Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Президиума Томского областного суда от 25.04.2018 N 44г-17/2018
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет.
Обстоятельства: Отказ мотивирован совершением гражданином действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а также непредставлением необходимых документов.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

Постановление Президиума Томского областного суда от 25.04.2018 N 44г-17/2018
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет.
Обстоятельства: Отказ мотивирован совершением гражданином действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а также непредставлением необходимых документов.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.


Содержание


ПРЕЗИДИУМ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2018 г. N 44г-17/2018
Президиум Томского областного суда в составе:
председательствующего Воротникова С.А.,
членов президиума: Полякова В.В., Павлова А.В., Сотникова А.В., Жолудевой М.В., Уваровой Т.В.
рассмотрел истребованное по кассационной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний в лице представителя Е.В.ГА. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 12 декабря 2017 года дело по иску П.С.БА. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области о признании незаконным решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Томского областного суда Уваровой Т.В., президиум Томского областного суда
установил:
П.С.БА. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области (далее - УФСИН России по Томской области), в котором просил признать незаконным решение комиссии ФСИН России от 30.06.2016 об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; возложить на комиссию ФСИН России обязанность поставить его с учетом семьи из четырех человек на учет для получения указанной единовременной социальной выплаты с 6.04.2014.
В обоснование требований указал, что он проходит службу в должности младшего инспектора дежурной службы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Томской области. 6.04.2014 обратился к ответчику с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, однако в этом ему было отказано в связи с ухудшением им в 2013 году жилищных условий и непредставлением необходимых документов - информации о регистрации детей до 17.05.2013. Полагал отказ незаконным, поскольку его регистрация в 2013 году по месту регистрации супруги и детей не свидетельствует об ухудшении жилищных условий; кроме того, им представлены все установленные перечнем документы, так как до 17.05.2013 его дети регистрации не имели.
В судебном заседании представитель истца П.С.БА. Я. поддержал исковые требования по изложенным основаниям.
Представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Томской области Е.В.ГА. иск не признал, пояснил, что истцу правомерно отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи совершением им преднамеренных действий по ухудшению жилищных условий в декабре 2013 года.
Дело рассмотрено в отсутствие истца П.С.БА.
Решением Октябрьского районного суда г. Томска от 9.10.2017 в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 12.12.2017 апелляционная жалоба П.С.БА. удовлетворена, решение Октябрьского районного суда г. Томска от 9.10.2017 отменено, принято новое решение, которым иск удовлетворен в полном объеме.
В кассационной жалобе, поступившей в президиум Томского областного суда 7.02.2018, ФСИН России в лице представителя Е.В.ГБ., ссылаясь на допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права, просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 12.12.2017 отменить, решение Октябрьского районного суда г. Томска от 9.10.2017 оставить в силе. Считает, что комиссией ФСИН правомерно отказано в постановке истца на учет для получения соответствующей единовременной социальной выплаты в связи с совершением им преднамеренных действий по ухудшению жилищных условий в декабре 2013 года.
По запросу от 14.02.2018 дело поступило в суд кассационной инстанции 20.02.2018.
Определением судьи Томского областного суда Уваровой Т.В. от 13.04.2018 кассационная жалоба ФСИН России в лице представителя Е.В.ГБ. вместе с делом передана для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - президиум Томского областного суда.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, однако в судебное заседание не явился истец П.С.БА., о причинах неявки суд не известил, в связи с чем президиум Томского областного суда, руководствуясь ст. 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей ФСИН России и УФСИН по Томской области Е.В.ГА. и С., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя П.С.БА. Я., возражавшего против удовлетворения жалобы, президиум Томского областного суда находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судом апелляционной инстанции, и они выразились в следующем.
При рассмотрении дела судом установлено и следует из материалов дела, что П.С.БА. является сотрудником уголовно-исполнительной системы с 20.02.1997.
В период с 14.07.1995 по 5.12.2013 П.С.БА. имел право пользования и состоял на регистрационном учете в квартире общей площадью /__/, расположенной по адресу: /__/, принадлежащей на праве собственности в результате приватизации его родителям П. и П. Истец согласно заявлению от 18.12.2000 от участия в приватизации данной квартиры отказался. На регистрационном учете по данному адресу помимо истца состояли еще 3 человека.
После снятия 5.12.2013 с регистрационного учета по указанному выше адресу П.С.БА. был зарегистрирован по месту жительства в квартире по адресу: /__/, 148/874 доли в праве общей долевой собственности на которую принадлежит его супруге - О., что соответствует 14,8 кв. м. В настоящее время помимо истца по данному адресу зарегистрированы также О. и их несовершеннолетние дети П.., /__/ года рождения, и П., /__/ года рождения.
