томск" С., оснований для удовлетворения данной жалобы не усматриваю.
В соответствии с
ч. 1 ст. 52 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Часть 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ устанавливает, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности.
Согласно
ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого использования земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
30.06.2007 Правительством Российской Федерации принято
постановление N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" (далее - Правила пожарной безопасности в лесах).
Данные Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил в редакции, действовавшей на момент обнаружения административного правонарушения).
Согласно подп. "а" п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
Мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом "а" п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (п. 5 Правил пожарной безопасности в лесах).
Аналогичное требование содержится в
ч. 2 ст. 53 Лесного кодекса РФ.
В силу подп. "в" п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
В соответствии с подп. 11 п. 3 Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденных
приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 N 549 (далее - Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов), в пунктах сосредоточения средств пожаротушения юридических лиц, осуществляющих заготовку древесины должны постоянно находится средства пожаротушения - смачиватели, пенообразователи в количестве /__/ кг. при объеме заготовки древесины в год более /__/ тыс.м куб.
Частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды части лесного участка N 71/04/08 от 10.12.2008 ЗАО "ЛПК "Партнер-Томск" для заготовки древесины и ведения лесного хозяйства предоставлены в аренду части лесного участка площадью /__/ га, расположенные в /__/ лесничестве, урочище "/__/", кварталах /__/, /__/ лесничестве, урочище "/__/", кварталах /__/.
Согласно положениям подп. "а" и "ж" п. 3.4 договора аренды частей лесных участков N 71/04/08 от 10.12.2008 арендатор обязан:
- использовать часть лесного участка для заявленных целей в соответствии с лесным законодательством, Правилами заготовки древесины, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором;
- осуществлять противопожарное обустройство лесов;
В соответствии с проектом освоения лесов, разработанным на основании договора аренды частей лесных участков от 10.12.2008 N 71/04/08, ЗАО "ЛПК "Партнер-Томск" обязано было укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря, расположенный по адресу: /__/, средствами пожаротушения - смачивателями и пенообразователями в количестве /__/ кг.
25.03.2014 сотрудниками Зырянского лесничества осуществлена проверка выполнения договорных обязательств ЗАО "ЛПК "Партнер-Томск" по договору аренды части лесного участка N 71/04/08 от 10.12.2008 с целью соблюдения Правил пожарной безопасности в лесах, в ходе которой установлено, что противопожарные мероприятия обществом выполнены не в полном объеме, указанном в проекте освоения лесов, а именно: смачиватели и пенообразователи в количестве /__/ кг в пункте сосредоточения в /__/ отсутствуют, в связи с чем ЗАО "ЛПК "Партнер-Томск" было привлечено к административной ответственности по
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Вместе с тем, следует учесть, что Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, которые предусматривали обязанность юридических лиц, осуществляющих заготовку древесины, укомплектовывать пункты сосредоточения средствами пожаротушения в количестве /__/ кг при объеме заготовки древесины в год более /__/ тыс.м куб, утратили силу в связи с изданием
приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23.12.2014 N 522, вступившим в законную силу 10.02.2015.
Однако указанное обстоятельство не является основанием для освобождения ЗАО "ЛПК "Партнер-Томск" от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, исходя из следующего.
Согласно
ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
В связи с отменой Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации приказом от 28.03.2014 N 161 утверждены
Нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующих леса (далее - Нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
Указанными нормативами предусмотрено, что при аренде лесного участка от 50 до 100 тыс. га лица, использующие леса, должны быть обеспечены смачивателями и пенообразователями в количестве 10 кг на участках с преобладанием лиственных насаждений (в общем составе пород более 50%) и в количестве 20 кг на участках с преобладанием хвойных насаждений (в общем составе пород более 50%).
