Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Президиума Верховного суда Республики Тыва от 22.03.2018 N 44Г-2/2018
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на получение выплаты, возложении обязанностей принять на учет.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что является сотрудником органов уголовно-исполнительной системы, в постановке на учет истцу было отказано в связи с отсутствием обязательных документов.
Решение: Требование удовлетворено в части.


Постановление Президиума Верховного суда Республики Тыва от 22.03.2018 N 44Г-2/2018
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на получение выплаты, возложении обязанностей принять на учет.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что является сотрудником органов уголовно-исполнительной системы, в постановке на учет истцу было отказано в связи с отсутствием обязательных документов.
Решение: Требование удовлетворено в части.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2018 г. N 44Г-2/2018
Судья 1-й инстанции: Ооржак А.М.
Судьи 2-й инстанции: Кандан А.А.
Президиум Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Кужугет Н.Ч.,
членов президиума Ондара В.К., Канзая А.А.,
рассмотрел гражданское дело по иску Д. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Тыва о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанностей принять на учет для получения единовременной социальной выплаты, принять и приобщить к учетному делу документы о рождении ребенка, направить учетное дело с измененным составом семьи для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, поставить на учет сотрудников, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты с даты его обращения, внести сведения в книгу учета граждан путем направления соответствующего уведомления с указанием номера очереди, ознакомить в трехдневный срок с момента получения с данным уведомлением
по кассационной жалобе представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Тыва по доверенности С. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 06 июля 2017 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 04 октября 2017 года,
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Тыва Бады-Сагаана А.В., выслушав пояснения представителя С., поддержавшего доводы кассационной жалобы и просившего отменить судебные постановления, истца Д. и его представителя по ордеру Ч., третьего лица Т., просивших оставить судебные постановления без изменения, президиум
установил:
Д. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее по тексту - ФСИН России), Управлению федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Тыва (далее - УФСИН по Республике Тыва) о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанностей принять на учет для получения единовременной социальной выплаты, принять и приобщить к учетному делу документы о рождении ребенка, направить учетное дело с измененным составом семьи для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, поставить на учет сотрудников, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты, с даты его обращения, внести сведения в книгу учета граждан путем направления соответствующего уведомления с указанием номера очереди, ознакомить в трехдневный срок с момента получения с данным уведомлением.
В обоснование иска Д. указал на то, что является сотрудником органов уголовно-исполнительной системы с 2002 года. Состоит в должности старшего инструктора группы кадров и работы с личным составом ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Республике Тыва, выслуга лет в календарном исчислении составляет более 14 лет. С 21 октября 2014 года состоит в зарегистрированном браке с Т., имеет несовершеннолетних детей Ч., ** года рождения, А., ** года рождения, и С., ** года рождения. На очереди по улучшению жилищных условий в УФСИН России по Республике Тыва не состоял и не состоит. 16 января 2014 года в жилищно-бытовую комиссию УФСИН по Республике Тыва (далее - Территориальная подкомиссия) подал заявление о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, приложив к нему все необходимые документы. Территориальная подкомиссия приняла его документы к рассмотрению, было принято решение о направлении заявления с учетным делом для рассмотрения в ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, что подтверждается выпиской из решения Территориальной подкомиссии от 3 февраля 2014 года. Однако со дня подачи данного рапорта прошло 3 года, ответа об удовлетворении заявления либо об отказе не поступало, в связи с чем обратился в ФСИН России, на что 27 февраля 2017 года получен ответ об отказе в постановке истца на учет, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила), а именно - не была представлена выписка из домовой книги и выписка финансового лицевого счета по прежнему месту регистрации супруги Т., в связи с чем не представляется возможным сделать выводы о месте постоянной регистрации несовершеннолетних детей истца до 13 ноября 2013 года. С данным отказом не согласен, поскольку он и