6.02.2014 истец обратился к ответчикам с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии ФСИН России, оформленным протоколом от 30.06.2016, П.С.БА. отказано в постановке на учет по причине непредставления обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, а именно: информации о регистрации детей до 17.05.2013, а также в связи с совершением им действий, повлекших ухудшение жилищных условий в 2013 году.
Отказывая в удовлетворении исковых требований П.С.ББ., суд первой инстанции исходил из того, что действия сотрудника по снятию с регистрационного учета 5.12.2013 по месту жительства в жилом помещении, в котором он как член семьи собственников был обеспечен общей площадью жилого помещения 15,5 кв. м, его добровольный отказ от права пользования этой квартирой свидетельствуют об ухудшении им жилищных условий и о намеренном создании ситуации нуждаемости. Такие действия в силу ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дают комиссии право отказать сотруднику в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Суд апелляционной инстанции с данным выводом не согласился, пришел к выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения, которым удовлетворил заявленные П.С.БА. требования. Разрешая иск, судебная коллегия исходила из того, что снятие П.С.БА. 5.12.2013 с регистрационного учета по месту нахождения квартиры его родителей, площадью 62,2 кв. м, где на одного проживающего приходилось 15,5 кв. м (62,2 кв. м: 4), и регистрация по месту его жительства в квартире, в праве собственности на которую супруге истца принадлежит доля, соответствующая 14,8 кв. м, не свидетельствует об ухудшении им жилищных условий, поскольку он как до 5.12.2013, так и после этого с учетом сохранения за ним права пользования квартирой родителей был обеспечен площадью менее 15 кв. м на каждого члена семьи ((15,5 кв. м + 14, 8 кв. м) / 4).
Президиум Томского областного суда считает, что данный вывод суда апелляционной инстанции сделан с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного Федерального закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (название - в редакции от 6.03.2015, действующей на момент рассмотрения комиссией ФСИН России рапорта П.С.БА.).
Пунктом 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (п. 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно положениям п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ в системной взаимосвязи с п. 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (п. 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений следует, что комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, заверенных в установленном порядке.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу являются установление нуждаемости сотрудника в жилом помещении по одному из оснований, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ (в том числе обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м), а также установление несовершения сотрудником или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию их нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Установив, что истец как до 05.12.2013, так и после этого был обеспечен жилой площадью менее 15 кв. м, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что действия истца по снятию с регистрационного учета не ухудшают его жилищные условия.
При этом суд апелляционной инстанции не дал никакой правовой оценки тому обстоятельству, что П.С.БА. имел наравне с другими собственниками право пользования жилым помещением по адресу: /__/, где он имел долю в жилом помещении более, чем 15 кв. м (15,5 кв. м), не установлено чем вызван его добровольный отказ от права пользования жилым помещением по адресу: /__/, за два месяца до подачи рапорта о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты, привели ли такие действия истца к намеренному созданию ситуации нуждаемости в жилом помещении.
Установление данных обстоятельств в силу требований действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, имеет значение для правильного разрешения спора, однако суд апелляционной инстанции удовлетворил исковые требования истца, не исследовав все обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора, не дав оценки всем представленным доказательствам и установленным обстоятельствам.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении должны быть указаны мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.
В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" по смыслу статьи 327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Приведенные выше требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не в полном объеме.
Допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов кассатора.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с делом, вправе отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
С учетом изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 12.12.2017 подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, поскольку допущенные судебной коллегией нарушения не могут быть исправлены судом кассационной инстанции.
При новом рассмотрении следует учесть вышеизложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 387, 388, пунктом 2 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Томского областного суда
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 12 декабря 2017 года по делу по иску П.С.БА. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области о признании незаконным решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отменить.
Направить данное дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Томского областного суда.
Постановление президиума Томского областного суда вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.