Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Омского областного суда от 23.01.2015
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Судебные акты изменены, размер штрафа снижен, поскольку вступил в силу закон, имеющий обратную силу.


Постановление Омского областного суда от 23.01.2015
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Судебные акты изменены, размер штрафа снижен, поскольку вступил в силу закон, имеющий обратную силу.

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2015 года
Председатель Омского областного суда Ярковой В.А., рассмотрев жалобу защитника БУЗОО "<...>" - <...> Е.А. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора Советского административного округа г. Омска по пожарному надзору от 08 апреля 2014 года N N <...>, решение Первомайского районного суда г. Омска от 10 июня 2014 года и решение Омского областного суда от 12 августа 2014 года, вынесенные в отношении бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "<...>" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Советского административного округа г. Омска по пожарному надзору от 08 апреля 2014 года N N <...> оставленным без изменения решением Первомайского районного суда г. Омска от 10 июня 2014 года и решением Омского областного суда от 12 августа 2014 года, бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "<...>" (далее по тексту - БУЗОО "<...>", учреждение) подвергнуто штрафу в размере <...> рублей за совершение правонарушений, предусмотренных частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Как следует из постановления, <...> в <...> часов <...> минут в ходе проведения внеплановой выездной проверки установлено, что в зданиях, помещениях и на территории БУЗОО "<...>", расположенных в г. Омске по <...>, юридическим лицом были допущены нарушения требований в области пожарной безопасности, а именно:
- окна в подвале пристройки в поликлинике (литера Д по техническому паспорту на нежилое строение по <...> на поэтажном плане подвала) не выполнены размерами шириной не менее 0,9 м и высотой не менее 1,2 м (фактически 1,24 метра шириной на 0,37 метра высотой, измерено рулеткой, фактически подвальный этаж используется как технический и предназначен для размещения складских и подсобных помещений: помещение N 24 - вентиляционная камера, помещения N 21, N 22 - складское помещение для хранения мебели; помещения N 14, N 13, N 12 - кабинеты сотрудников поликлиники (слесарей); помещение N 11 складское помещение для хранения коробок с пластиковыми разовыми инструментами, лампами; помещение N 20 - складское помещение для хранения дезосредств в коробках, помещение N 19 - помещение для хранения компьютеров, помещение N 15 - складское помещение для хранения коробок с картотекой, документами) (ч. 1, 3 ст. 6, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 6.10 СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения"; п. 6.49 СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения" актуализированная редакция СНиП 31-06-2009);
- ширина выхода (наружных дверей) из лестничных клеток в здании поликлиники (выход из помещения N 37 в помещение N 36; выход из помещения N 36 непосредственно наружу; выход из помещения N 22 в помещение N 21; выход из помещения N 21 непосредственно наружу на поэтажном плане 1 этажа литера А по техническому паспорту на нежилое строение по <...>) выполнены менее ширины лестничного марша (фактически ширина лестничного марша в помещении N 37, N 22 составляет 1,32 метра, ширина дверей из помещения N 37 в помещение N 36 составляет 0,85 метра, ширина наружных дверей из помещения N 36 непосредственно наружу на прилегающую к зданию территорию составляет 1,07 метра; ширина дверей из помещения N 22 в помещение N 21 составляет 1,17 метра, ширина наружных дверей из помещения N 21 непосредственно наружу на прилегающую к зданию территорию составляет 1,00 метра; измерено рулеткой) (ч. 1, ч. 3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 4.2.5 СП 1. 13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"; п. 6.16 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", п. 33 Правила противопожарного режима в РФ утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390 "О противопожарном режиме").
В жалобе защитник БУЗОО "<...>" <...> Е.А. просит постановление должностного лица и судебные решения отменить. Ссылается на то, что реконструированное в 1996 году здание поликлиники было принято государственной приемочной комиссией к эксплуатации, в связи с чем учреждение не должно нести ответственность за несоответствие ширины эвакуационных выходов и параметров окон подвала требованиям пожарной безопасности. После 1996 года функциональное назначение здание не изменялось, реконструкция или капитальный ремонт не производились. Указывает, что постановлением мирового судьи судебного участка N 111 в Первомайском судебном районе в г. Омске от 13 мая 2014 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Изучив материалы дела N 12-N <...>/2014, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 названного Кодекса и частями 3 - 8 названной статьи.
В соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ (ФЗ "О пожарной безопасности") предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности") к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Применительно к части 1 ст. 6 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных названным Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: части 1.1 и 1.2 статьи 97 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" вступают в силу по истечении трех лет после дня официального опубликования Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 4 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в случае, если положениями названного Закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 названного Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений названного Закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений названного Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования названного Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В пункте 39 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.03.2007 года N 140 разъяснено, что требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания, сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
В силу ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, в том числе, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права здания под литерами А и Д, расположенные по адресу: г. Омск, <...>, принадлежат БУЗОО "<...>" на праве оперативного управления (л.д. 86,87).
В соответствии с решением исполнительного комитета Омского городского совета народных депутатов N <...> здание, расположенное по адресу: г. Омск, <...>, введено в эксплуатацию в 1987 году (л.д. 17-20, 71-72).
В 1996 году в здании БУЗОО "<...>" была произведена реконструкция с пристройкой отделения профилактики г. Омске литера Д, что усматривается из акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 03 марта 1996 г. (л.д. 21-25, 67-69).
Судебными инстанциями правильно применены вышеприведенные положения законодательства и установлено, что здание БУЗОО "<...>" не соответствует как ныне действующим требованиям пожарной безопасности, так и положениям СНиП 2.01.02-85 "Противопожарные нормы" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 N 232), которые действовали на момент ввода здания в эксплуатацию и его реконструкции.
Наличие нарушений, выразившихся в несоответствии выходов (дверей) из лестничных клеток здания литера А ширине лестничного марша, равного 1,32 м, и в устройстве окон в подвальном помещении здания литера Д без соблюдения соответствующих размеров таких окон (по высоте менее 1,2 м) подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела и не оспаривается подателем жалобы.
Действия БУЗОО "<...>" правильно квалифицированы в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что согласно актам приемочной комиссии здание учреждения соответствовало требованиям пожарной безопасности на момент ввода в эксплуатацию в 1987 году и реконструкции в 1996 году, в связи с чем отсутствует вина учреждения в допущенных нарушениях, являются несостоятельными и подлежат отклонению. Выявленные по данному делу нарушения свидетельствуют о несоответствии данных актов нормам законодательства, что не освобождает учреждение от соблюдения требований пожарной безопасности. Более того, из материалов настоящего дела следует, что за аналогичные нарушения БУЗОО "<...>" привлекалось к административной ответственности в 2010-2013 гг. Юридическим лицом не принято всех зависящих от него мер для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
С 11 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2014 г. N 515-ФЗ "О внесении изменений в ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", которым статья 4.1 КоАП РФ дополнена частью 3.2.
Учитывая, что по информации, поступившей из органа пожарного надзора, постановление от 08 апреля 2014 года N N <...> не исполнено, считаю, что по данному делу имеются исключительные обстоятельства для назначения административного штрафа в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного соответствующими частями ст. 20.4 КоАП РФ.
Исходя из положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ прихожу к выводу о возможности снижения наказания, назначенного юридическому лицу, ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, до <...> рублей.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм КоАП РФ, повлиявших на исход дела, которые влекут отмену принятых по делу решений, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.13, ст. 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора Советского административного округа г. Омска по пожарному надзору от 08 апреля 2014 года N N <...>, решение Первомайского районного суда г. Омска от 10 июня 2014 года и решение Омского областного суда от 12 августа 2014 года, вынесенные в отношении бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "<...>" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, изменить.
Снизить размер назначенного бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "<...>" со <...> до <...> рублей.
Копию постановления направить для сведения БУЗОО "<...>", ТОНД УНД Советского административного округа г. Омска.
Председатель
Омского областного суда
В.А.ЯРКОВОЙ