Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Омского областного суда от 23.01.2015
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Судебные акты изменены, размер штрафа снижен, поскольку вступил в силу закон, имеющий обратную силу.
Постановление Омского областного суда от 23.01.2015
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Судебные акты изменены, размер штрафа снижен, поскольку вступил в силу закон, имеющий обратную силу.
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2015 года
Председатель Омского областного суда Ярковой В.А., рассмотрев жалобу защитника БУЗОО "<...>" - <...> Е.А. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора Советского административного округа г. Омска по пожарному надзору от 08 апреля 2014 года N N <...>, решение Первомайского районного суда г. Омска от 10 июня 2014 года и решение Омского областного суда от 12 августа 2014 года, вынесенные в отношении бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "<...>" по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частями 1,
4 статьи 20.4 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Советского административного округа г. Омска по пожарному надзору от 08 апреля 2014 года N N <...> оставленным без изменения решением Первомайского районного суда г. Омска от 10 июня 2014 года и решением Омского областного суда от 12 августа 2014 года, бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "<...>" (далее по тексту - БУЗОО "<...>", учреждение) подвергнуто штрафу в размере <...> рублей за совершение правонарушений, предусмотренных
частями 1,
4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Как следует из постановления, <...> в <...> часов <...> минут в ходе проведения внеплановой выездной проверки установлено, что в зданиях, помещениях и на территории БУЗОО "<...>", расположенных в г. Омске по <...>, юридическим лицом были допущены нарушения требований в области пожарной безопасности, а именно:
- окна в подвале пристройки в поликлинике (литера Д по техническому паспорту на нежилое строение по <...> на поэтажном плане подвала) не выполнены размерами шириной не менее 0,9 м и высотой не менее 1,2 м (фактически 1,24 метра шириной на 0,37 метра высотой, измерено рулеткой, фактически подвальный этаж используется как технический и предназначен для размещения складских и подсобных помещений: помещение N 24 - вентиляционная камера, помещения N 21, N 22 - складское помещение для хранения мебели; помещения N 14, N 13, N 12 - кабинеты сотрудников поликлиники (слесарей); помещение N 11 складское помещение для хранения коробок с пластиковыми разовыми инструментами, лампами; помещение N 20 - складское помещение для хранения дезосредств в коробках, помещение N 19 - помещение для хранения компьютеров, помещение N 15 - складское помещение для хранения коробок с картотекой, документами) (
ч. 1,
3 ст. 6,
ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 6.10 СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения";
п. 6.49 СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения" актуализированная редакция СНиП 31-06-2009);
- ширина выхода (наружных дверей) из лестничных клеток в здании поликлиники (выход из помещения N 37 в помещение N 36; выход из помещения N 36 непосредственно наружу; выход из помещения N 22 в помещение N 21; выход из помещения N 21 непосредственно наружу на поэтажном плане 1 этажа литера А по техническому паспорту на нежилое строение по <...>) выполнены менее ширины лестничного марша (фактически ширина лестничного марша в помещении N 37, N 22 составляет 1,32 метра, ширина дверей из помещения N 37 в помещение N 36 составляет 0,85 метра, ширина наружных дверей из помещения N 36 непосредственно наружу на прилегающую к зданию территорию составляет 1,07 метра; ширина дверей из помещения N 22 в помещение N 21 составляет 1,17 метра, ширина наружных дверей из помещения N 21 непосредственно наружу на прилегающую к зданию территорию составляет 1,00 метра; измерено рулеткой) (
ч. 1,
ч. 3 ст. 6,
ст. 89,
ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 4.2.5 СП 1. 13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
п. 6.16 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений",
п. 33 Правила противопожарного режима в РФ утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390 "О противопожарном режиме").
В жалобе защитник БУЗОО "<...>" <...> Е.А. просит постановление должностного лица и судебные решения отменить. Ссылается на то, что реконструированное в 1996 году здание поликлиники было принято государственной приемочной комиссией к эксплуатации, в связи с чем учреждение не должно нести ответственность за несоответствие ширины эвакуационных выходов и параметров окон подвала требованиям пожарной безопасности. После 1996 года функциональное назначение здание не изменялось, реконструкция или капитальный ремонт не производились. Указывает, что постановлением мирового судьи судебного участка N 111 в Первомайском судебном районе в г. Омске от 13 мая 2014 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Изучив материалы дела N 12-N <...>/2014, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с требованиями
ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 названного Кодекса и
частями 3 -
8 названной статьи.
