Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Челябинского областного суда от 30.09.2016 по делу N 4а16-897/2016
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Челябинского областного суда от 30.09.2016 по делу N 4а16-897/2016
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2016 г. по делу N 4а16-897
Судья: Первухин Э.Н.
Судья: Жуков А.А.
Заместитель председателя Челябинского областного суда Каширина Е.П., рассмотрев жалобу Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 130 г. Челябинска" на решение судьи Ленинского районного суда г. Челябинска от 10 февраля 2016 года и решение судьи Челябинского областного суда от 22 июня 2016 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных
частями 1,
3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 130 г. Челябинска",
установил:
постановлением N 030037 заместителя главного государственного инспектора ОНД N 3 по пожарному надзору З.А.В. от 16 апреля 2015 года Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 130 г. Челябинска", (далее - МАОУ СОШ N 130 г. Челябинска, Учреждение) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных
частями 1,
3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; на основании
части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением N 030037 главного государственного инспектора ОНД N 3 по пожарному надзору К.А.И. от 02 июля 2015 года постановление N 030037 от 16 апреля 2015 года изменено, назначенное административное наказание в виде административного штрафа снижено до 75 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Челябинска от 10 февраля 2016 года указанные постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору и решение главного государственного инспектора ОНД N 3 по пожарному надзору оставлены без изменения.
Решением судьи Челябинского областного суда от 22 июня 2016 года решение судьи Ленинского районного суда г. Челябинска от 10 февраля 2016 года остановлено без изменения.
В жалобе, поданной на вступившие в законную силу постановления, законный представитель МАОУ СОШ N 130 г. Челябинска - М.М.А. просит их отменить, считая незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу постановлений не нахожу.
В соответствии с
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
частями 3 -
8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным
законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии со
ст. 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что 27 марта 2015 года на основании распоряжения от 05 февраля 2015 года N 190 проведена плановая выездная проверка юридического лица МАОУ СОШ N 130 г. Челябинска по факту соблюдения требований пожарной безопасности при эксплуатации здания МАОУ СОШ N 130 г. Челябинска, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Барбюса, д. 79"б".
В ходе проведения проверки инспектором ОНД N 3 по пожарному надзору установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
1. в нарушение
ст. 4,
табл. 23,
24 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент);
п. 4.17,
п. 5.6.4 Приказа МЧС России от 24.04.2013 N 288 "Об утверждении свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (далее СП 4.13130.2013) заполнение проема на 3 этаже в противопожарной перегородке между помещениями складского назначения и коридором не выполнено противопожарным I-го типа, с пределом огнестойкости не менее EI 30 (фактически установлена деревянная дверь, на которой каких-либо знаков огнестойкости материала не обозначено, документов на установку противопожарной двери не представлено (договор на монтаж, акты выполненных работ и сертификат соответствия пожарной безопасности);
2. в нарушение
ст. 4,
табл. 23,
24 ст. 88 Технического регламента; п. 4.17, п. 5.6.4 СП 4.13130.2013 заполнение проемов в противопожарной перегородке между помещением пищеблока и залом (совмещенным для приема пищи и актовым) не выполнено противопожарным 2-го типа, с пределом огнестойкости EI 30 (фактически окно для раздачи закрывается дверцами из листового металла, обозначения огнестойкости отсутствуют);
3. в нарушение ст. 4, табл. 23, 24 ст. 88 Технического регламента; п. 4.17, п. 5.6.4 СП 4.13130.2013 заполнение проемов дверей и окон в противопожарной перегородке между помещением пищеблока и коридором, ведущим на лестничную клетку, не выполнено противопожарным 2-го типа, с пределом огнестойкости не менее EI 30: установлена дверь из листового металла, на которой каких-либо знаков огнестойкости материала не обозначено, документы (договор на монтаж, акт выполненных работ и сертификат соответствия пожарной безопасности) на установку противопожарной двери не представлено; над дверями расположены остекленные и закрашенные краской окна размерами 50/50;
4. в нарушение
п. 50 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР РФ) руководителем организации не определены порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта.
5. в нарушение глав 5, 7 и 8 Технического регламента;
п. 20 ППР РФ руководитель организации не обеспечил наличие на дверях помещения мастерской плотника на первом этаже (рядом со спортивным помещением) обозначения категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны;
6. в нарушение глав 5, 7 и 8 Технического регламента;
п. 20 ППР РФ руководитель организации не обеспечил наличие на дверях помещения складского назначения (архива на 3 этаже) обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны;
7. в нарушение ст. 4 табл. 23, 24 ст. 88 Технического регламента; 4.17, п. 5.6.4 СП 4.13130.2013 техническое помещение (комната для трудового обучения девочек) не выделено противопожарной перегородкой не ниже 1 -го типа (двери не противопожарные, обозначение огнестойкости материала на дверях не указано, фактически дверь деревянная);
8. в нарушение ст. 4 табл. 23, 24 ст. 88 Технического регламента; 4.17, п. 5.6.4 СП 4.13130.2013 техническое помещение (мастерская плотника на первом этаже) не выделено противопожарной перегородкой не ниже 1-го типа (двери не противопожарные, обозначение огнестойкости материала не дверях не указано).
