Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Президиума Челябинского областного суда от 04.07.2012 по делу N 44-Г-59/2012
В иске о понуждении создать подразделения пожарной охраны отказано, поскольку статья 26.3 Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с созданием подразделений пожарной охраны для тушения пожаров.


Постановление Президиума Челябинского областного суда от 04.07.2012 по делу N 44-Г-59/2012
В иске о понуждении создать подразделения пожарной охраны отказано, поскольку статья 26.3 Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с созданием подразделений пожарной охраны для тушения пожаров.

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПРЕЗИДИУМ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2012 г. по делу N 44-Г-59/2012
I инст. Судья: Болбат С.Л.
II инст. Судьи: Трапезникова И.И. (председ.)
Кучин М.И. (докл.)
Шигапова С.В.
Президиум Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Вяткина Ф.М.
членов президиума Кашириной Е.П., Смирнова В.П.,
Козловой Н.В., Балакиной Н.В.
при секретаре М.
рассмотрел в заседании гражданское дело по кассационной жалобе Правительства Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 23 августа 2011 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 31 октября 2011 года по заявлению прокурора г. Челябинска к Правительству Челябинской области о понуждении создать подразделения пожарной охраны.
Заслушав доклад судьи Карнауховой Т.А., объяснения представителя Правительства Челябинской области С.М., представителя областного государственного учреждения "Противопожарная служба Челябинской области" В.А., представителей Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области Т.Е., Ф.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области Р.Е., возражавшего против доводов кассационной жалобы и полагавшего судебные постановления законными и обоснованными, мнение прокурора Челябинской области П.А., возражавшего против доводов кассационной жалобы и полагавшего судебные постановления законными и обоснованными, президиум
установил:
прокурор г. Челябинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к Правительству Челябинской области о понуждении создать подразделения пожарной охраны, содержащиеся за счет средств областного бюджета и обеспечивающие нормативный уровень прибытия в случае вызова в учреждения социальной защиты:
- муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа (далее по тексту - школа) N 116, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. 2-я Эльтонская, 16 "а";
- школа N 131 - г. Челябинск, ул. Зерновая, 11, пос. Федоровка;
- школа N 28 - г. Челябинск, ул. Городок, 11-7;
- филиал школы N 147 - г. Челябинск, пос. Сосновка, ул. Калинина, 1 "а";
- филиал школы N 94 - г. Челябинск, пос. Каштак;
- филиал школы N 28 - г. Челябинск, ул. Рабоче-Крестьянская, 2 "а";
- филиал школы N 117 - г. Челябинск, пос. Исаково, ул. Дорожная, 3;
- муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад (далее по тексту - детский сад) N 439, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. 2-я Шагольская, 38 "а";
- детский сад N 25 - г. Челябинск, ул. Городок, 11 (ЧВАКУШ);
- детский сад N 44 - г. Челябинск, ул. ОПМС, 472, 8;
- детский сад N 367 - г. Челябинск, ул. 2-я Эльтонская, 22 "б";
- детский сад N 280 - г. Челябинск, пос. Сосновка, ул. Пионерская, 11 "а";
- детский сад N 374 - г. Челябинск, пос. Федоровка, ул. Огневая, 26 "а";
- детский сад N 461 - г. Челябинск, пос. Федоровка, ул. Огневая, 5;
- детский сад N 150 - г. Челябинск, ул. Сахалинская, 31;
- детский сад N 36 - г. Челябинск, ул. Сахалинская, пос. Каштак;
- детский сад N 392 - г. Челябинск, ул. Сосновая роща, 77.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что в отношении указанных учреждений, расположенных на территории города Челябинска, не соблюдается нормативное время прибытия подразделений пожарной охраны в случае вызова, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся (воспитанников) и иных участников образовательного процесса. Для устранения нарушений необходимо создать подразделения пожарной охраны, в том числе, построить пожарные депо, непосредственно приближенные к школам и детским садам. Обязанность по выполнению указанной государственной функции отнесена законом к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в лице Правительства Челябинской области, которое не принимает меры к соблюдению пожарной безопасности.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 23 августа 2011 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 31 октября 2011 года, исковые требования прокурора г. Челябинска удовлетворены частично.
На Правительство Челябинской области возложена обязанность в срок до 1 июля 2012 года создать подразделения пожарной охраны, содержащиеся за счет средств областного бюджета и обеспечивающие установленный ст. 76 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" нормативный уровень прибытия в случае вызова в следующие учреждения образования г. Челябинска:
школа N 116 (п. Чурилово, ул. 2-я Эльтонская, 16 "а");
школа N 147 (п. Сосновка, ул. Калинина, 1"а");
детский сад N 44 (п. Чурилово, ул. ОПМС-42, 8);
детский сад N 367 (п. Чурилово, ул. 2-я Эльтонская, 22 "б");
детский сад N 280 (п. Сосновка, ул. Пионерская, 11"а").
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 23 марта 2012 года, Правительство Челябинской области просит отменить вынесенные по делу судебные постановления, ссылаясь на существенное нарушение судами первой и второй инстанций норм материального права.
Определением судьи Челябинского областного суда Карнауховой Т.А. от 29 мая 2012 года гражданское дело передано в суд кассационной инстанции для рассмотрения по существу.
Все участвующие в деле лица о передаче дела с кассационной жалобой Правительства Челябинской области в суд кассационной инстанции и о дне слушания дела извещены.