В соответствии с
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ (
ФЗ "О пожарной безопасности") предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно
пунктам 2 и
3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности") к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Применительно к
части 1 ст. 6 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных названным Федеральным
законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: части 1.1 и 1.2 статьи 97 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" вступают в силу по истечении трех лет после дня официального опубликования Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ. | |
В соответствии с
частью 4 статьи 4 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в случае, если положениями названного
Закона (за исключением положений
статьи 64,
части 1 статьи 82,
части 7 статьи 83,
части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2
статьи 97 названного Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений названного
Закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений названного Федерального
закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования названного Федерального
закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В
пункте 39 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.03.2007 года N 140 разъяснено, что требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания, сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
В силу
ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, в том числе, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права здания под литерами А и Д, расположенные по адресу: г. Омск, <...>, принадлежат БУЗОО "<...>" на праве оперативного управления (л.д. 86,87).
В соответствии с решением исполнительного комитета Омского городского совета народных депутатов N <...> здание, расположенное по адресу: г. Омск, <...>, введено в эксплуатацию в 1987 году (л.д. 17-20, 71-72).
В 1996 году в здании БУЗОО "<...>" была произведена реконструкция с пристройкой отделения профилактики г. Омске литера Д, что усматривается из акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 03 марта 1996 г. (л.д. 21-25, 67-69).
Судебными инстанциями правильно применены вышеприведенные положения законодательства и установлено, что здание БУЗОО "<...>" не соответствует как ныне действующим требованиям пожарной безопасности, так и положениям
СНиП 2.01.02-85 "Противопожарные нормы" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 N 232), которые действовали на момент ввода здания в эксплуатацию и его реконструкции.
Наличие нарушений, выразившихся в несоответствии выходов (дверей) из лестничных клеток здания литера А ширине лестничного марша, равного 1,32 м, и в устройстве окон в подвальном помещении здания литера Д без соблюдения соответствующих размеров таких окон (по высоте менее 1,2 м) подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела и не оспаривается подателем жалобы.
Действия БУЗОО "<...>" правильно квалифицированы в совершении административных правонарушений, предусмотренных
ч. 1 и
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что согласно актам приемочной комиссии здание учреждения соответствовало требованиям пожарной безопасности на момент ввода в эксплуатацию в 1987 году и реконструкции в 1996 году, в связи с чем отсутствует вина учреждения в допущенных нарушениях, являются несостоятельными и подлежат отклонению. Выявленные по данному делу нарушения свидетельствуют о несоответствии данных актов нормам законодательства, что не освобождает учреждение от соблюдения требований пожарной безопасности. Более того, из материалов настоящего дела следует, что за аналогичные нарушения БУЗОО "<...>" привлекалось к административной ответственности в 2010-2013 гг. Юридическим лицом не принято всех зависящих от него мер для соблюдения норм и правил, за нарушение которых
КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с
ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
С 11 января 2015 года вступил в силу Федеральный
закон от 31.12.2014 г. N 515-ФЗ "О внесении изменений в ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", которым
статья 4.1 КоАП РФ дополнена
частью 3.2.
Учитывая, что по информации, поступившей из органа пожарного надзора, постановление от 08 апреля 2014 года N N <...> не исполнено, считаю, что по данному делу имеются исключительные обстоятельства для назначения административного штрафа в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного соответствующими частями
ст. 20.4 КоАП РФ.
Исходя из положений
ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ прихожу к выводу о возможности снижения наказания, назначенного юридическому лицу, ниже низшего предела, установленного санкцией
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, до <...> рублей.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм
КоАП РФ, повлиявших на исход дела, которые влекут отмену принятых по делу решений, не допущено.
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора Советского административного округа г. Омска по пожарному надзору от 08 апреля 2014 года N N <...>, решение Первомайского районного суда г. Омска от 10 июня 2014 года и решение Омского областного суда от 12 августа 2014 года, вынесенные в отношении бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "<...>" по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частями 1,
4 статьи 20.4 КоАП РФ, изменить.
Снизить размер назначенного бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "<...>" со <...> до <...> рублей.
Копию постановления направить для сведения БУЗОО "<...>", ТОНД УНД Советского административного округа г. Омска.
Председатель
Омского областного суда
В.А.ЯРКОВОЙ