В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности инспектором отдела надзорной деятельности N 3 по пожарному надзору в отношении Учреждения составлен протокол от 30 марта 2015 года N 711 об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Также при проведении проверки выявлено, что:
1. в нарушение
п. 42 "в" ППР РФ в помещении складского назначения (архив) эксплуатируется светильник со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника;
2. в нарушение ст. 4 Технического регламента; п. 13.14.12 Свод правил Естественное и искусственное освещение (далее - СП 52.13330.2011) отсутствует аварийное освещение в помещении пожарного поста с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство;
В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности инспектором отдела надзорной деятельности N 3 по пожарному надзору в отношении Учреждения составлен протокол от 30 марта 2015 года N 712 об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
Также при проведении проверки выявлено, что:
1. в нарушение ст. 4, п. 1 ст. 89 Технического регламента; п. 4.2.7, СП 1.13130.2009 двери центральной лестничной клетки 3-го этажа не имеют уплотнения в притворах;
2. в нарушение ст. 4, п. 1 ст. 89 Технического регламента; п. 4.2.7, СП 1.13130.2009 двери лестничной клетки, ведущие из кабинета химии, не имеют уплотнения в притворах;
3. в нарушение п. 1, п. 8 ст. 89 Технического регламента; п. 33 ППР;
п. 8.1.11 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171) (далее - СП 1.13130.2009) отсутствует второй эвакуационный выход с третьего этажа здания;
4. в нарушение п. 35 ППР в спортивном зале (большом) запоры на дверях эвакуационного выхода наружу не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (отсутствует щеколда, двери закрываются только на ключ);
5. в нарушение ст. 4, п. 1 ст. 89 Технического регламента;
п. 4.2.7 СП 1.13130.2009 двери лестничной клетки, ведущие из коридора столовой и актового зала, не имеют приспособления для самозакрывания с уплотнением в притворах.
В связи с указанными нарушениями требований пожарной безопасности инспектором отдела надзорной деятельности N 3 по пожарному надзору в отношении Учреждения составлен протокол N 713 от 30 марта 2015 года об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
При этом главный государственный инспектор отдела надзорной деятельности N 3 по пожарному надзору, рассмотрев жалобу Учреждения на постановление от 16 апреля 2015 года, установил, что нарушения, указанные в обжалуемом постановлении, частично устранены и пришел к выводу о возможности применения к юридическому лицу положений
ч.ч. 3.2,
3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, снизив назначенное Учреждению наказание в виде административного штрафа до 75 000 рублей, о чем, вынес решение от 02 июля 2015 года.
Факты допущенных нарушений требований пожарной безопасности и виновность Учреждения в совершении правонарушений, предусмотренных
ч. ч. 1,
3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждены представленными в дело доказательствами, которым судьями дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями
статьи 26.11 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно в их совокупности, в соответствии с требованиями
ст. 26.11 КоАП РФ, судьи пришли к обоснованному выводу о виновности МАОУ СОШ N 130 г. Челябинска в совершении административных правонарушений, предусмотренных
частями 1,
3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Требования
ст. ст. 9,
12,
13,
14,
16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки соблюдены. Оснований, предусмотренных
ст. 20 указанного Закона, влекущих недействительность результатов проверки по делу, не установлено.
Доводы жалобы о том, что основная часть выявленных нарушений требований пожарной безопасности была устранена, не свидетельствуют об отсутствии в действиях юридического лица состава административных правонарушений, предусмотренных
частями 1,
3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Выявленные в ходе проверки в помещениях нарушения требований пожарной безопасности обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства. Оснований не доверять сведениям государственного инспектора по пожарному надзору о том, что на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, не усматривается, в ходе рассмотрения дела их наличие не опровергнуто, устранение допущенных нарушений входит в обязанности указанного лица.
При этом недостаточное финансирование МАОУ СОШ N 130 г. Челябинска, само по себе не свидетельствует об отсутствии вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частями 1,
3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что Учреждением не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности. Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих Учреждению своевременному выполнению установленных законом обязанностей, в материалы дела не представлено.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Протоколы об административном правонарушении составлены уполномоченным должностным лицом в соответствии со
ст. 28.2 КоАП РФ, в них отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Законный представитель юридического лица М.М.А. при составлении протоколов принимала участие, копии протоколов получила в установленном порядке.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями
ст. 29.7,
29.9 КоАП РФ, в нем содержатся все сведения, предусмотренные
ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено МАОУ СОШ N 130 г. Челябинска с учетом положений
ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, с применением положений
ч. 3.2,
ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями
ст. ст. 3.1,
3.5,
4.1 -
4.3 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.
Должностным лицом и судебными инстанциями дело проверено в полном объеме в соответствии с
ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, всем доводам жалобы дана полная и объективная оценка. Оснований для переоценки выводов должностного лица и судей не имеется.
Указание в решении судьи районного суда наименования юридического лица "МАОУ СОШ N 130", тогда как 23 ноября 2015 года в учредительные документы Учреждения были внесены изменения, в соответствии с которыми новое наименование Учреждения "Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 130 г. Челябинска", не является основанием для отмены состоявшихся по делу решений. Оснований полагать, что решение было вынесено в отношении иного юридического лица, а не Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 130 г. Челябинска", не имеется.
При пересмотре дела должностным лицом, судьей районного суда и судьей областного суда законный представитель МАОУ СОШ N 130 г. Челябинска - М.М.П. участвовала в судебных заседаниях, обосновывала позицию учреждения по делу. При пересмотре дела судьей областного суда в судебном заседании принимала участие защитник МАОУ СОШ N 130 г. Челябинска К.Р. Таким образом, юридическое лицо не было лишено возможности защищать свои права и законные интересы. Нарушений гарантированных
Конституцией РФ и
ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в
ст. ст. 1.5,
1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела также не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных
ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 30.13 -
30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Челябинска от 10 февраля 2016 года и решение судьи Челябинского областного суда от 22 июня 2016 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных
частями 1,
3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 130 г. Челябинска" оставить без изменения, жалобу Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 130 г. Челябинска" - без удовлетворения.
Заместитель председателя
областного суда
Е.П.КАШИРИНА