Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.11.2015 по делу N 4А-772/2015
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 8.31 КоАП РФ (нарушение правил санитарной безопасности в лесах).
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.11.2015 по делу N 4А-772/2015
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 8.31 КоАП РФ (нарушение правил санитарной безопасности в лесах).
Решение: В удовлетворении требования отказано.

СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2015 г. по делу N 4А-772/2015
Заместитель председателя суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Полуян А.Л., рассмотрев жалобу генерального директора акционерного общества "Самотлорнефтегаз" М. на постановление заместителя начальника Нижневартовского управления по контроля и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 февраля 2015 года, решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 мая 2015 года, и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 июня 2015 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений (ФИО)1 от 18 февраля 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 мая 2015 года и решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 июня 2015 года, открытое акционерное общество "Самотлорнефтегаз" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ста одной тысячи рублей.
В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в порядке ст. 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Обществом поставлен вопрос об отмене принятых по делу об административном правонарушении постановлений ввиду их незаконности и необоснованности.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении в порядке, установленном частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы жалобы, оснований для отмены постановленных по делу актов не нахожу.
Согласно части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела и установлено судьями нижестоящих судебных инстанций, 03 октября 2014 года на нефтесборном коллекторе диаметром 273 x 6 мм, направлением (адрес) который эксплуатируется ОАО "Самотлорнефтегаз", в результате внутренней коррозии произошел инцидент, вследствие которого в окружающую среду излилось 0,02 тонн нефтесодержащей жидкости, что повлекло загрязнение земель лесного фонда в квартале (номер) (адрес) на площади 0,0075 га.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебными инстанциями были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее загрязнение лесов вредными веществами, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, в частности: протоколом об административном правонарушении (л.д. 10 - 13), сведениями об инциденте на трубопроводе (л.д. 86); сообщением об аварии (инциденте) (л.д. 87); картой-схемой места совершения административного правонарушения - (адрес) (л.д. 80); выпиской из государственного лесного реестра Ханты-мансийского автономного округа - Югры (номер) (л.д. 75 - 76), которым была дана оценка в совокупности с иными материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих наличие в жидкости, которая излилась на земли лесного фонда в результате инцидента, нефтепродуктов или иных загрязняющих веществ в количестве, превышающем требования (нормативы пределов допустимости) по санитарной безопасности являются не состоятельными.
Имеющимися в материалах дела сведениями об инциденте на трубопроводе ОАО "Самотлорнефтегаз" установлено, что видом загрязнителя земель лесного фонда является нефтесодержащая жидкость, излившаяся в окружающую среду массой 0,02 тонн и повлекшая загрязнение земель лесного фонда на площади 0,0075 га (л.д. 81 - 86).
Из положений ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" следует, что нефтепровод относится к категории опасных производственных объектов, на которых хранятся и транспортируются вещества, представляющие опасность для окружающей среды.
Согласно п. п. 6.2, 6.6, 6.7 ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия" нефть содержит легкоиспаряющиеся вещества, опасные для здоровья и жизни человека, а также для окружающей среды. Нефть относят к легковоспламеняющимся жидкостям 3-го класса по ГОСТ 19433.
Нефть в силу своих физико-химических свойств является веществом, которое при попадании на объекты природной среды (вода, почва), вызывает их загрязнение. Высокая токсичность нефти является причиной уничтожения растительного покрова и организмов, имеющих контакт с загрязненной почвой, в силу чего прямым последствием разлива нефтесодержащей жидкости на земли лесного фонда приводит к порче земель и загрязнения лесов.
Следовательно, причинение вреда окружающей среде подтверждается самим фактом разлива нефтесодержащей жидкости.
Судебные инстанции обоснованно пришли к выводу, что действиями Общества причинен вред лесам, как самостоятельному объекту охраны окружающей среды, оснований не согласится с которыми, не имеется.
Совершенное Обществом деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе производства по данному делу судьи нижестоящих судебных инстанций при соблюдении требований статей 24.1 и 26.1 пришли к обоснованному выводу о том, что Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, ответственность за нарушение которых установлена частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Соответствующие выводы надлежащим образом мотивированы в состоявшихся по делу судебных актах.
Доводы жалобы о нарушении Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры правил подведомственности основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, частью 2 статьи 8.31 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Санкцией части 2 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц установлена ответственность в виде административного штрафа или административного приостановления деятельности.
В силу абзаца 2 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 данной статьи, влекущих административное приостановление деятельности, рассматриваются судьями районных судов.
Согласно правовой позиции, выраженной в подпункте "в" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" судьи рассматривают отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в части 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.
По смыслу части 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность отнесения к компетенции суда рассмотрения дел об административных правонарушениях, перечисленных в данной норме, поставлена законодателем в зависимость от усмотрения соответствующего административного органа или должностного лица.
Исходя из приведенных выше положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5, должностные лица Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами. При этом передача таких дел на рассмотрение судье зависит от необходимости применения более строгой меры наказания в виде административного приостановления деятельности, назначение которой отнесено к исключительной компетенции судей.
Таким образом, правила подведомственности при рассмотрении дела Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не нарушены. Содержащийся в жалобе довод о том, что рассмотрение данного дела не относится к подведомственности должностного лица Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, является неправильным.
При таком положении, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу актов не имеется.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление заместителя начальника Нижневартовского управления по контроля и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 февраля 2015 года, решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 мая 2015 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 июня 2015 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу генерального директора акционерного общества "Самотлорнефтегаз" М. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
А.Л.ПОЛУЯН