члены его семьи с 2008 года проживают в квартире по адресу: **, принадлежащей им на праве общей долевой собственности по 1/4 доле, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 13 декабря 2016 года. Требование комиссии ФСИН России об обязательном предоставлении копии финансово-лицевого счета не обоснованно, поскольку дом, в котором супруга была зарегистрирована, является частным домовладением и финансовые лицевые счета по нему не ведутся, что подтверждается справкой Департамента по социальной политике мэрии ** от 14 марта 2017 года. Требование об обязательности предоставления выписки из домовой книги с прежнего места регистрации супруги также не обоснованны. Супруга действительно была зарегистрирована по адресу: **, с 31 июля 2008 года по 21 ноября 2013 года, однако данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Б. (родственные связи отсутствуют), при этом супруга фактически по данному адресу не проживала, собственником или членом семьи собственника не является. На момент подачи им документов на получение выплаты его супруга ни временной, ни постоянной регистрации по указанному адресу не имела и не имеет. Доводы комиссии ФСИН России о том, что согласно представленным материалам не представляется возможным сделать выводы о месте постоянной регистрации несовершеннолетних детей истца до 13.11.13 г. не обоснованы, поскольку несовершеннолетние дети приобретают производные права от родителей на жилую площадь, право пользования которой имеет один из родителей. Сын и дочь с рождения зарегистрированы по месту жительства родителей, то есть до 13 ноября 2014 года. В связи с рождением третьего ребенка он обратился для предоставления дополнительных документов, однако ему отказали, пояснив, что в случае постановки его на учет, при обновлении пакета документов, истец может представить документы на третьего ребенка. Принятие решения об отказе произведено с нарушением срока рассмотрения заявления и нарушает право истца на получение единовременной социальной выплаты. Просил признать незаконным решение ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, оформленное протоколом заседания комиссии N ** от 20 апреля 2016 года; признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; обязать УФСИН по Республике Тыва принять и приобщить к учетному делу истца документы, подтверждающие рождение третьего ребенка; обязать УФСИН России по Республике Тыва направить в ФСИН России его учетное дело для постановки на учет, обязать ФСИН России поставить истца с составом семьи из 5 человек на учет с 16 января 2014 года в порядке очередности; внести сведения о нем и его семье в книгу учета граждан, направив в УФСИН по Республике Тыва уведомление в течение 10 дней с момента постановки на учет с обязательным указанием номера очереди; обязать УФСИН России по Республике Тыва уведомить истца о постановке на учет в течение 3 дней с момента получения уведомления о постановке на учет истца и ознакомить с уведомлением.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 6 июля 2017 года иск удовлетворен частично. Постановлено: "Признать незаконным решение комиссии ФСИН России от 20 апреля 2016 года (выписка из протокола N **) об отказе в постановке на учет Д. для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Признать за Д. право на получение единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Обязать УФСИН по Республике Тыва поставить Д. на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с учетом членов его семьи с 16 января 2014 года по учетному делу, направленному в Федеральную службу исполнения наказаний.
В удовлетворении остальной части иска отказать".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 4 октября 2017 года решение изменено, изложен четвертый абзац резолютивной части в следующей редакции:
"Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России поставить Д. с учетом членов его семьи на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 16 января 2014 года".
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель УФСИН России по Республике Тыва С. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права. В обоснование указал на то, что из представленных в комиссию ФСИН России истцом документов невозможно установить обеспеченность истца и членов его семьи жилым помещением за последние пять лет до подачи рапорта, то есть до 16 января 2014 года, поскольку истец не приложил к рапорту выписку из домовой книги и копию финансового-лицевого счета по адресу: ** по которому его супруга была зарегистрирована до 21 ноября 2013 года, также нет сведений о регистрации сына и дочери истца до 21 ноября 2013 года. Справки с Департамента по социальной политике Мэрии ** о финансовом лицевом счете с места жительства граждан, зарегистрированных в частных домах, не приложены к рапорту о постановке на учет, получены и представлены суду при рассмотрении дела.
29 января 2018 года материалы дела истребованы для проверки доводов кассационной жалобы, дело поступило в суд кассационной инстанции 01 февраля 2018 года.
Определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 02 марта 2018 года кассационная жалоба представителя УФСИН России по Республике Тыва С. передана с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя УФСИН России по Республике Тыва по доверенности С., поддержавшего доводы кассационной жалобы и просившего отменить судебные постановления, истца Д., его представителя по ордеру Ч., третьего лица Т., возражавших против доводов кассационной жалобы и просивших оставить судебные постановления без изменения, президиум не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при разрешении данного спора не допущено было.
Как установлено судом первой инстанции и, не оспаривается сторонами, Д. имеет выслугу лет в календарном исчислении более 14 лет, ранее ему выплата не предоставлялась, в связи с чем на основании ч. 1 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона N 283 он имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
16 января 2014 года Д. подал в УФСИН по Республике Тыва рапорт о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Правилами, к рапорту приложил соответствующие документы.
Из выписки комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН по Республике Тыва единовременной социальной выплаты от 4 февраля 2014 года видно, что принято решение о направлении в ФСИН России пакета документов для постановки Д. на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Супруги и дети Ч., А. имеют в общей долевой собственности квартиру по адресу: **, общей площадью 16,8 кв. м, доля в праве каждого 1/4 на основании договора приватизации жилого помещения N** от 14.11.14 г., заключенного с мэрией **. Истец также являлся собственником жилого помещения общей площадью 53,1 кв. м и земельного участка по адресу: **, согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 25 мая 2006 г., реестру N **, выданному ** государственной нотариальной конторой, постановлению администрации ** от 15 марта 2006 года N **, право собственности на которые прекращено 6 сентября 2007 года.
Решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты по приобретению или строительству жилого помещения, оформленной выпиской из протокола N ** от 20 апреля 2016 года, Д. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил.
Отказ комиссии мотивирован тем, что заявителем не представлены выписка из домовой книги и копия финансово-лицевого счета по адресу бывшей регистрации супруги: **, в связи с чем не представляется возможным сделать выводы о месте постоянной регистрации несовершеннолетних детей истца с рождения до 13 ноября 2013 года.
Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о признании решения комиссии ФСИН России об отказе Д. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, исходил из того, что истец представил в соответствии с пп. "з" п. 5 Правил справку о регистрации по месту своего и членов его семьи фактического проживания и регистрации по адресу: **, а также поквартирную карточку, согласно которой истец по указанному адресу был зарегистрирован за последние 5 лет до подачи заявления.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, изменив его в части изложения четвертого абзаца резолютивной части в следующей редакции: "Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России поставить Д. с учетом членов его семьи на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 16 января 2014 года", оставив без изменения решение в остальной части.
Суд апелляционной инстанции указал также на то, что на момент обращения с рапортом о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты Д. были представлены все необходимые документы, предусмотренные пунктом 5 Правил.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил).
Доводы заявителя о неправильном применении судом норм материального права обсуждались судом второй инстанции в апелляционном определении ему дано необходимое правовое обоснование.
Заявитель в кассационной жалобе по существу оспаривает недопустимость доказательств по делу, а именно ответа Департамента по социальной политике Мэрии ** от 14 марта 2017 года о невозможности предоставления финансового лицевого счета с места жительства граждан, зарегистрированных в частных домах (л.д. 28), выписки из домовой книги N ** от 18 марта 2017 года о постоянной регистрации супруги истца Т. по адресу: ** с 31 июля 2008 года до 21 ноября 2013 года (л.д. 29), принятых судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела, то есть, фактически направлены на переоценку доказательств.
Положения части второй статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 29 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", при рассмотрении кассационных жалобы, представления с делом суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой и апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства (ч. 2 ст. 390 ГПК РФ).
Судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера, не допущено, и суд учитывает эти обстоятельства при вынесении кассационного постановления (определения).
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум
постановил:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 06 июля 2017 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 04 октября 2017 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя С. - без удовлетворения.