В силу статьи 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Обсудив доводы кассационной жалобы и определения о передаче дела в суд кассационной инстанции, проверив материалы дела, президиум находит, что имеются основания, предусмотренные законом, для отмены судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Разрешая дело и удовлетворяя требования прокурора о возложении на Правительство Челябинской области обязанности создать подразделения пожарной охраны, содержащиеся за счет средств областного бюджета и обеспечивающие установленный ст. 76 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" нормативный уровень прибытия в случае вызова в учреждения образования г. Челябинска, суд первой инстанции исходил из того, что вопросы пожарной безопасности отнесены к ведению субъекта Российской Федерации и осуществляются самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Как на правовое обоснование суд первой инстанции сослался на п. 1 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года, ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ст. 1 Закона Челябинской области "О пожарной безопасности в Челябинской области" N 342-ЗО от 16 декабря 2004 г.
С такими выводами суда первой инстанции согласился и суд второй инстанции.
Между тем такие выводы судов первой и второй инстанции сделаны с существенным нарушением норм материального права.
В статье 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с последующими изменениями) определено, что в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба, структурно входящая в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и противопожарная служба субъектов Российской Федерации, соответственно, не входящая в структуру МЧС Российской Федерации, и создаваемая органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 16 Закона "О пожарной безопасности" осуществление тушения пожаров в населенных пунктах относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности и является расходным обязательством Российской Федерации.
Статьей 18 названного Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся: нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции; организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности; создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств субъектов Российской Федерации, и эти меры являются расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 31 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "п" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться пожарные объекты (здание, сооружение, строение, технологическая установка, склады для хранения материальных ценностей под открытым небом, в которых возможно возникновение пожара), а также пожарное оборудование и снаряжение, необходимые для тушения пожаров.
Возможности нахождения пожарного депо - специального здания (сооружения), в котором размещаются личный состав и пожарная техника оперативного подразделения пожарной охраны), подразделения пожарной охраны: подразделение, созданное для тушения пожаров и проведения связанных с ними аварийно-спасательных работ, размещаемое в здании пожарного депо, в собственности субъекта Российской Федерации Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не предусматривает.
Таким образом, суды незаконно возложили обязанность на Правительство Челябинской области по созданию подразделения пожарной охраны, содержащегося за счет средств субъекта Российской Федерации.
Судами первой и второй инстанции не учтено, что в силу пункта 7 статьи 26.3 Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Таким образом, статья 26.3 указанного Закона не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с созданием подразделений пожарной охраны для тушения пожаров.
Поэтому решение судов в части возложения на Правительство Челябинской области обязанности создать подразделения пожарной охраны, содержащиеся за счет средств областного бюджета, является незаконным и подлежащим отмене.
Между тем полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в указанной выше сфере названы в п. 2 ст. 26.3 Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и это - организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (подп. 31).
Поэтому субъект Российской Федерации вправе решать вопрос полномочий по осуществлению координации видов пожарной охраны субъекта и организации тушения пожара - совокупности оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
Судом установлено, что указанные образовательные учреждения расположены на территории города Челябинска. Данные учреждения являются объектами социального обеспечения с пребыванием в них несовершеннолетних учащихся (воспитанников) и иных участников образовательного процесса.
Также судом установлено, что не соблюдается нормативное время прибытия подразделений пожарной охраны в случае вызова (для городских поселений 10 минут, согласно подп. 1 п. 2 ст. 76 Федерального закона от 22 июля 2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"), что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся (воспитанников) и иных участников образовательного процесса в отношении следующих объектов: муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 116 (п. Чурилово, ул. 2-я Эльтонская, 16 "а");
муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 147 (п. Сосновка, ул. Калинина, 1"а");
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 44 (п. Чурилово, ул. ОПМС-42, 8);
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 367 (п. Чурилово, ул. 2-я Эльтонская, 22 "б").
Согласно п. 31 ч. 2 ст. 26.3 Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относятся вопросы организации тушения пожаров (за исключением пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации).
Поскольку, исходя из указанных норм материального права, Правительство Челябинской области вправе и полномочно решить вопрос по осуществлению координации видов пожарной охраны субъекта и организации тушения пожара - совокупности оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий, направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, то решение судов первой и второй инстанции в части удовлетворения требований обеспечения нормативного уровня прибытия в случае вызова в отношении пяти указанных муниципальных учреждений, расположенных на территории г. Челябинска, на органы государственной власти субъектов Российской Федерации является законным.
Поскольку обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения заявленных прокурором требований, установлены, однако судами первой и второй инстанций допущены существенные нарушения норм материального права, которые повлияли на исход рассмотрения дела и без устранения которых невозможно восстановление нарушенного права, то судебные постановления подлежат отмене в части удовлетворения заявленных прокурором требований о возложении на Правительство Челябинской области обязанности создать подразделения пожарной охраны, содержащиеся за счет средств областного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
постановил:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 23 августа 2011 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 31 октября 2011 года в части возложения на Правительство Челябинской области обязанности создать подразделения пожарной охраны, содержащиеся за счет средств областного бюджета, отменить. В отмененной части вынести новое решение: в иске прокурору г. Челябинска к Правительству Челябинской области о понуждении создать подразделения пожарной охраны отказать.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Челябинска от 23 августа 2011 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 31 октября 2011 года оставить в силе, изложить резолютивную часть решения следующим образом:
Обязать Правительство Челябинской области в срок до 1 августа 2012 года разработать мероприятия, обеспечивающие соблюдение установленного ст. 76 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" времени прибытия первого подразделения к месту вызова в следующие учреждения образования г. Челябинска:
муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 1 16 (п. Чурилово, ул. 2-я Эльтонская, 16 "а");
муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 147 (п. Сосновка, ул. Калинина, 1 "а");
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 44 (п. Чурилово, ул. ОПМС-42, 8);
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 367 (п. Чурилово, ул. 2-я Эльтонская, 22 "б");
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 280 (п. Сосновка, ул. Пионерская, 11"а").
Председательствующий
Ф.М.ВЯТКИН