Таким образом, принимая во внимание то, что на момент проведения в отношении ЗАО "ЛПК "Партнер-Томск" проверки соблюдения договорных обязательств (25.03.2014) у общества фактически отсутствовали данные средства пожаротушения (смачиватели и пенообразователи), обязательность наличия которых предусмотрена принятыми Нормативами обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, то отмена Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, не улучшает положения общества и не свидетельствует об отсутствии в действиях (бездействиях) ЗАО "ЛПК "Партнер-Томск" состава административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Факт совершения ЗАО "ЛПК "Партнер-Томск" административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, а также соблюдение установленного законом порядка привлечения к административной ответственности подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом N 6/21-36 об административном правонарушении от 23.04.2014 (л.д. 45-47 материалов административного органа) и копией уведомления о дате его составления (л.д. 43-44 материалов административного органа), которая получена обществом 10.04.2014 (л.д. 42 материалов административного органа); определением о назначении времени и места рассмотрения дела N 258-8.32/2014 от 13.05.2014 (л.д. 15 материалов административного органа), которое получено ЗАО "ЛПК "Партнер-Томск" 16.05.2014 (л.д. 14 материалов административного органа); копией акта проверки соблюдения ЗАО "ЛПК "Партнер-Томск" договорных обязательств от 25.03.2014 (л.д. 22-23 материалов административного органа); копией договора аренды части земельного участка N 71/04/08 от 10.12.2008 (л.д. 25-33 материалов административного органа); копией проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ЗАО "ЛПК "Партнер-Томск" с изменениями (л.д. 50-60 материалов административного органа).
Данные доказательства оценены должностным лицом, судьей районного суда и судьей Томского областного суда в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАПРФ в их совокупности, являются допустимыми, достоверными и объективно ничем не опровергнуты.
При таких обстоятельствах действия ЗАО "ЛПК "Партнер-Томск" правильно квалифицированы по
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ. Оснований сомневаться в выводах должностного лица и судей не имеется.
Довод защитника ЗАО "ЛПК "Партнер-Томск" С. о том, что общество не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении, был подробно исследован судьей районного суда и судьей Томского областного суда, ему дана надлежащая правовая оценка, оснований не соглашаться с которой не имеется.
Неверное указание в протоколе об административном правонарушении КПП общества, вопреки доводу жалобы, основанием для возвращения протокола должностному лицу, его составившему, не является, поскольку, оснований полагать, что дело было рассмотрено в отношении неустановленного лица, не имеется.
Также не может быть принята во внимание ссылка в жалобе на неверное указание в протоколе об административном правонарушении местонахождения ЗАО "ЛПК "Партнер-Томск", поскольку местонахождение юридического лица к существенным обстоятельствам по делу в данном случае не относится, указание в протоколе об административном правонарушении адреса обособленного подразделения нарушением, влекущим безусловное признание данного процессуального документа недопустимым доказательством, не является.
Кроме того, при составлении протокола об административном правонарушении участвовал представитель ЗАО "ЛПК "Партнер-Томск" И. (л.д. 45-47 материалов дела административного органа), уполномоченный генеральным директором ЗАО "ЛПК "Партнер-Томск" Ш. по доверенности от 22.04.2014 (л.д. 48 материалов дела административного органа) на представление интересов общества, который каких-либо замечаний относительно неверно внесенных сведений об обществе не указал.
Иных доводов, которые бы свидетельствовали об отсутствии в действиях ЗАО "ЛПК "Партнер-Томск" состава вмененного административного правонарушения либо могли бы повлечь отмену состоявшихся по делу судебных актов, вжалобе не приведено.
Таким образом, должностным лицом, судьей районного суда и судьей Томского областного суда полно и объективно исследованы, верно установлены фактические обстоятельства дела, все представленные доказательства исследованы и оценены в соответствии с положениями
ст. 26.11 КоАП РФ. Каких-либо доказательств, опровергающих выводы о виновности ЗАО "ЛПК "Партнер-Томск" в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, с жалобой не представлено, в материалах дела не имеется.
Существенных нарушений норм процессуального права, не позволивших всесторонне полно и объективно рассмотреть дело, влекущих отмену обжалуемых судебных актов и постановления должностного лица, не допущено.
Административное наказание назначено ЗАО "ЛПК "Партнер-Томск" в пределах санкции
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и с учетом положений
ст. 4.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные акты и постановление должностного лица сомнений в законности и обоснованности не вызывают, а потому оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исполняющий обязанности заместителя председателя Томского областного суда
постановил:
постановление председателя Комитета государственного и лесного контроля и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области N 258-8.32/2014 от 23 мая 2014 года, решение судьи Зырянского районного суда Томской области от 02 февраля 2015 года и решение судьи Томского областного суда от 01 апреля 2015 года, вынесенные в отношении закрытого акционерного общества "Лесоперерабатывающий комбинат "Партнер-Томск" по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника закрытого акционерного общества "Лесоперерабатывающий комбинат "Партнер-Томск" С. - без удовлетворения.
Исполняющий обязанности заместителя председателя Томского областного суда /подпись/ А.И. Гончаров